Ереван остается под напряжением

7 июля, 2015 - 13:09

Подавляющая часть армян опасается эскалации конфликта

Вчера армянская полиция освободила проспект Баграмяна от протестующих, которые требовали снижения энерготарифов. Ситуация тем не менее  оставалась напряженной, так как участники инициативной группы «Нет грабежу!» продолжали требовать от правительства снижения цен и отказа от возбуждения дел против отдельных активистов акции протеста. Часть демонстрантов была задержана, но к вечеру всех отпустили.

В понедельник утром ситуация в Ереване стала накаляться. Полиция потребовала от инициативной группы движения «Нет грабежу!», выступающего против подорожания электричества, разблокировать транспортное движение по проспекту Баграмяна, попутно предложив продолжить акцию там же, но только на тротуарах.

Участники протеста требование полиции назвали провокационным, напомнив, что именно в понедельник в 21.00 истекает их ультиматум властям – сообщить об отказе от повышения цен, от возбуждения дел против отдельных активистов и т.п. В противном случае митингующие обещали начать пошаговое (метр в день) продвижение в сторону президентской резиденции, находящейся неподалеку.

Однако после полудня прибывший на проспект спецназ оттеснил протестующих с проезжей части на тротуары. Часть демонстрантов была задержана. К вечеру большинство из них были отпущены.

События в Армении пришли к своему нынешнему состоянию опасного равновесия, когда власти объявили о намерении временно взять на себя общую компенсацию повышения цен на электричество прямым субсидированием ЗАО «Электрические сети Армении» (100% дочернее предприятие российской компании «ИНТЕР РАО») до завершения аудита, который опроверг бы законность повышения тарифа. Или наоборот – подтвердил бы его. В последнем случае власти выразили готовность увеличить пособия малообеспеченным семьям Армении. В цифровом выражении – правительство выделит примерно 5,3 млн долл. на 400 тыс. человек. Одновременно армянскому обществу была представлена достоверная информация о том, что Россия предоставит Армении льготный кредит на сумму 200 млн долл. на военные расходы, и не столь достоверная о том, что Ереван может получить ракетные комплексы «Искандер», а армянское правосудие – российского гражданина Валерия Пермякова, военнослужащего 102-й базы в Гюмри, в январе нынешнего года по непонятным (или пока неразглашаемым) причинам убившего семью местных жителей из семи человек, среди которых были два ребенка.

Такой ответ от властей большая часть людей, протестовавших 10 дней на проспекте Баграмяна, посчитала достаточным и разошлась по домам в ожидании развития событий. Активисты же разделились на два лагеря. Одни решили остаться на проспекте до тех пор, пока власть не начнет удовлетворять требования. Другие с тем же настроем ушли было на площадь Свободы, где традиционно проходят выступления оппозиции, но, оставшись в меньшинстве, свернули деятельность в этом месте армянской столицы. Так проспект Баграмяна, где находятся резиденция президента, посольства некоторых государств, несколько институтов, остался парализованным. Но власть решила не обострять ситуацию, если или пока акция не выйдет за мирные рамки.

«Положение может измениться», – сказал «НГ» в понедельник утром президент Ереванского пресс-клуба, аналитик Борис Навасардян, сам, к слову, живущий на проспекте Баграмяна. По его словам, звучавшие накануне намерения активистов обострить ситуацию (как-то надавить на власти для получения гарантий по отмене повышения тарифа на электричество, прекращения дел против наиболее ретивых участников протеста и т.п.) «пришлись не по душе многим, и теперь можно даже ожидать очередного изменения состава инициативной группы». «Возможны два варианта развития событий – как усиление протеста с обновленными требованиями, так и его угасание на фоне жары, усталости и летних отпускных и каникулярных планов», – сказал Навасардян.

Таким образом, ситуация в Армении – а кроме Еревана подобные акции, хотя и не столь многочисленные, периодически проходят в двух других наиболее крупных городах, Гюмри и Ванадзоре, может качнуться как в сторону разрядки, так и эскалации конфликта.

