Особняк армянских купцов — гордость Екатеринодара
В Екатеринодаре (бывший Краснодар) по соседству с гостиницей “Центральной” на улице Гимназической находится архитектурная гордость города. Роскошный двухэтажный особняк из красного кирпича (ныне — Историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д.Фелицына) был построен армянскими купцами Богарсуковыми для своей семьи. Об особняке армянских купцов рассказывает kublog.ru (07.07.15).
Особняк, выполненный в духе “классической эклектики”, в котором весьма умело, не нарушая геометрических пропорций и чувства художественной меры, соединились несколько архитектурных стилей, своим броским и оригинальным видом сразу затмил не только гостиницу Губкина, но и собственный отель Богарсуковых. Увы, история не сохранила имени архитектора, спроектировавшего фамильное гнездо известных купцов. Говорят, что этот дом предприниматели возвели “в отместку” конкуренту Поликарпу Губкину, открывшему свой “Гранд-Отель” прямо напротив “Центральной”.
Внутреннее убранство особняка было под стать фасаду. Потолки дома украшала лепнина, повторяющая элементы наружного декора, — цветы, фрукты, листья.
Растительно-цветочный орнамент также присутствовал в кованых перилах беломраморной лестницы, ведущей на второй этаж. Коридоры дома Богарсуковых были вымощены метлахской половой плиткой производства харьковского завода Эдуарда Бергенгейма, считавшейся в те годы лучшим отделочным материалом на юге Российской Империи. Стены комнат в особняке были покрыты альфрейной живописью.
Альфрейная живопись (от итал. — al fresca) — настенная роспись, как правило, имитирующая различные виды декоративной отделки помещений (гипсовой лепнины, шелка на стенах, дорогих пород дерева и т.д.). Также в технике альфрейной живописи выполняется орнаментально-декоративная роспись стен. В отличие от традиционной фрески альфрейная роспись наносится по сухой штукатурке.
Сюжеты росписей варьировались от зала к залу. В “мавританской” курительной комнате, в которой собирались мужчины для неспешной беседы за кальяном, были изображены сцены из восточной жизни, иллюстрирующие рассказы главы семьи Никиты Павловича о времени, проведенном им в Османской империи. В других залах в росписях преобладали модные в те времена античные сюжеты. Особняк Богарсуковых описан в “Миниатюрных рассказах” адыгейского просветителя Сиюхова.
В роскошно убранном парадном зале находилась сцена, на которой разыгрывались любительские спектакли. Со временем дом братьев Богарсуковых стал одним из “культурных центров” кубанской столицы: здесь проводились городские благотворительные концерты, рождественские елки, давал спектакли домашний театр, проходили заседания Кубанского попечительского комитета о тюрьмах, директором которого являлся Христофор Богарсуков.
Семья Богарсуковых активно поддерживала национальные благотворительные организации, появившиеся в начале XX века (Армянское дамское благотворительное общество, Эллинское и Черкесское благотворительные общества и др.).
В годы Первой мировой войны особняк был секвестрирован. С августа 1918 г. здесь располагался штаб Добровольческой Армии генерала А.И.Деникина. В 1920-1930-х гг. располагался сперва Дом пионеров, потом НКВД.
В течение нескольких следующих десятилетий особняк менял хозяев как перчатки, пока в начале 1960-х годов его не передали Краснодарскому государственному историко-археологическому музею-заповеднику имени Е.Д.Фелицына, который по сей день находится в этом здании.
Добавить комментарий