“Кристин! Кристин! Ирмян кристин!”

7 июля, 2015 - 13:34

В годы Первой мировой войны на Закавказском фронте в составе регулярных русских войск, принимавших участие в военных действиях, было немало представителей Кубанского казачьего войска. Многие из них оставили воспоминания о положении армян в Турции, о черных днях геноцида 1915 года. Некоторые из воспоминаний публиковались в еженедельнике “Кубанский казачий вестник”, выходивший в Екатеринодаре. Часто они оказывались первыми письменными свидетельствами о геноциде.

Предлагаем отрывки из недавно переизданной книги “Казаки на Закавказском фронте”, в которую вошли также публикации из “Вестника”.

ДЖАВДАД-БЕЙ, КРОВАВЫЙ  “КУЗНЕЦ”

Назначение славящегося своей жестокостью хеккиарийского мутосарифа Джавдад-бея ванским генералом-губернатором после сравнительно мягкого управления Таксин-бея весьма знаменательно. Джавдад-бей несколько лет назад служил в том же Ванском вилайетe каймакамом и получил от народа прозвище “кузнеца-каймакама”. Этой кличкой окрестили его армяне за изобретательность в области пыток. “Кавказское слово” рассказывает, что, замучив одного арестованного за хранение оружия армянина, он, не удовлетворившись смертью своей жертвы, арестовал сына замученного, 13-14-летнего подростка, и велел его подковать, что и было исполнено.

Пытки, применяемые Джавдад-беем для мучения задерживаемых им армян, превосходят самое пылкое воображение. Пo его приказанию сдирают кожу полосами с головы живых людей, сажают голодных кошек в штаны арестованных для того, чтобы вынудить их к сознанию, вводят в кишки раскаленные вертела и проч.

“Кубанский казачий вестник”,

1914 г., N 45


“Турецкое правительство приступает к разоружению армян”

“Кавказское слово” передает, что кроме армии, стоящей в Эрзерумe, от Бане до Башкалэ стоит около 90 000 турецкого войска. В пограничных с Россией вилайетах мобилизованы курды. Они расположены в Алашкерте, Хасан-Калэ и на турецко-персидской границе. Кроме этого, офицеры-германцы, числом около 25 человек, в разных частях империи были заняты формированием четнических отрядов, которые предназначались для партизанских набегов на русскую границу и пр. Все эти офицеры-германцы — организаторы четнических отрядов против России — отлично владеют русским языком. Четнические отряды формируют конные и пешие по 20-25 человек в каждом отряде. Немцы пропагандистов-эмиссаров отправляют в отдаленные окраины.

Среди последних особенно выделяются организаторы нападения персидских фидаев на русские войска в Тавризе в декабре 1912 г. Амир Гешмат (бывший полицмейстер Тегерана) и Рагит-бек. Оба они ныне находятся на турецко-персидской границе, со своими бандами совершают набеги на русские войска. По последним сведениям, несколько отрядов, конных, под начальством некоего Аслан-бека из Трапезунда, через Риза двигались в местечко Вицэ-Хон, находящееся в 25-30 верстах от Батума.

Сведения, получаемые из армянских вилайетов, пограничных с Россией, таковы. Во многих из этих вилайетов все мужское население до 40-летнего возраста взято в солдаты, поля остались неубранными... Сотни семейств голодают... Многие из взятых под ружье солдат всех национальностей бежали от суровых условий жизни, поднялись на горы и для поддержания своего существования занимаются грабежами, нападениями на селения. В Ване все армяне до 40-летнего возраста взяты под ружье.

Одновременно с этим сменили губернатора на Таксин-бея и перевели его в Эрзерум. На его место назначен зять Энвера-паши Джавдад-бей, бывший мутесариф (уездный начальник) Башкалэ, который в дни царствования Абдул Гамида особенно прославился организацией армянских погромов. Циркулируют слухи, что назначение свое губернатором Вана он начал под видом розыска бежавших солдат для притеснения армян. В Ване арестованы члены турецкого парламента Врамян и Ваган Папазян.

Недавно на тракте Трапезунд — Эрзерум была ограблена турецкая почта, везшая 40 000 рублей золотом. Этот грабеж был приписан армянам; в местечке Емура, близ Трапезунда, арестовали 13 человек армян — турецкое правительство приступает к разоружению армян...

