Католикос Арам I и «армянский вопрос»

18 июля, 2015 - 23:52

Великий Дом Киликийский выдержал испытание историей.

Личность харизматичного главы Киликийского католикосата Армянской апостольской церкви (ААЦ) в последнее время становится все весомее. Значительная и наиболее заметная за пределами армянской общины часть его деятельности направлена на борьбу за признание Геноцида армян в Османской Турции и за репарации. Перед нами личность масштабная и разносторонняя: лидер церкви, общественный деятель и богослов, популярный среди армян диаспоры.

12 апреля во время мессы в Ватикане, которая была проведена по армянскому католическом обряду и на которой Пара Римский Франциск произнес знаменательную речь о «первом геноциде XX века», Арам I обратился не только к своим соотечественникам, но ко всему миру, произнеся речь на армянском и на английском языках. Киликийский католикос сделал акцент на трех взаимосвязанных принципах: осуждении, признании и репарациях. Из них последний — репарации и возврат собственности ААЦ, утраченной в результате Геноцида армян, за которой должна последовать компенсация потомкам жертв этой трагедии. Не зря в своей речи он подчеркнул, что Геноцид — это не только человеческие жертвы, но и огромный материальный ущерб, упомянув отдельно утрату резиденцию киликийских католикосов в Сисе (совр. Козан, Турция) — монастыря и церкви Св. Софии.

Именно Арам I первым сделал шаг, о котором пишут и говорят уже несколько месяцев — перешел от требования признания Геноцида армян к возврату утраченного имущества. 27 апреля и после СМИ обсуждали новость, не менее важную, чем «цунами признаний» — Киликийский католикосат подал иск в Конституционный суд Турции с требованием вернуть право владения исторической резиденцией в Сисе, равно как и право использовать ее в религиозных целях. Детали иска не разглашаются, поскольку судебный процесс еще не завершен. Время для этого процесса было выбрано более чем удачное — внимание СМИ к кампании столетия Геноцида армян было беспрецедентным. Именно в этот момент новость о подаче иска в Конституционный суд Турции могла вызвать максимальный резонанс. Католикосат подогревал интерес к делу регулярными публикациями в СМИ и на страницах католикоса в социальной сети Facebook, которые, тем не менее, не раскрывают хода судебного разбирательства.

Эта идея возникла давно. О необходимости возврата резиденции Арам I говорил в 2014 году на международной конференции «Армения-Диаспора», которая проходила в Армении, говорил он об этом и ранее. На этой же конференции он заявил, что готовится судебный иск и что грядущее столетие Геноцида армян изменит направление «армянского вопроса»: настало время выходить за рамки борьбы за признание Геноцида. Только в этом случае, по его мнению, может быть восстановлена справедливость. В каждом выступлении на эту тему он повторяет, что справедливость — это божественный дар, а попрание справедливости — это грех против Бога. Хотя, конечно, сам Арам I действует не только как духовный глава, но и как вполне трезвый и прагматичный политик.

Иск Киликийского католикосата хотя и резонансный, но не первый: в 2012 году часть своей собственности через суд пытался вернуть Константинопольский патриархат ААЦ.

Киликийский католикосат собирался подавать иск еще в 2014 году. Но еще раньше, в 2012 году, в Антилиасе состоялась международная конференция «Геноцид армян: от признания к репарациям». Цель конференции как раз и состояла в том, чтобы выяснить, как перейти от признания к репарациям, какие механизмы международного права и юридические инструменты можно задействовать в этом деле, а также какие действия в этом направлении должна предпринять Республика Армения. Арам I считает, что нельзя больше продолжать бороться только за признание Геноцида армян, более того, политика отрицания не освобождает Турцию от юридических обязательств по отношению к утраченной в результате геноцида собственности армянской церкви и общины. Возвращение резиденции в Сисе не было единственной целью — свою задачу Арам I видел и видит в том, чтобы заявить права на всю собственность ААЦ на территории Турции: на церкви, монастыри и т.п. Уже тогда рассматривалась возможность подачи иска в Европейский суд по правам человека в случае отрицательного решения турецких судебных инстанций.

Перед нами фигура ничуть не менее значимая, чем «старший брат» киликийского католикоса — католикос всех армян Гарегин II. Если взглянуть на историю армянской церкви последних веков, то видно, что киликийский престол, в иерархии подчиненных Эчмиадзину, вел себя довольно самостоятельно и независимо. Еще более независимо он существовал большую часть XX века, когда отношения Советской Армении и зарубежных армянских общин носили ограниченный характер. Даже беглого взгляда на историю ААЦ достаточно, чтобы понять: католикос никогда не был лишь духовным наставником своего народа. Он был еще общественным и даже политическим лидером.

