АРМЕНИЯ: ПОЛУЧИТСЯ ЛИ РЕАНИМИРОВАТЬ ИНИЦИАТИВУ «НЕТ ГРАБЕЖУ!»?

6 июля, 2015 - 12:13

В Армении продолжаются протесты, направленные против очередного намеченного на 1 августа подорожания тарифов на электроэнергию. Между тем, после событий 28 июня протестное движение резко сбавило обороты. Изменился и «формат» движения: от массового – к протестам небольших групп численностью в 500-800 человек.

Напомним, что, начиная с 19 июня под руководством гражданской инициативы «Нет грабежу!» на площади Свободы, а начиная с вечера 22 июня на проспекте Баграмяна, проходят акции протеста с требованием отменить решение Комиссии по регулированию общественных услуг (КРОУ) от 17 июня о повышении тарифов на электроэнергию на 16 %. В знак протеста против жестокого поведения полиции, применившей при разгоне демонстрации ранним утром 23 июня грубую силу, в тот же день на проспекте собралось намного больше людей – около 10-12 тысяч. Акции продолжаются круглосуточно, полиция все это время ведет себя сдержанно. 4 июля заместитель начальника полиции Еревана Валерий Осипян призвал митингующих на проспекте Баграмяна снять баррикады из мусорных ящиков и разойтись по домам. Кроме того, он предложил демонстрантам сформировать группы, состоящую из юристов и экономистов и принять участие в аудите, который будет проведен на ЗАО «Электрические сети Армении». В свою очередь демонстранты, которых, несмотря на выходной день, было не более двух сотен, подчиниться призыву Осипяна отказались, заявив, что уйдут лишь при выполнении всех их требований. Более того, один из новоявленных координаторов протестного движения Давид Санасарян, выступая собравшимися, де-факто предъявил властям страны ультиматум: «Мы не откроем проспект Маршала Баграмяна. Ждем до 21:00 понедельника. Если хотя бы одно наше требование не будет выполнено, мы начнем акцию протеста «Шаг вперед» и будем с каждым днем продвигать вперед баррикаду из мусорных контейнеров в направлении президентского дворца». По мнению Санасаряна, активисты обязаны предпринимать «мирные, но бросающие вызов властям шаги». В свою очередь, заместитель начальника полиции Еревана Валерий Осипян заявил о том, что правоохранительные органы  не позволят продвигать баррикаду, сооруженную манифестантами на проспекте Маршала Баграмяна в Ереване, к президентскому дворцу.

ТРИ ВОПРОСА

Что произошло 28 июня?

За период акций инициатива несколько переформатировала свое первоначальное требование, добавив к требованию об отмене решения КРОУ от 17 июня еще два пункта: пересмотреть установленные в 2014 году нынешние тарифы с целью их снижения, а также наказать всех тех полицейских, которые применили силу по отношению к демонстрантам и журналистам 23 июня.

27 июня наконец-то отошла от своей инфантильной позиции власть, предприняв некоторые шаги. Так, в ходе обсуждения с ответственными за экономическую политику должностными лицами президент Серж Саргсян заявил, что правительство Армении возьмет на себя груз подорожания электроэнергии до завершения аудита в компании «Электрические сети Армении» (ЭСА), принадлежащей российской «Интер РАО ЕЭС». В частности, правительство планирует субсидировать повышение тарифов для порядка 105 тысяч необеспеченных семей, или около 400 тысяч граждан, повысив им социальные пособия. По его словам, если заключение аудита подтвердит обоснованность повышения тарифов, то потребители должны платить по тарифу, установленному КРОУ 17 июня. Если же заключение подтвердит необоснованность подорожания, то правительство примет меры для получения обратно суммы, выплаченной электрическим распределительным сетям, и привлечет к ответственности допустивших неточности должностных лиц.

Президент также обратился к участникам протестов на проспекте Баграмяна, призвав их вместе решать возникшие проблемы: «Через пару дней я хочу пригласить нескольких из вас для беседы. Мы вместе должны завершить этот сложный процесс. Ни в коем случае нельзя преступать меру, полиция в состоянии решить любую проблему, но не это наша цель», – заявил Серж Саргсян, призвав демонстрантов освободить проспект и перейти к более спокойным методам.

Произошли существенные изменения и в самом «электрическом движении». Выше уже говорилось о том, что переломным моментом стали события 28 июня, которые предопределили угасание протестов. Речь идет в первую очередь о неоднозначных шагах лидеров гражданской инициативы «Нет грабежу!», продемонстрировавших, по мнению сторонников радикальной линии, пораженческую позицию.