“Кубанский казачий вестник”,

1914 г., N 45


“РУССКИЕ Солдаты тащат за собой пушки в гору”

Военный корреспондент “Мшака” описывает те тяжелые условия, в которых приходится русскому войску воевать с турками. У подошвы Арарата, на высоте 7 000 футов, свирепствуют снег и буря. Нет никаких дорог, кроме тропинок, извивающихся в горах, по которым могут прыгать лишь горные козлы и по которым приходится проходить теперь русским солдатам со всеми обозами и пушками. В одном месте не было возможности провести по тропинке обозы. Тогда офицер взял с обоза на свои плечи один из узлов; его примеру последовали солдаты и все поползли по тропинке. Солдаты тащат за собой пушки в гору, так как лошади крайне утомлены. Они выказывают сверхчеловеческую выносливость и готовность. Дорог не нашли и на равнине Баязета, где также змейками извивались тропинки. Остановились в одном курдском селении. Но какое селение! Вокруг видны какие-то берлоги вышиной в два с половиной аршина, с крышами из тростников, дающими течь и еле державшимися. Нет ни дверей, ни печей, кроме прохода, через который входят в нору и люди, и скот, и кошки, и собаки. Здесь пришлось провести ночь. В Баязетe узкие улицы, залитые грязью, с такими же домами. Наши власти, пишет корреспондент, водворили в городе порядок. Все это я перенес лично, добавляет корреспондент, увидел собственными глазами и не могу воздержаться от восторга перед стойким и терпеливым русским солдатом.

“Кубанский казачий вестник”,

1915 г., N 2


“Весь путь наступления турок освещен заревом пожаров и залит кровью”

В результате четырехдневных упорных боев на сарыкамышском фронте турки отступали в беспорядке. Раненые передают полные захватывающего интереса эпизоды, лишний раз доказывающие изумительную стойкость русского солдата. В первый день наступления Энвера выдвинутые вперед три роты N-ского полка были охвачены ночью со всех сторон авангардами турецкой армии. Бой длился 36 часов.

36 часов сдерживали русские бешеный натиск аскеров и лишь на вторые сутки медленно отошли на соединение со спешившими на выручку героям частями. Образовавшийся отряд, в десять раз слабейший турок, продолжал драться четыре дня и четыре ночи. За все это время солдаты не имели ни корки хлеба и не спали. Сильно пострадал один из армянских хумбов. Выдвинутая далеко вперед дружина наткнулась на многочисленный турецкий отряд. Тщетно бросались зинворы из стороны в сторону. Везде натыкались они на ощетинившиеся штыками густые колоны аскеров. Ночью глухими горными тропами, оставив своих убитых и раненых, пробились наконец зинворы.

Весь путь наступления турецкой армии освещен заревом пожаров сел и деревень, залит кровью поголовно вырезанных армян. Наших раненых турки раздевают донага и бросают в снег. Изливавшиеся в изъявлениях покорности России местные курды при первом появлении турок сбросили маску и стали в ряды аскеров.

Турки и курды, покидая армянские селения при приближении наших войск, мучают не только одних армян, но и русских солдат и казаков, попавших в их руки. Об этом говорят письма участников войны на Кавказе.

“Казак Могильный во время разведки, отбившись от своих товарищей, наткнулся на неприятеля; чтобы предупредить своих об опасности, Могильный спешился и открыл огонь. Лошадь у него вырвалась и ускакала. Турки взяли Могильного в плен. Через несколько дней его нашли в курдском селении живым, но с отрезанными руками”.

Сотня казаков была отправлена на разведку и наткнулась на неприятеля. Казак Вольской станицы Мирон Ядрин был ранен; другой хотел увезти раненого, но турки усилили огонь. Ядрин и товарищи оказались вынужденными оставить его тело на поле сражения. На следующий день нашли труп Ядрина голым с отрезанными ушами и разбитым черепом.

Таких фактов множество. А вот пример того, что делают турки и курды с армянами. Народ ограблен до последней нитки турецкими ордами. Молодые люди убиты, женщины уведены в плен, остались одни дети и старики, и те голодные, оборванные, босые. Турки при отступлении своем жарили армянских детей и женщин в тондырах (печи, где пекут хлеб), приговаривая: “вот шашлык для русских войск”.

Много другого пишут офицеры и солдаты с Кавказа, но довольно и приведенных кошмаров, чтобы понять, какие ужасы творят турки и курды.

А между тем в покоренных местах они немедленно “пробуют лестью и хитростью подкупить наших военачальников, заручиться их доверием и расположением. Впрочем, и это им нужно больше для доносов и заявлений, направленных против армян, с целью дискредитировать их в глазах русских военных властей, так как они всячески способствуют поражению турецкой армии и оказывают нам ценные услуги.

“Кубанский казачий вестник”,

1915 г., N 2

Окончание в одном из ближайщих номеров

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image