В убийстве армянской семьи в Гюмри подозревают не только российского солдата

21 июля, 2015 - 19:30

Наш спецкор Николай Варсегов изучал это странное преступление.

На этой неделе Следственный комитет России передал дело Валерия Пермякова представителям главного управления по расследованию особо важных дел СК Армении.

Напомним, 12 января в полдень недалеко от центра города Гюмри в частном доме были обнаружены тела с огнестрельными и штыковыми ранениями членов одной семьи. То оказались застреленными ранним утром в своих кроватях: глава семейства Сергей Аветисян (53 года), его жена Асмик (51 год), их дочь Аида (35 лет), сын Армен (33 года), жена сына Араксия Погосян (24 года), дочка Армена и Араксии – Асмик (3 года) пулевое и штыковое ранения. Их сын Серёжа (7 месяцев) со штыковыми ранениями, но еще живой. Он умер через несколько дней.

Здесь же на месте преступления были найдены военная форма, обувь, автомат Калашникова, принадлежащие солдату 102-й российской военной базы Валерию Пермякову, уроженцу Читы, сыну пастыря в Церкви христиан веры евангельской.

«МНЕ ДАЛИ ДВЕ ШАУРМЫ И КОКА-КОЛУ»

Пермякова на службу призвали в мае 2014-го. Сначала он служил в читинской военной части, готовился стать механиком-водителем танка. В Гюмри приехал 3 декабря 2014 года.

Как точно известно следствию, в ту ночь Пермяков исчез со своего поста. Предположительно, пешком (примерно четыре километра) он прошел с автоматом по городу, проник в дом Аветисянов. Там, совершив убийства, переоделся в гражданскую одежду Армена и после 6 утра отправился к турецкой границе (это еще километров двенадцать). По дороге он где-то переждал световой день, а к полуночи вышел к заградительной погранполосе – к забору из колючей проволоки в районе села Еразгаворс. Там его и поймали российские пограничники. По договору с Арменией ее границу на турецком участке охраняют именно российские пограничники. Но при этом более половину пограничников составляют армяне-контрактники. Пограничникам, разумеется, уже было известно о расстреле семьи и о беглом солдате. Пермякову тут же учинили допрос.

- Первое, что он сказал пограничникам, - поведал мне по секрету один высокопоставленный российский военный в Ереване, - я, говорит, такой-то. Я никого не убивал. Мне дали две «пепси-колы», дали две шаурмы.

- И что это может значить?

- Никто так и не понял. Но интересно, что эти вот показания про колу, шаурму, «не убивал» почему-то исчезли из протокола допроса, - уточнил военный. - Я видел Пермякова. Простецкий бомжеватый парень, каких немало в наших вымирающих городках. Впечатление идиота не производит. Разговаривать со мной он не стал. Замкнулся напрочь.

В Гюмри как среди обычного населения, так и среди силовиков, есть две версии по поводу происшествия. Версия первая: солдат повредился умом, возможно, что «старики» крепко его обидели. Так полагают процентов 30. Остальные же выдвигают вторую версию: это была спланированная диверсия для обострения отношений между Арменией и Россией. Потому как один человек не смог бы вот так легко пять взрослых людей убить и еще двух младенцев.

С АВТОМАТОМ ПО ЦЕНТРУ ГОРОДА

Попробуем поразмыслить.

По словам не только родственников убитых, но и соседей, Аветисяны никоим боком к российской военной базе причастны не были. Жили бедно. Глава семейства Сергей слыл неплохим строителем и ездил на заработки в Россию. В последние времена брал он с собой и сына Армена. Женщины же домохозяйничали. Сергей порой выпивал, но тихо. Все остальные трезвенники.

Пермяков на момент трагедии отслужил в Гюмри чуть больше месяца. В городе он ни разу не был, если верить его начальникам, местности не знал.Ничто Пермякова с Аветисянами связывать не могло. Место побега Пермякова – северо-западная окраина Гюмри, военные склады 102-й базы. Отсюда видна турецкая граница, что в 6 километрах к западу. К ней можно выйти в ночи совсем незаметно через кустарники и гористую местность. А к семейству Аветисянов на улицу Мясникяна, 188 надо идти в совершенно другую, противоположную от границы сторону – на юго-восток. И если хорошо знать маршрут, то самый короткий путь к их дому 4 километра через центр города.

