ДУХ КУЛЬТУРЫ НАМНОГО ВАЖНЕЕ

7 июля, 2015 - 19:16

В рамках проходившего в Степанакерте IV международного фестиваля юных музыкантов "Тнджре" имело место еще одно знаменательное событие. С 1 по 5 июля знаменитая российская оперная певица Любовь КАЗАРНОВСКАЯ проводила мастер-классы со студентами и педагогами Степанакертского музыкального колледжа имени Саят-Новы.

ИЗВЕСТНАЯ ПЕВИЦА ПРИЕЗЖАЕТ В НКР ВО ВТОРОЙ РАЗ. Впервые в качестве гостя она побывала в Арцахе на состоявшейся в прошлом году в Шуши премьере оперы Авета Тертеряна "Огненное кольцо". В нынешнем году она с удовольствием и большой готовностью приняла приглашение организаторов фестиваля провести мастер-классы с молодыми арцахскими певцами и певицами. Насколько эффективными оказались эти уроки, показал концерт "Молодые таланты", который с большим успехом прошел 5 июля в концертном зале Музыкального колледжа им. Саят–Новы. На концерте выступили молодые одаренные вокалисты из Арцаха, Армении и России, мастерство которых за несколько дней занятий заметно изменилось к лучшему. Были исполнены произведения русских и зарубежных композиторов.

О мировой славе певицы красноречиво говорят факты. Любовь Казарновская награждена дипломом престижного центра в Кембридже как одна из 2000 самых выдающихся музыкантов ХХ века. Ее называют лучшей Саломеей наших дней, лучшей исполнительницей опер Верди и партии Татьяны в "Евгении Онегине". В 1997 году певица создала Фонд Любови Казарновской для поддержки оперного искусства России.

4 ИЮЛЯ В ТОМ ЖЕ ЗАЛЕ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА СОСТОЯЛАСЬ пресс-конференция Любови Казарновской. Певица с удовольствием ответила на вопросы журналистов, поделилась своими впечатлениями об Арцахе, Армении, надеждами и планами.

- Как вы относитесь к тому, что, посетив Арцах, можете оказаться в черном списке Азербайджана?

- Не знаю, есть я в этом списке или нет. Честно говоря, это меня мало волнует. Вообще-то мне кажется, что бы ни делала твоя рука, она должна делать это с добром, с сердцем, с радостью. За тот созидательный процесс, которым я занимаюсь, те культурные проекты, которые я веду и которые раскрывают душу, помогают молодым стать на ноги и ощутить себя личностями, творческой единицей, если за это люди попадают в черные списки, то, извините, это проблема данной нации. Я не призываю к войне, не призываю к оружию. Я призываю любить друг друга. Я призываю к миру. Я призываю к созидательной работе. Для меня работа с молодыми талантами Карабаха – мой профессиональный и человеческий долг. Если страна призывает меня, если страна хочет открыть свои двери для добра и счастья, то и для меня это самое большое счастье принять такое приглашение. И поэтому я здесь.

- Как вы оцениваете творческий потенциал карабахских певцов и какова цель проводимых занятий? Вы собираетесь открыть в Карабахе оперную школу?

- Ну, конечно, не я одна, мы собираемся это сделать с министром культуры Нарине Эдуардовной и президентом Бако Сааковичем, которого я очень уважаю. Я считаю, что он - человек-миротворец, человек, который развернут на мир и хочет для своей страны только счастья и добра. Он понимает, что культурная составляющая, дух культуры намного важнее. Конечно, экономика, политика важны. Но культура, как говорил Николай Рерих, это ДНК нации, ее суть, ее нервные окончания. Если всего этого нет, и экономика, и политика будут проседать. Одна из причин, почему я здесь: у президента есть видение развития своей страны. Ни для кого не секрет, что и Армения, и Карабах – это такие солнечные регионы, где рождаются великолепные голоса. Просто традиция развития вокального искусства, наверное, была прервана из-за войны. И вот сейчас, в мирный период (а мы все молимся, чтобы он длился долго), время собирать камни. Время собирать таланты. Время давать им факел, развивать их. Есть ребята, которые, по сути, за считанные дни, что я здесь, показывают большой прогресс. Они очень много работают над собой, у них невероятное желание идти вперед. Конечно, это дело сложное, это дело не одного дня. Это дело, требующее каждодневного кропотливого труда. Вот об этом мы и говорили с президентом и Нарине Эдуардовной. И я надеюсь, что скоро карабахский оперный дом, во-первых, как здание будет существовать, а во-вторых, мы сделаем все, чтобы привлекать сюда постановщиков, дирижеров, музыкантов, чтобы развивать эти молодые голоса, давать им возможность практики, выхода на сцену. И если меня пригласят, я буду счастлива.

- Каково ваше жизненное кредо?

- Знаете, мудрее, чем Лев Николаевич Толстой, никто не сказал: "Делай, что должно, и пусть будет, что будет". Ты делай максимально то, что можешь сделать, а все остальное само собой получится.

- Что вас связывает с Арменией, Карабахом?