На сегодня же ясно, пожалуй, следующее:

– Власть Армении, за исключением, пожалуй, первых дней протестов, когда был применен водомет и зафиксированы случаи насилия, повела себя адекватно и сумела удержать ситуацию под контролем. Она провела оперативные и результативные переговоры с Москвой по тем болезненным вопросам, которые задевали местное общество в области российско-армянских отношений. В частности, вышеупомянутый военный аспект (кредит на модернизацию армии и «сведения об «Искандерах») должен стать ответом тем кругам, которые при каждом удобном случае готовы обращаться к вопросу продаж вооружений Россией Азербайджану, подвергая сомнению российско-армянское стратегическое партнерство, закрепленное еще и «братством по оружию» в формате ОДКБ. А передача убийцы Пермякова (Владимир Пермяков - солдат РФ, убивший семью в Гюмри) – тем, кто склонен к рассуждениям о российском высокомерии к союзникам. При этом вопросы к властям Армении, допустившим третье за последние пару лет существенное подорожание электричества, есть.

– Власть России явила готовность прислушиваться к интересам стратегического союзника, находящегося в «совсем другой» весовой категории. Хотя Москве, думается, не удалось ответить на все традиционные на постсоветском пространстве обвинения в свой адрес в том, что она готова поддерживать власти той или иной страны, игнорируя при этом интересы местных обществ.

– Экспертные и политологические круги России за редким исключением в отличие от властей оказались менее готовы к объективной оценке армянского процесса, налепив с ходу ярлык майдана и обвинив Ереван в предательстве Москвы. Они почему-то напрочь потеряли способность понимать, что любое повышение цен в любом государстве радости у населения вызвать никак не может. Тем более у жителей страны бедной, с ограниченными ресурсами. Тем более подорожание электричества, оборачивающееся тотальным повышением цен, от чего не спасают никакие компенсационные выплаты из госбюджета.

События в Ереване, очевидно, диктуют необходимость дифференциации сути протестных явлений на постсоветском пространстве. Если майдан – это акции протеста с целью свергнуть власть или вынудить ее сменить внешнеполитические ориентиры, как в Украине, Киргизии, Грузии (хотя здесь революция роз лишь закрепила за страной западный вектор), то в Армении подобных требований не было. В этой стране даже ярые сторонники европейской интеграции отдают себе отчет в том, что осложнение отношений Еревана с Москвой чревато болезненным рикошетом по проблеме Нагорного Карабаха.

Звучали ли в ходе акций антироссийские лозунги? Вполне могли. В конце концов, протестовать вышли не 10 человек, а 10 тыс., и единодушия в таком случае быть не может. Да еще при накопившихся раздражителях: поставки Россией вооружений Азербайджану; убийство российским солдатом армянской семьи и непрозрачное правосудие; уже состоявшиеся болезненные повышения цен на газ и электричество, притом что энергетикой в Армении заправляют российские компании; категорическое нежелание РЖД, взявших в концессионное управление АЖД, связываться с дорогостоящим и экономически сомнительным строительством ирано-армянской железной дороги, способной вывести Армению из азербайджано-турецкой блокады и, как следствие, вынужденной зависимости от Грузии, – пусть руководство РЖД впоследствии скорректировало позицию, но осадок, что называется, остался.

Были ли требования порвать с Россией, выйти из Евразийского экономического союза и т.п.? Нет. Был и остается социальный протест. Звучавшие напоминания ряда экспертов о том, что события в Украине тоже начались с протестов социального характера, не выдерживают критики. Слишком разные страны, слишком разные общества, слишком разные обстоятельства. Это, кажется, понимают и в США, появление представителя которых в Ереване могло так напугать российских политологов. Вашингтон ограничился вялым напоминанием о правах человека и дежурно констатировал, что «внимательно следит за событиями в Армении». Впрочем, за чем он только не следит.

Юрий Рокс

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image