Можно ли ночью человеку с автоматом пройти по Гюмри 4 км, не привлекая внимание патрулей, таксистов, да и прохожих? Не уверен. Я специально вышел в 2 часа ночи - и много таксистов притормаживали: «Вам куда? Садитесь». Полицейские тоже ездили.

По информации, озвученной после убийства, Пермяков убежал в 4 часа утра. Но здешний главный редактор газеты “Гюмри-Аспарез” и руководитель Клуба журналистов «Аспарез» Левон Барсегян, опросив местных жителей, что работают на данной базе, уверяет - Пермяков покинул пост раньше. Потому что в 3 часа ночи его бы должны сменить, и он бы сдал оружие.

Пермякова на месте не оказалось. Военные обязаны были поднять тревогу, известить полицию города. Но, по мнению Барсегяна, военные решили, что часовой ушел куда-то погреться и там уснул. В армии такое случается. О пропаже солдата заявили в полицию только в 8 часов 06 минут.

ЕСЛИ ЭТО ПОБЕГ, ЗАЧЕМ ОН ПОШЕЛ ЧЕРЕЗ ВЕСЬ ГОРОД?

Пермяков той ночью покинул часть с оружием, тем самым серьезно отягощая себе побег. Чтоб под угрозою у кого-то забрать одежду? Но для этого не надо переться через весь город. Логичнее ему грабить в домах ближайших или еще удобнее в недалеком селе, которое на пути к границе. Другое дело, что жилище Аветисянов, может, единственное место в городе, которое находится в неком внутреннем дворике и обнесено большими глухими заборами. Сначала с улицы надо открыть металлическую калитку, пройти вдоль заборов 29 шагов (я посчитал), еще 7 шагов направо, и ты у двери. Тебя не видно за оградами и кустарниками.

Но откуда Валерию было знать про этот «удобный» домик? Откуда знать, что именно здесь можно добыть нужное одеяние?

Домишко Аветисянов маленький, внутреннее расположение напоминает плацкартный вагон с прихожей-тамбуром и тремя комнатками-купе, перегороженными гипсокартонными стенами. Далее за четвертой глухой стеной проживает одинокая 38-летняя родственница Аветисянов Карине, которая в эту ночь тоже была в доме.

НАКАНУНЕ УБИЙСТВА АВЕТИСЯНЫ СОБРАЛИСЬ ПОМЕНЯТЬ ДВЕРЬ

Входная дверь в дом Аветисянов хлипкая, верх у нее стеклянный. Аккурат накануне трагедии хозяева собрались поменять ту дверь на другую - прочную. То ли сами они надумали, то ли какие специалисты им посоветовали, это теперь уже не у кого выяснять.

Ежели полагать, что Пермяков действовал один и сбежал он не позже трех часов ночи, то к дому Аветисянов явился он, примерно, к 6 утра. Четыре километра он шел 3-4 часа? Нестыковка.

Погода, кстати сказать, в ту январскую ночь была минус 19 градусов, днем минус 18. Снега, однако, на земле почти не было и это ночью усиливало темень.

Подошел, повернул ручку на двери калитки. Калитка оказалась незапертой изнутри. После прошел 36 шагов до дверей дома. Рядом с дверью горела гирляндами новогодняя елка. Перед окнами дома было вывешено на просушку много постиранного белья, и это говорило о том, что в доме немало людей.

Далее Пермяков якобы разбил дверное окно, как сообщалось ранее. На деле, уверяют местные силовики и свидетели, окно он не разбивал. А аккуратно, чтобы не разбудить людей, пользуясь штык-ножом или чем ещё оторвал деревянные планки, что крепят стекло дверное. Вынул это стекло и поставил к стенке. После, просунув руку в отверстие, нащупал с внутренней стороны дверной ключ, вставленный в замок. Повернул и открыл дверь в прихожую. Как он ориентировался впотьмах? Родственники убитых предполагают, что у Пермякова был лобный фонарик. Потом отворил дверь в первую комнату, где (возможно при свете фонаря?) увидел в кровати Аиду. Выстрелил в нее два раза в район переносицы.

