“Наши так называемые олигархи не достигли еще того понимания, что адрес нации — это ее искусство, и ничто другое”

24 июля, 2015 - 11:54

Скоро два года, как ушел из жизни Сос САРКИСЯН — актер и философ. С его именем связаны великолепные роли, сыгранные на сцене и в кино, созданный им театр “Амазгаин”, а также слово и мысли великого гражданина и патриота Армении. Многие из них поражают глубиной и актуальностью. Они не устаревают. Он говорил то, что почему-то не хотят, не осмеливаются говорить люди культуры.

С уходом Соса Саркисяна образовалась лакуна, которая долго еще, судя по всему, не будет занята. Предлагаем последнее обширное интервью Соса Саркисяна, данное московскому журналисту Тевосу НЕРСЕСЯНУ. Оно отмечено июлем 2013 года, через два месяца нашего замечательного соотечественника не стало...

— Сос Арташесович, как ваше самочувствие? Люди беспокоятся, давно не появляетесь на публике...

— Со здоровьем неважно. Год назад перенес воспаление легких и все это время нахожусь то в больнице, то дома. Редко стал выходить на воздух. Но активно общаюсь, работаю со своим коллективом. С утра здесь были мои бывшие студенты, актеры театра “Амазгаин”, показывали последние роли. Прекрасные, талантливые молодые артисты, настоящие армяне и очень порядочные люди. Я их очень люблю. И извините, конечно, за нескромность, они меня также очень уважают.

— Кто бы сомневался. Кстати, на какой стадии находится ваша мечта — строительство здания для театра “Амазгаин”?

— Кажется, преодолены все препятствия. Ждем со дня на день, когда ковш экскаватора вгрызется в землю. Выделена территория в самом центре Еревана, на Главном проспекте, что тянется от Главпочтамта до памятника Вардану Мамиконяну, неподалеку от проспекта Маштоца. Очень надеюсь, что уже в конце мая начнутся работы.

— Значит, есть надежда, что вы перережете ленту нового здания театра.

— Это моя большая мечта.

— Чем еще заполняете свое время?

— Предаюсь любимому занятию — читаю, перечитываю любимых авторов. Недавно поймал себя на мысли, что счастлив, родившись в век печатных книг, а не цифровых технологий. Книга — святыня святынь, заключающая в себе особую тайну, кладезь мудрости, духовности, культуры. Бытует обманчивое мнение, что ее способно вытеснить, заменить нечто иное... Книга никогда не умрет, ни при каких сверхсовременных технологиях. И в Армении чувствуется все больший интерес, потребность в печатном, художественном слове. Мы обязаны любить, чтить книгу, ибо даже в годы лихолетий армяне, спасая книги, часто жертвовали собой, своим имуществом... Враг всегда знал, чтобы уничтожить армян, нужно в первую очередь уничтожать их книги. В свое время на базарах Персии в бесценные листы наших древних рукописей купцы заворачивали товар, как сейчас, насыпав в кульки из газет, продают семечки. Хоть и сохранили мы многое, но утеряны сотни, тысячи рукописных томов, так что не имеем мы права не ценить, не преклоняться перед книгой, не хранить ее и не передавать из поколения в поколение...

— Я был московским студентом, когда впервые посмотрел “Солярис” Тарковского. Гордость за Гибаряна тогда переполняла меня, осознание того, что я ваш соотечественник, придало моему существованию особый смысл...

— И в России, и во многих других странах многим почему-то запомнился образ Гибаряна, но мне очень близок и образ Феофана Прокоповича в фильме Прошкина “Михайло Ломоносов”.

— То, что мы в блокаде территориально, понятно, Сос Арташесович, но не кажется ли вам, что наша молодежь в силу обстоятельств также находится в блокаде, но в духовной?

— Не могу с вами согласиться. Посмотрите, как много музыкантов из Армении играет в различных оркестрах по всему миру. Или возьмем наш театр “Амазгаин”, с гастролями мы побывали во многих городах мира — в Тегеране, Москве, в европейских... У нас очень талантливая и открытая молодежь. Я вижу, как много талантливых художников и музыкантов у нас, вот и кино постепенно возрождается... И все они выезжают, выставляются и играют в зарубежных странах.

— Это так, но я имею в виду также и наших артистов, которые, скажем, приглашались бы играть на европейских и прочих сценах...

— Сложный вопрос. Есть языковые проблемы. Как может актер, даже очень хороший, играть на сцене, не зная или плохо владея языком, на котором поставлен спектакль? Но главное даже не это. Искусство требует вложения больших, огромных денег. Вы думаете, Рембрандт написал бы свой шедевр — “Ночной дозор”, если бы у него не было богатого заказчика, или Леонардо да Винчи? Нет. Искусству требуется заказчик, которого, увы, сегодня у нас нет... А наши так называемые олигархи не достигли еще того понимания, что адрес нации — это ее искусство, и ничто другое.

