Грузия: террористическая мотивация на сближение

2 июля, 2015 - 12:34

Грузии следует углубить сотрудничество с РФ и Ираном, имеющими немалый опыт в противостоянии террористическим группировкам

Тема ИГИЛ на Кавказе получила новый импульс. Если до недавнего времени ее рассматривали через призму участия сотен молодых кавказцев в военных действиях против президента Сирии Башара Асада, то сегодня формируется другая картина, поскольку ИГИЛ уже пришел и на Кавказ.

Неделю назад пресс-секретарь ИГИЛ Абу Мухаммад аль-Аднани объявил о создании новой административной единицы – вилайета – на Северном Кавказе. Лидером филиала ИГИЛ в этом регионе назначен Абу Мохаммад аль-Кадари. При этом различные группы северокавказского исламистского подполья начали заявлять о присяге «Исламскому государству» еще в конце 2014 года.

Вслед за Дагестаном последовало подполье Кабардино-Балкарии, затем Ингушетии. А 12 июня в интернете появилась запись, на которой командир батальона смертников «Рияд ас-Салихийн» амир Хамзат (Аслан Бютукаев) приносит присягу от имени всех боевиков Чечни.

Благодатная почва для ИГИЛ и угроза миру

Решение ИГИЛ о создании своего представительства на Кавказе не случайно. Во-первых, в рядах ИГИЛ воюют сотни северокавказцев, закаленных бойцов, имеющих годы практики диверсионно-партизанской деятельности против федеральных войск России. Их опыт, как показывает практика, очень эффективно реализуется в Сирии против правительственной армии. Там им удалось наладить контакты с другими боевыми организациями, которые в случае чего могут прийти им на помощь.

Опыт северокавказских боевиков эффективно реализуется в Сирии против правительственной армии

Во-вторых, Кавказ открывает новые возможности перед ИГИЛ, т.к. в этом регионе немало нерешенных этно-религиозных вопросов, которые могут стать благодатной почвой для реализации идей «Исламского государства».

На заявление аль-Аднани о создании филиала ИГИЛ на Кавказе последовала незамедлительная реакция Тбилиси. Весьма симптоматично, что заявления на сей счет сделали высшие чины силовых ведомств страны, что уже говорит о решительной и твердой позиции грузинских властей пресекать на своей территории любые действия, которые создают угрозу ее безопасности.

Начальник генштаба Грузии генерал-майор Вахтанг Капанадзе на совместной пресс-конференции с заместителем верховного главнокомандующего европейскими силами НАТО генералом Адрианом Брэдшоу заявил, что создание филиала ИГИЛ на Кавказе представляет угрозу.

По его словам, этот факт – в определенной степени не новость, так как ранее несколько чеченских и дагестанских полевых командиров уже зафиксировали свое подчинение «Исламскому государству».

«Это не первый случай, когда "Исламское государство" сделало заявление об "Имарате Кавказ". Бесспорно, что указанная организация представляет угрозу не только для Грузии, но и всего мира. И мы как часть мира воспринимаем данный факт как угрозу. Имеются соответствующие расчеты и сценарии, которые мы отрабатываем. Указанный факт не останется без внимания, и еще раз подчеркну необходимость определенного нового сотрудничества с нашими партнерами», – заявил Вахтанг Капанадзе.

Вслед за генералом Капанадзе свою позицию озвучил министр внутренних дел Грузии Вахтанг Гомелаури, пообещав, что Грузия усилит границы в связи с опасностью, исходящей от террористической организации «Исламское государство».

Грузия усилит границы в связи с опасностью, исходящей от террористической организации ИГИЛ

«Это, конечно же, нехорошо для нас и для Кавказа. Эти люди ("Имарат Кавказ" – прим. ред.) всегда стояли отдельно и не были согласны с "Исламским государством". Исходя из этого мы будем работать как в направлении "Исламского государства", так и "Имарата Кавказ". Конечно же, мы еще больше усилим границы, по которым передвигаются эти люди», – заверил Гомелаури.

Разрушение вне зависимости от широты границ

Министр обороны Грузии Тина Хидашели посоветовала России заняться угрозами ИГИЛ на Северном Кавказе, вместо того чтобы вести войну против соседей. Она отмечает, что если этим угрозам со стороны ИГИЛ будут даны возможности развиваться, это станет разрушительным для любой страны – независимо от ее размеров.

«Тот факт, что из Грузии, не говоря уже о Северном Кавказе, боевики идут воевать в ИГИЛ, уже является предметом серьезного беспокойства и переживания, что требует адекватного, позитивного реагирования как со стороны Грузии, так и со стороны России.

Будет неплохо, если Россия в большей степени будет сконцентрирована и занята оценкой угрозы на Северном Кавказе с одной стороны, и с другой – реагированием на нее… Потому что эта угроза такого типа и такого масштаба, что если ей дать возможность развиваться, она может оказаться разрушительной для любой страны, несмотря на ее размер. Поэтому мы совместными силами должны быть включены в борьбу с этой угрозой, а не в войну между собой», – заявила Тина Хидашели.

Следует отметить, что уделять более пристальное внимание деятельности ИГИЛ на Кавказе власти Грузии призывали и зарубежные политики. Еще в прошлом году Мэтью Брайза (американский дипломат, бывший заместитель помощника Госсекретаря США – прим. ред.) прямо заявил, что «если ИГИЛ никто не остановит, в конце концов оно нанесет удар по Грузии».

«Если ИГИЛ никто не остановит, в конце концов оно нанесет удар по Грузии»

Брайза подчеркнул, что Грузия обязана помочь международному сообществу в разгроме «Исламского государства». Учитывая военно-политические возможности Тбилиси, здесь речь идет о национальной безопасности самой Грузии: говорить об участии грузинских солдат в военных действиях против ИГИЛ на территорий Ирака и Сирии просто несерьезно.

Пересмотр внешних ориентиров

Учитывая возросшую нестабильность на Ближнем Востоке, которая таит в себе угрозы и для государств Южного Кавказа, в скором времени у руководства Грузии возникнет необходимость пересмотреть прежние стереотипы мышления в вопросах внешнеполитического предпочтения.

Сохраняя партнерские отношения со странами Запада, Грузии следует углубить сотрудничество с теми региональными государствами, которые имеют немалый опыт в противостоянии с террористическими группировками: в первую очередь это РФ и ИРИ. Иран ведет непримиримую борьбу с радикальными террористическими организациями на Ближнем Востоке, поддерживая правительства Ирака и Сирии.

Грузии следует углубить сотрудничество с РФ и ИРИ, имеющими немалый опыт в противостоянии террористическим группировкам

Сегодняшняя реальность такова, что между Грузией и Ираном практически не существует сотрудничества в военной сфере, и это, учитывая прозападный внешнеполитический вектор Тбилиси, не вызывает особого удивления.

Сохраняются и поддерживаются контакты лишь по линии МВД двух стран (обмен информацией, борьба с наркотрафиком и торговлей людьми и др.). В случае усиления активности ИГИЛ на Кавказе свою роль в противодействии его устремлениям могут сыграть как все закавказские страны, так и региональные державы, не уличенные в связях с «Исламским государством».


Василий Папава, независимый грузинский журналист

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image