Так, в своем выступлении перед собравшимися руководитель инициативы Вагинак Шушанян призвал протестующих оставить проспект и пойти на площадь Свободы, где инициатива намеревалась провести общественные обсуждения относительно дальнейших действий. «Решать будем вместе, и движение присоединится к общественному решению. Перед тем как принять решение, подумайте об ответственности. Чем больше мы растягиваем наши действия, тем больше время работает против нас. Мы представили наши требования, но не получили на них ответа, в этом случае насколько целесообразно и самое главное безопасно оставаться здесь, на проспекте Баграмяна? Предлагаю перейти на другую сцену борьбы, на которой мы вновь продемонстрируем разные виды неповиновения и предложим другие способы для оказания давления на власти. Достигнем ли мы желаемого результата, каждый раз получая побои от полиции?» – заявил Шушанян, призвав собравшихся принять здравое решение и перейти на площадь Свободы.

Это выступление одного из лидеров инициативы, которая привела людней на «баррикады» и при этом неоднократно обещала стоять до конца, пока власти не пойдут на уступки, вызвало, мягко говоря, непонимание собравшейся массы людей. Из толпы послышались выкрики: «Испугался?! Боишься ответственности, сходи с трибуны!» Выкрики сопровождались свистом. Затем послышалось многоголосое и отчетливое «Позор!»

Шушанян и другие представители инициативы, оставшись в меньшинстве, под недовольные возгласы собравшихся покинули проспект Баграмяна и ушли на площадь Свободы. Инициативу руководства действиями движения взяла на себя спонтанно созданная инициативная группа, имена представителей которой остаются пока неизвестными. Можно предположить, что скорее всего именно этой группе людей принадлежат выкрики из толпы. Впоследствии некоторые представители инициативы, дабы выйти из неудобной ситуации, стали сетовать на свист и вопли группы провокаторов в толпе. Такие действительно присутствовали, однако вряд ли они могли бы повлиять на настроения такого большого числа людей.

Невнятная и беспринципная позиция членов инициативы, которые ввиду своей политической неопытности, не смогли совладеть настроениями большой массы людей и правильно сориентироваться в создавшейся непростой ситуации и к тому же, видимо не выдержали давления полицейских (1), привели к фактическому фиаско организации «Нет грабежу!»

За годы Третьей Республики в Армении было немало протестных движений, однако ни одной из них не заканчивалось столь явной демонстрацией немощи организаторов, которые полмесяца подогревали народные массы, а потом попытались увести людей с баррикад, на которые они их привели.

По словам политолога Армена Бадаляна, представители инициативы «Нет грабежу!» упустили свою возможность руководить движением: «Делаются новые попытки привести активистов на проспект Баграмяна для того, чтобы они взяли контроль над ситуацией, но я не думаю, что эти попытки станут реальностью».

Удастся ли реанимировать гражданскую инициативу «Нет грабежу!»?

Итак, 28 июня инициатива «Нет грабежу!» скомпрометировала себя в глазах общественности. О непоследовательности руководителей инициативы говорит резкое сокращение числа протестующих.

Интересны попытки инициативы обеспечить себе так называемый «refresh». Во-первых, акции продолжаются. С учетом сокращения почти в 100 раз количества протестующих, нетрудно догадаться о том, кто именно сейчас находится на проспекте Баграмяна. Во-вторых, спешно отодвинут на задний план В.Шушанян, вместо которого инициативу, не без помощи СМИ, пытается раскрутить новых лиц, выступающих с новых позиций. Так, один из лидеров этой организации Артур Кочарян в своем интервью радиостанции «Свобода» обвинил в событиях 28 июня политическую власть, полицию, оппозиционные силы, провокаторов на проспекте, протестующих, не внявших уговорам организаторов пойти на площадь Свободы. Таким образом, в неудаче инициативы виноваты все, кроме нее самой.

Кроме того, инициативе пытаются организовать «refresh» и многие подконтрольные властям СМИ, различные политологи, в том числе и такие новоявленные, как Нарек Самсонян. Он утверждает, что называть членов инициативной группы «Нет грабежу!» предателями неправомерно: «Парни столько боролись, создали инициативу, 7 дней провели на проспекте Баграмяна, были избиты, задержаны, и сегодня эти люди стали предателями только из-за того, что они посчитали, что правильнее переместиться на Площадь Свободы, чем оставаться на проспекте Баграмяна. Это в некотором смысле больше похоже на политическую спекуляцию со стороны каких-то сил».

Некоторые эксперты стремятся доказать обществу прогрессивность и актуальность безликих движений, подобных гражданской инициативе «Нет грабежу!». В частности, культурный антрополог Агаси Тадевосян считает, что у инициативы очень простая задача – стоять до тех пор, пока подорожание электроэнергии будет аннулировано, а такое сопротивление не нуждается в лидере: «По-моему, это просто продолжение движения нового поколения, которое началось с гражданских инициатив, направленных против застройки сквера Маштоца, потом подорожания тарифа на проезд. Это проявление из этой серии. Просто постоянно меняются лица, появляются новые, и это естественно, потому что поколение растет, и эти новые лица из подрастающего поколения, и это очень радует». Политический аналитик Саро Сароян не исключает, что из акциями протеста может быть сформирован политический процесс, в результате которого родится новый политический субъект.