В тени такого сильного лидера фигура Гарегина II, не слишком популярного даже в Армении, смотрится заметно бледнее. Арам I смог опередить его и в другой важный момент — в разгар протестов против повышения тарифов на электроэнергию первым выразил обеспокоенность происходящим в стране и призвал власти Армении прислушаться к воле и ожиданиям народа. Главе эчмиадзинского престола еще не раз припомнят, что он сам не высказался на тему происходящих событий.

Петрос Кешишян, будущий католикос Арам I, родился в 1947 году в Бейруте. Это первый глава Великого Дома Киликийского, родившийся в Ливане. Образование он получал в армянской духовной семинарии в Антилиасе, Экуменическом институте Боссе в Женеве, Ближневосточной школе теологии и Американском университете Бейрута, изучал философию, теологию и историю церкви. Докторскую степень он получил в Фордемском университете Нью-Йорка. В 1968 году Петрос Кешишян был рукоположен в священники, в 1980 году — в епископы, а в 1995 году избран католикосом. Его предшественник, киликийский католикос Гарегин II, в том же году был избран Католикосом всех армян и возглавил главный престол ААЦ под именем Гарегина I. В годы гражданской войны в Ливане в качестве примаса армянской общины Арам I сумел реформировать и оживить церковные институты, реализовать несколько крупных проектов (строительство музея, архива и хранилища рукописей в резиденции католикоса в Антилиасе), совершил пастырские визиты в зарубежные епархии католикосата, укрепляя связи с этими общинами, расширил социальные программы церкви. В ходе своих поездок в Антилиасе он встречался c главами государств, церквей, представителями международных организаций, лидерами партий и общин.

Арам I — автор нескольких десятков публикаций. В своей последней работе — сборнике лекций, выступлений и статей «Проблемы и перспективы» (Issues and Perspectives. Antelias: Armenian Catholicosate of Cilicia, 2013), он обращается к самому широкому кругу проблем современности: задачи и вызовы, стоящие перед церковью в наши дни, миссия церкви, политические события на Ближнем Востоке и судьба христианства, религия и геополитика, религия и идентичность.

В одном из выступлений Арам I назвал Киликийское царство первой организованной армянской диаспорой, создавшей свою неповторимую культуру. Армянам Киликии приходилось выстраивать отношения с представителями разных религий и культурных миров, что делало киликийскую культуру более открытой и гибкой. Современная диаспора по большей части является продолжением этой традиции. Это же относится и к Киликийскому католикосату, более открытому, готовому к экуменическому диалогу в противовес более закрытой и консервативной Армении. Арам I сам является последовательным сторонником экуменического движения, диалога и сотрудничества между религиями, этим вопросам посвящена немалая часть его выступлений и публикаций. С точки зрения католикоса, армянская церковь нуждается в возрождении, но выражаться оно должно не только в преобразованиях. Церковь должна быть более отзывчивой, реагировать на ситуацию в мире, на новые проблемы, поскольку «церковь — это не музей», она должна избегать «слепого традиционализма».

Историческая справка

Католикосат Великого Дома Киликийского, существующий с XV века — это напоминание о короткой, но блестящей истории Киликийского Армянского царства. Период с V по XV век — время «странствий» патриарха всех армян, который из-за перипетий политической истории перемещал свою резиденцию с места на место и лишь в середине XV века вернулся в Эчмиадзин, первый и главный центр Армянской апостольской церкви. Часть этого тысячелетнего периода престол католикоса находился в Киликии. В Сисе католикос обосновался в 1293 году, покинув его почти столетие спустя после падения Киликийского царства, в 1441 году. Точнее, из Сиса в Эчмиадзин был возвращен престол католикоса. Но сам католикос Григор IX, не пожелавший переезжать в Эчмиадзин из-за преклонного возраста, остался в Киликии. С него началась история Киликийского католикосата. Резиденция католикоса находилась в Сисе с 1293 по 1922 год; ему подчинялись пятнадцать епархий. После 1915 года все изменилось. Католикос Саак II бежал в Сирию с частью своей паствы, какое-то время у католикосата не было постоянного пристанища. Свой нынешний центр в Антилиасе, католикосат обрел лишь в 1930 году, потеряв большую часть своей паствы и епархий в результате Геноцида армян в Османской империи. Сейчас в духовном ведении Антилиаса находятся епархии в Ливане, Сирии, Иране, странах Персидского залива, Греции, США, Канаде и на Кипре.

Комментарии

По материалам данной статьи католикос Арам I предстал передо мной в образе неутомимого борца - подвижника.Долгие года его жизни прошу Бога я.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image