- У нас есть друзья, с которыми очень давние и очень крепкие отношения. И у них карабахские корни. Это Гайк Магакелян, с которым наше знакомство началось с 2004 года, когда он возрождал некоторые малые города России, дав им возможность построить градообразующие предприятия. Одним из них был "Угличмаш", построенный в городе Углич. А я почетный гражданин города Углича. Он дал рабочие места всему городу, построил четыре детсада, пять детских площадок. В день города мы и познакомились. Я сказала: "Позвольте пожать вам руку". С тех пор мы дружим.

А в Армении, кстати, я росла. Отец некоторое время служил в Армении, а жили мы на Абовяна, 32. Я очень люблю Армению. И я сказала Гайку, что хочу крестить детей в Эчмиадзине. Мы побывали в Эчмиадзине, Ереване, Цахкадзоре. Он сказал: "Ну, теперь остался Карабах. Ты не боишься поехать туда?" - "А есть чего бояться?" - спросила я. "Нет, в плане безопасности бояться нечего. А вот вдруг азербайджанцы тебя будут проклинать?" - "Да мне совершенно все равно", - сказала я. "А вот теперь я хочу пожать твою мужественную руку. Там уже побывала Монсеррат Кабалье, другие знаменитые солисты, группы. Не испугаешься?" - говорит он. И вот мы приехали, как раз должна была быть премьера оперы Авета Тертеряна. Я посмотрела постановку, потом мы поговорили с Ритой Александровной Саргсян, Бако Сааковичем и его женой Анаит, Нарине Эдуардовной и пришли к выводу: год - знаковый для Армении и Карабаха, 100-летие Геноцида армян, надо что-то делать.

Мы просто влюбились во все, что есть здесь. Я счастлива, что открыла для своих друзей это место, эту красоту, что я дала им возможность подышать этим потрясающим воздухом. Они узнали очень многое из истории Карабаха, который входил в Великую Армению, одно из самых мощных государств, существовавших в древности. И Карабах сохранил свою самобытность. При том что здесь "погуляло" много национальностей и народов, люди сохранили в Карабахе свою самобытность, свой дух, свою культуру, свою традицию. Эта земля мне интересна еще и с точки зрения культурного и исторического артефакта. И поэтому мы здесь.

- Как идет работа с хорами над "Реквиемом"?

- В качестве основного хора будет выступать Государственная хоровая капелла под руководством Ованеса Чекиджяна. Гениальный коллектив, с которым я работала и поехала в гастрольную поездку в Англию и Францию и получила громадное наслаждение. Чекиджян - профессионал суперкласса. "Верди – моя душа", - говорит он. И действительно, он на уровне генетики ощущает Верди. Будут выступать и хоры Карабаха. То есть нам нужен очень мощный хор. Приедет Филармонический оркестр Армении. То есть капелла и оркестр прибудут из Армении плюс - хоры из Карабаха и международные солисты.

- Удается ли совмещать ваши планы с данным проектом?

- С большим трудом, но делаю все, чтобы удалось. Каждый творческий человек живет напряженной жизнью. Это естественно. Главное, не заниматься при этом халтурой. И до тех пор, пока все это направлено на высококачественный, профессиональный уровень и тебе позволяют силы, совмещать можно и нужно. Мой график действительно сумасшедший: это и телевидение, и радио, и гастроли. Иногда я чувствую, что дальше – предел, нужно остановиться, отдохнуть.

- Есть ли среди певцов или педагогов для вас непревзойденная величина?

- Таких людей было немало. Знаете, я читаю много книг по вокалу, читаю старых итальянцев. Вот был такой дивный педагог Маркези, который воспитал всех знаменитых кастратов. А вы знаете, что тогда кастраты были основой основ Оперного театра? Потом были другие вокальные школы, которые сами создавали оперные труппы и ездили с гастролями по всей Европе, Латинской, Северной Америке, России... Прекрасные педагоги, представители разных итальянских школ были приглашены и в Санкт-Петербург, которые и основали школы в Петербурге и Москве. И потом Москва призвала профессора Умберто Мазетти, представителя Болонской школы. Это великая школа. И мой педагог Надежда Малышева-Виноградова - вы можете себе представить такое? - аккомпанировала всем знаменитым русским оперным певцам, ученикам Мазетти. По роялю она была ученицей Игумнова. А профессор Мазетти воспитал Нежданову, Обухову, Шаляпин перед каждым спектаклем консультировался с ним, обе сестры Барсовы, Нина Кошиц, любимая певица Рахманинова. Это была плеяда прекрасных певцов, учеников Мазетти. И мой педагог была ассистенткой Мазетти. И получилось так, что Ирина Архипова была ее первой ученицей, а я - последней. Мне было 17, а моему педагогу – 81 год. Она говорила: "Любанчик, бери все, даже если ты устала, не хочешь петь, я буду все тебе рассказывать". Она - человек невероятной культуры, по сути, человек 19-го столетия, для меня непревзойденный педагог. И я счастлива, что прошла замечательную школу.

- Какие у вас музыкальные ассоциации с Арменией?

- Вы знаете, для меня это страна, где живет музыка, где обожают оперу. Я вижу такой интерес к оперным голосам, ко всему, что называется классическим искусством, при том что вам здесь живется очень нелегко, проблем, как говорится, куча. Но как люди воспринимают музыку! Мне кажется, здесь поют все. Как в Италии.

Сусанна БАЛАЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image