До сих пор армянские СМИ не страдали «христианской добродетелью». Всего три месяца тому назад многие «сердобольные» издания приняли самое активное участие в кампании по травле бывшего лидера партии «Процветающая Армения» Гагика Царукяна. А сейчас вдруг все дружно кинулись «лепить» героев из представителей инициативы «Нет грабежу!» С чего бы это?..

Что осталось « в осадке»?

Основываясь на том, что протесты пока продолжаются, постараемся подвести предварительные итоги последних событий.

Во-первых, развернувшиеся на проспекте Баграмяна события не имеют ничего общего с «майданом». В заявлениях протестующих и организаторов не промелькнуло какого-либо геополитического подтекста. Иное дело, что в Армении с началом этого движения сразу же подняли голову так называемые «западники», которые активно пытались и пытаются придать событиям антироссийскую окраску. Между тем, подавляющее большинство армянского общества все ещё мыслит адекватно и осознает, что Армении не нужны «геополитические шатания», не нужен «майдан», украинская версия которого привела к ещё большему обнищанию страны и к братоубийственной войне. Остаётся надеяться, что некоторым представителям неправительственного сектора, экспертам и ряду подконтрольных властям СМИ не удастся заразить армянское общество идеями «майдана», тем самым лишив его здравого смысла.

Второй важный вывод: в «электрическом» движении, несмотря на определённых интерес к происходящему, внешние игроки в целом задействованы слабо. Маловероятно, что России выгодна подобная шумиха, развернувшаяся в том числе и вокруг владельца электрических распределительных сетей российской компании «Электрические сети Армении». Напротив, из встреч Сержа Саргсяна с российскими высокопоставленными чиновниками следует, что Россия заинтересована в скорейшем и эффективном разрешении проблемы.

Видимо, придется разочаровать некоторых (вовсе не только российских) экспертов и СМИ, которые видят в событиях на проспекте Баграмяна «руку Госдепа». В данном случае эта подозрительность является неоправданной. Несколько дней тому назад Чрезвычайный и Полномочный посол США в Армении Ричард Миллз, комментируя информацию о том, что происходящие в Армении события схожи с украинским Майданом и на проспекте Баграмяна можно заметить «след Госдепа», заявил: «Я не думаю, что есть какая-то схожесть между тем, что мы видим здесь, в центре Еревана, и той борьбой, которая происходила в Украине, на Майдане. И США никак не вовлечены в этот вопрос». Конечно, посол может и лукавить, однако стоит вспомнить, что американцы в приниципе не имеют привычки отрицать свое участие в подобных процессах.

Третий вывод – ни одна из политических партий ни разу не объявила о своей поддержке инициативе «Нет грабежу!» Ни разу на акциях протеста не выступил ни один политический деятель. Все это время члены инициативы подчеркивали свою самостоятельность и последовательно следили за тем, чтобы социальные требования не переросли в политические. Таким образом, деятельность инициативы не связана не только с внешними игроками, но и с оппозиционными силами.

Представляет также интерес поведение местных средств массовой информации. Действия протестующих очень детально, включая круглосуточные трансляции, освещали и продолжают освещать почти все ведущие издания: столь мощной информационной поддержки не заслужила ни одна из оппозиционных партий. Так, почти все митинги оппозиционной партии «Армянский национальный конгресс» оставались незамеченными со стороны большей части СМИ.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в «осадке» осталась армянская власть, однако ее проект провалился, так как ставка была сделана на дилетантов. При этом в основе проекта могли быть как геополитические, так и внутриполитические мотивы.

Сегодня некоторые эксперты полагают, что за действиями инициативы стоит Серж Саргсян. «Мастер интриги» пытается с помощью гражданской инициативы создасть новую оппозиционную прозападную силу, дабы в очередной раз, используя завуалированный шантаж, продемонстрировать недоверчивой Москве, что именно он является единственным пророссийским политическим полюсом в Армении.

Насколько эта версия соответствует действительности – покажут дальнейшие события. Пока ясно одно – гражданская инициатива «Нет грабежу!» оказалась «мыльным пузырем». Однако однозначно назвать «электрическое» движение искусственным нельзя. Перефразируя известную фразу из комедии «Иван Васильевич меняет профессию» о «ненастоящем» царе, получим – народ настоящий, а вот лидеры и подконтрольная им небольшая группа – вряд ли...

Примечания

  1.  Сразу после речи Шушаняна выступили полицейские и предупредили митингующих о готовящемся разгоне акции, а начальник Полиции Армении Владимир Гаспарян заявил, что дает митингующим для того, чтобы разойтись 30 минут. Однако последующие события показали, что разгон митингующих не входил в планы властей. На что, очевидно, имеются свои резоны.

Ануш СИРУНЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image