Вопрос к прошлому: сын турецкой семьи исследует семейную историю

25 июня, 2015 - 19:35

Турецкий фотограф Эмин Акпнар уже долгое время занимается исследованием некоторых сомнительных аспектов истории своей семьи. Кроме глубокого несогласия с националистическим настроем своей семьи, в историях, услышанных с детства, он обнаружил один нелогичный эпизод.

Семейная история Эмина основывается на одном: в 1925 году их семья бежала из Эрзинджана (Ерзнка) в Кыршехир, поскольку армяне поджигали деревни и убивали людей.

«Моя семья мало знает о своем прошлом, и я слышал эту историю, основанную на рассказах моего дяди. Я начал расспрашивать своего отца о ней», — рассказывает Эмин в интервью «Этк»,-«Հետքին».

Отец Эмина также является носителем этой истории, и поскольку дед Эмина умер, когда отцу было 6 лет, единственным источником информации был его старший брат, который родился в Эрзинджане. По его словам, во время побега ему было 5-6 лет, когда армяне совершали «варварства». Дядя Эмина до сих пор жив, однако прикован к постели и с ним трудно общаться.

Эмин всегда считал эту историю, более чем сомнительнойиз-за исторического факта Геноцида армян 1915 года.

«Если они убежали в 1925 году, возникает вопрос, от кого? В то время, даже если в Эрзинджане и остались армяне, они не могли поджигать деревни или убивать людей», — объясняет Эмин.

В течение своей жизни отец Эмина всего один раз поехал в родную деревню, чтобы собрать сведения о других членах своей семьи, поскольку было известно, что во время побега не вся семья смогла переехать в Кыршехир. Отец ничего не спросил про армян, поскольку его интересовала лишь судьба своей семьи.

«Ему не удалось ничего узнать, только один пожилой человек сопроводил отца к фонтану и сказал, что его построил мой дед. Однако, нам ничего не известно об этом», -говорит Эмин.

Следующий вопрос Эмина касается названия их деревни, которое он слышал всю свою жизнь – Багарич (Bagariç).

«Им никогда не приходило в голову, что это не турецкое название», -улыбается Эмин. «Я спросил отца, что означает название нашей деревни на турецком языке и он не смог ответить. Затем я сказал ему, что название армянское и в этой деревне жили армяне».

С помощью карты Севана Ншаняна Эмин определил местонахождение деревни и выяснил значение названия. Багарич – армянское слово, которое означает Храм Божий или поселение.

«Фактически, я обнаружил, что моя семья не бежала от армян, и что название деревни не турецкое, а также, что в этой деревне было много армян»,- говорит Эмин.

В Западной Армении есть две деревни с названием Багарич: одна находится в провинции Дерджан Эрзрумского вилайета, другая – в провинции Даранаг или Камах, которая нынче называется Кемах. Используя армянское название Багарич, взятое с сайта Севаняна, Эмин собрал некоторые сведения о своей деревне на разных армянских форумах и сайтах, и чтобы понять их, использовал «Google Translate».

Сначала, не зная о существовании двух деревень Багарич, Эмин обнаружил информацию о Согомоне Тейлиряне, который родился в другой деревне, однако потом понял, что Тейлирян из другого Багарича.

Согласно книге Раймонда Геворкяна «Геноцид армян», в преддверии Геноцида в Дерджане была 41 армянская деревня, с общей численностью 11690 человек. Багарич населяло 1060 армян.

Во время поиска информации Эмин натолкнулся на турецкий перевод трехтомника, опубликованного Национальным архивом Армении «Геноцид армян в Османской империи: Свидетельства выживших», в котором нашел некоторые упоминания об их деревне. Свидетель по имени Вардан Аветисян, которому во время Геноцида было 11 лет писал, что до начала войны армяне и турки жили в мире и согласии.

32-летний Эмин говорит, что его не интересует тот факт, был ли его дед армянином, турком или курдом. «В истории моей семьи есть много непонятных аспектов. В нашей семье всегда утверждалось, что мы 100 процентные турки, однако я не люблю подобные националистические вещи и ищу ответы», — объясняет Эмин.

До начала 20 века, когда в Европе уже распространялось понятие национализма, которое еще не дошло до Востока, люди, жившие в Османской империи, считались османскими подданными и их классифицировали по религиозной принадлежности – мусульмане и христиане. Термин «турок», который означаетжитель Турции был использован в 1923 году, после учреждения национального государства и в течение времени людям, живущим там, самыми разными способами навязывалась турецкая идентичность.

Турецкая писательница и социолог Пинар Селек утверждает, что турецкая идентичность была создана на основе истребления не мусульман – Геноцид армян, изгнание греков и тд, и с помощью вторичного заселения в Анатолии мусульманских общин из Балкан и Кавказа, которым говорилось, что они – турки.

Однако этот процесс, в свое время принесший результат, в настоящее время ведет в другом направлении, поскольку многие люди в Турции интересуются своим прошлым и идентичностью, а многие даже не называют себя турками.

Эмин вырос с чисто турецкой идентичностью, в семье, где проповедовалась идеология турок/правильный/честный. Однако, он уверен, что в Анатолии невозможно быть 100 процентным турком. Он не может понять, что заставляет его исследовать прошлое своей семьи.

«Возможно, я хочу показать своей семье, что они не правы, поскольку настроены очень националистично, а мне это неприятно»,- говорит он.

Истории друзей с армянскими корнями также мотивировали Эмина исследовать историю своей семьи.

«Они выросли и вдруг узнают, что их бабушка или дедушка армянин, который был исламизирован. Однако, моя история отличается тем, что ее просто нет», — говорит Эмин.

Эмина интересует также другой вопрос: если, например, его семья былабыла чисто турецкой, что их сподвигло на побег? Он говорит, что если даже семья не бежала, а просто переехала из деревни в город, что часто случается, то антиаргументом этого тот факт, что в подобных случаях большие семьи переезжают все вместе. В случае их семьи было не так: они уехали в разных направлениях и ничего не знают друг о друге. Возникает еще вопрос: почему они выбрали именно Кырхешир, который расположен недалеко от Анкары и очень далеко от Багарича? Ведь обычно во время побега люди перебираются в ближайшее безопасное место.

«Это вопросы, на которые у меня нет ответа, и я ищу его», -говорит Эмин.

Эмин поделился своими открытиями с отцом, который начал задавать ему вопросы. Летом они вместе планируют поехать в Багарич, чтобы исследовать семейную историю.

«Я готовлюсь к поездке и возьму свой фотоаппарат. Я знаю, что там есть множество церквей и собираюсь расспросить жителей деревни, кто их построил», — говорит Эмин.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image