Надо сказать, что данные о ранениях в разных источниках разнятся. Я сообщаю данные со слов близких родственников.

После преступник открыл дверь во вторую комнату. Там лежали в разных кроватях Сергей и его жена Асмик. На их телах в общей сложности обнаружено 12 пулевых ранений, в основном в грудь. Через следующую дверь убийца проник в последнюю третью комнату. Семью пулями в лицо и грудь застрелил невестку Араксию. Её муж Армен, возможно, спал на животе. У него четыре ранения - в затылок и в поясницу. В этой же комнате спала маленькая Асмик. Ей одна пуля попала в живот. Полугодовалый Сережа спал в кровати между родителями. По иным данным у преступника заклинило автомат, и он нанес младенцу несколько ударов штыком. Тело Армена - отца малыша было обнаружено на полу рядом с кроватью. Или преступник сбросил его, чтобы легче расправиться с ребенком, или Армен вскочил в момент расстрела?

Стрелял убийца, следует думать, примерно, в 6 утра. Потому как именно в это время за следующей от третьей комнаты за глухой стеной родственница Карине услышала некое дребезжание. Подумала, что землетрясение и выскочила на улицу. Огляделась вокруг – все тихо и темнота кромешная. Во всех трех окнах дома Аветисянов света не было. Карине вернулась к себе.

А Пермяков тем временем (если в доме орудовал все же он) отыскал одежду Армена и переоделся в нее. Свою солдатскую форму с подписью «Пермяков» аккуратно сложил и под кушетку сунул. Рядом оставил свои ботинки все с той же подписью «Пермяков». Оставил и автомат с частью патронов, штык-нож и окурок со своею слюной. Забрал три сотовых телефона убитых. А драгоценности, что лежали на видном месте, не тронул.

Закрыл за собою двери и двинулся в сторону турецкой границы. По мнению местных жителей, он пошел аккурат к тому месту в район села Еразгаворс, где наиболее вероятно перед мостом пройти незамеченным через колючку. Но откуда бы Пермякову знать про это место? А уж тем более как его отыскать? Мы с Левоном Барсегяном и днем-то там заблудились, хотя Левон здесь бывал не раз.

ГЛАВНОГО СВИДЕТЕЛЯ ДОПРОСИЛИ ОДИН ЛИШЬ РАЗ

Но вернемся к месту убийства. В 8 часов утра соседка родственница Аветисянов Карине пошла на работу. Она служит на бирже труда. Карине прошла мимо темных окон Аветисянов. Заметила, что нету стекла на входной двери. Но так как соседка знала, что эту дверь собрались менять, решила, что и стекло отсутствует по причине ремонта. А примерно к полудню к Аветисянам пришла родная сестра убитой хозяйки дома – Рита Петросян.

- Я сразу почувствовала, - вспоминает Рита, - в доме что-то не так. Не слыхать, как обычно, детских голосов. Мертвая тишина. В первой же комнате увидала в кровати неживую Аиду. И далее трупы, трупы. У меня был шок, потому не помню горел ли свет, были ли там шкафы открыты? Я ничего не помню. Но крови я не заметила точно и потому решила, что все отравились газом. Я выскочила на улицу, стала кричать и стучать к соседям, чтоб вызывали скорую. У меня телефона не было. Но соседи долго не отзывались. Теперь я думаю, что они ночью слыхали выстрелы, испугались и решили затаиться. После все же приехала скорая и милиция. Тогда появилось много народу тут, может быть не одна сотня. Все проходили в дом. Там затоптали и захватили всё. Запутали все следы. Это уже потом полиция выгнала всех наружу.

- Вас много раз допрашивали? – спросил я Риту.

- Только один раз в тот первый день допрашивала армянская полиция.

- А российские следователи?

- Нет. Не допрашивали российские.

Другие родственники и соседи отвечали, примерно, то же. У меня большое недоумение, что никого из них не допросил ни один российский следователь. Ни один - ни военный и ни гражданский! Почему?! Нет ответа на сей вопрос.

Мне же все другие свидетели говорили также, что крови ни на телах, ни на полу не видели.

Я отыскал судмедэксперта Манвела Меликяна, который работал с телами.

- Извините, но у меня подписка о неразглашении, - сразу сказал Манвел.

- Ясно. Существует мнение, что люди еще до расстрела были уже мертвы, так как там крови не наблюдалось.

- Это байки, - сказал Манвел, - кровь впиталась в матрацы.

- Однако, не понимаю, почему после выстрелов в первой комнате люди в следующих не вскочили с кроватей? Может они все спали под клофелином?

- Мне, как специалисту, тоже много что непонятно в этом деле. Но, повторюсь, у меня подписка.

Далее я отправился в городской психдиспансер. Поговорил с главврачом Надею Вартанян, заведующим отделением психиатрии Гагиком Мхитаряном, наркологом Арташесом Саакяном.

- Мы полагали, - говорят доктора, - что этого Пермякова доставят сначала к нам. Тут обычная практика, когда солдат со 102-й российской базы сюда привозят.

- Часто?

- Бывает, что у военнослужащих с психикой происходят сбои. Мы выявляем два-три случая в год психических заболеваний на этой базе.

- Насколько мне ведомо, Пермяков сказал на первом допросе, что кто-то дал ему две пепси-колы и две шаурмы. Может в той пище какие-то психотропы были?

- Нельзя исключать, что подобные препараты есть, - ответил психиатр Гарик Мхитарян, - но лично мне они неизвестны. Пермякова же, как мы знаем, обследовали ростовские доктора и установили, что никаких наркотиков, ни алкоголя этот парень не потреблял. Про наркотики можно сказать уверенно, потому как анализ покажет употребление даже спустя несколько месяцев после последнего их приема. А вот алкоголь может не проявиться уже через пару часов. Тут все от организма зависит.

- Я вот что не понимаю. Допустим, парень сошел с ума, но он же вполне осмысленно осторожно вынул стекло от входной двери, аккуратно, не разбудив людей, всех расстрелял в кроватях. Насколько эта осмысленность в его поступках может согласоваться с идиотизмом действий?

- Я бы не сказал, что парень сошел с ума, - ответил Гарик. – Внимательно посмотрел все видео с Пермяковым, и как специалист могу вам сказать, что его физиономия и движения говорят о том, что, возможно, у человека легкая степень слабоумия. Обычно такие люди не агрессивны и не опасны. Скорее наоборот – спокойные и послушные. Тяжесть военной службы они переносят более стойко. Мы с коллегами уж много переговорили на эту тему и все пришли к выводу, что Пермяков действовал не один. А может его там и вовсе не было.

Выводы психиатра подтвердили знакомые и школьные учителя Пермякова, с которыми беседовали журналисты «КП» Елена Попова и Надежда Пеньковская. Там у него на родине утверждают, что Пермяков был работящим, спокойным, покладистым, добрым и безответным парнем. Не пил, не курил. Мог поддаваться влиянию. Учился на троечки, но старался.

Старшие офицеры в Следственном Комитете Гюмри сказали, что они этим делом не занимаются. Что в первый же день, когда гюмринские следователи еще работали в доме убитых, приехали их ереванские коллеги и все материалы забрали себе. Но если хотите наше обывательское мнение, сказали следователи в Гюмри, то мы полагаем, что Пермяков действовал не один. Большего, извините, мы вам не скажем, да и не знаем всей сути дела.

УШЕЛ НА БАЗУ

Ну, предположим, что Пермякова подставили. Но он отслужил-то с месяц, не выходя из базы. Надо ж его обработать как-то? На самом деле на этой базе много всяких гражданских лиц. Я приехал на базу в госпиталь поговорить с военными медиками. Стоял у въездных ворот и удивлялся потоку разных гражданских машин, которые проезжали на базу, с базы. Познакомился с милой барышней, которая назвалась уборщицей с этой базы. Пожаловалась на зарплату в 65 000 драм (чуть меньше 8 000 рублей), а вот разные гражданские - электрики, повара, продавцы, компьютерщики, слесари и т.д. из местных получают гораздо больше.

Я это пишу к тому, что Пермяков и на этой базе легко подружиться бы мог с гражданскими. А все ли они тут с добрым намерением?

КАК УБЕЖАТЬ ЗА ГРАНИЦУ В ТУРЦИЮ?

С Левоном Барсегяном мы не без труда, но нашли то место, где Пермяков был пойман. Три местных жителя подтвердили, что взяли Валерия именно здесь перед мостом через неширокую речку Ахурян. Перед мостом заграждение: несколько рядов колючей проволоки на столбиках.

- Если два нижних ряда колючки, - поясняет мне местный житель, - придавить ногой или палкой и приподнять верхний ряд, то можно запросто пролезть на ту сторону. Но там земля тоже армянская. Вон, видишь, на ней наши коровы пасутся. А далее, километра через два, уже будет Турция. Но турки границу не охраняют. Там только российские дозоры ходят. И если постараться, то можно так от дозора за границу сбежать. Но какой дурак из армян побежит туда? Да и зачем? Чтобы попасть в турецкую тюрьму? По той же причине и турки к нам не бегут. Поэтому нет здесь сложных таких препятствий. А вот теперь вы и думайте, - собеседник поднял вверх палец, - почему Пермяков не перелез через проволоку?!

- Почему?

- Потому что он и не собирался за границу бежать, - пояснил мужчина. – Где его выгрузили, там его и поймали… .

- Вы откуда знаете?

- Мы так думаем. Считаем, что всё подстроено.

Примерно вот так же думают многие люди и в Ереване, поясняя следующее. 2 января Армения вступила в Евразийский 'экономический союз. А это большой удар по интересам США. Сотни миллионов долларов выделялись Госдепом для разных армянских неправительственных организаций, чтобы разрушить отношения Армении с Россией. Велась гигантская подрывная идеологическая работа, и всё насмарку. Не хватало, как это на Украине, массовой нелюбви к России. Нужен был гнев народный. И Пермяков, наверняка, должен был «выстрелить» перед Новым годом. Но что-то пошло не так, и трагедия запоздала малость.

После убийства Аветисянов, кстати сказать, мощный народный гнев прокатился по всей Армении. Тысячи людей протестовали и у посольства РФ в Ереване, и в Гюмри пред военной базой. Топтали и триколор под видеокамерами украинских, грузинских и ряда западных телекомпаний. Но когда улеглись эмоции, многие вдруг задумались: что-то здесь всё не так. Какое-то необъяснимое преступление ни в логическом, ни в техническом плане. Одни вопросы и нет ответов.

Я не берусь утверждать, что история с Пермяковым – дело рук каких-то диверсантов. У меня на то прямых доказательств нет. К тому же, как заявило следствие, Пермяков сознался в убийстве. Хотя и, возможно, то хитрость следствия, дабы притупить осторожность возможных его сообщников разыскиваемых. Но лично мне также трудно поверить, что Пермяков все это один проделал.

Мы будем и дальше следить за ходом этого следствия.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Неприрожденный убийца: что толкнуло российского солдата зверски убить семь человек в Гюмри

Эта история, как перевал Дятлова. Темная загадка. С множеством версий - от логичных до безумных. И никто не может внятно объяснить, что случилось. Только события на перевале - дела давно минувших дней и уже вряд ли решат чью-то судьбу... Убийство в Гюмри произошло 12 января и слишком много интересов затронуло: и человеческих, и национальных, и государственных.

Главный вопрос - зачем русскому солдату-срочнику Валерию Пермякову убивать армянскую семью? Такое мог совершить или сумасшедший, или наркоман. Чтобы потянуть хоть за одну ниточку, надо ехать в Читу, оттуда - в Балей. Из Балея - в Отмахово, горняцкий район, где живет семья Пермяковых. Там мы и тянули ниточки, проверяя все возможные версии. Все - вплоть до самых безумных.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Родители Валерия Пермякова не верят, что их сын способен на убийство

От маленького забайкальского городка Балей до Отмахово, где рос Валерий Пермяков, обвиняемый в убийстве 6 членов семьи Аветисянов в городе Гюмри, чуть больше 5 километров. По сути это горняцкий микрорайон, так его называют в народе. Некогда это был район, где жили горняки, работающие в шахтах, а теперь практически разрушенная окраина города. Новому человеку может даже показаться, что это умирающий город, состоящий из руин. Ранее здесь были кинотеатр, своя хлебопекарня, химчистка, а уж разрушенных домов теперь и вовсе не счесть. И кругом темнота.

Николай ВАРСЕГОВ

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image