— Когда же у армянского искусства появятся свои доморощенные заказчики?

— Думаю, скоро, так как иного выхода у нас нет. Мы просто вынуждены будем достичь взаимодействия капитала и искусства. Сегодня уже есть состоятельные люди, которые помогают некоторым театрам, деятелям искусства, но их пока очень немного и они, увы, не Манташяны. Но надежда есть. Я верю, что это произойдет довольно скоро. Армяне, наша нация, никогда не стоят на месте, они в вечном движении, в беспрестанном поиске и всегда находят выход из самых затруднительных ситуаций. Так и с искусством.

— Арцахская война остановлена подписанием “Соглашения о прекращении огня”, но не мирным договором, а это значит, что де-факто мы находимся в состоянии войны, которая переместилась на дипломатическое, информационное, экономическое поле... Естественно, в состоянии войны находится и искусство.

— Знаете, все, что делается хорошо, способствует победе, признанию, триумфу и особенно это касается искусства. Любая хорошая постановка — наша победа, хороший фильм — признание. Из больших и маленьких достижений и складывается общая победа. Вот наши шахматисты, трижды ставшие олимпийскими чемпионами, это же колоссальная победа. Мы в этой сфере боремся и побеждаем представителей поистине великих народов, становясь вровень с ними и даже обгоняя. И огромный импульс победам в сфере искусства, спорта, науки нам дала наша поистине великая победа в Арцахе — освобождение Шуши, Карвачара, других наших исторических земель и городов. Будучи малочисленными, находясь в блокаде, мы завоевали три медали на Лондонской олимпиаде, не говорю уже о медалях армян, членов команд других стран. Все это победы. Алиев-младший, неглупый, по-моему, человек, хоть и беснуется, но знает, никакими силами Арцах не отвоевать у армян. Никакая армия, тем более их вояки, не в силах заставить армян уйти со своих земель, так как мы, и арцахцы в особенности, на своей священной земле беспредельно сильны. Одолеть такую силу, сотканную из любви, убеждения и духа, ничто не способно. Если понадобится, даже трехлетний ребенок и тот будет воевать за свою родину с оружием в руках, да.

— Вспоминая слова Шекспира о том, что весь мир театр, а люди — актеры, хочу спросить: вам не удалось “сыграть” одну очень важную роль — президента Армении, сожалеете об этом?

— Да, сожалею, потому что, уверен, стань я в 1991 году главой республики, Армения была бы сегодня в ином, гораздо лучшем состоянии. В стране не царила бы столь удручающая аморальная атмосфера. И немалая часть народа, я уверен, сожалеет об этом. Моей же задачей было собрать вокруг себя все здоровые силы республики, всех опытных управленцев, патриотичных, преданных народу деятелей, таких как Володя Мовсисян, Алексан Киракосян, многих других, и не дать развалить промышленность, экономику, культуру, образование. Не случилось...

— И в Европе, и в обеих Америках народы нередко избирали президентами артистов, поэтов, драматургов, понятно, пользующихся всеобщей любовью и уважением. Наступит ли и в Армении время, когда президентом сможет стать интеллектуал такого уровня?

— Дело ведь не столько в избрании президентом представителя творческой интеллигенции, сколько в том, что для некоторых наших соотечественников просто удивительно, что артист может претендовать на управление страной. Народ в конце концов должен понять, что истинная элита общества — это творческая интеллигенция, люди культуры, мысли, совести, если хотите, и лидер должен быть именно из этой прослойки. Гении, скажем, как де Голль, как Чаренц, не каждый год появляются на свет. Был и у нас великий человек, предводитель — Нжде, но, к сожалению, время и обстоятельства обернулись против него. Но придет, непременно придет время, когда люди не будут удивляться: “Почему писатель? Почему академик?” Странно другое, все спокойно относятся к тому, что ими управляют половинчатые люди — полуобразованные и малокультурные. Двадцать лет — огромный срок для политических деятелей и партий, чтобы создать что-то значимое, хорошее, дать людям надежду, но они все больше озабочены своими проблемами и благополучием, чем народными чаяниями. Это касается и оппозиционных деятелей, у которых аналогичная задача — прийти к власти и решать свои собственные проблемы. Что касается программ партий, то ни в одной из них я не вижу кардинального решения проблем страны, только общие фразы — свобода совести, слова и прочее. Пусть хоть одна партия напишет в своей программе, что она против свободы и обоснует эту свою позицию. Нет же — только общие фразы. Как-то в прямом эфире студии ТВ “Шант” меня спросили о свободе и на фразе, что я против свободы, прервали передачу, так что я даже не успел сказать, против какой я свободы. После эфира мне позвонила возмущенная женщина, мол, как можете вы, будучи дашнакцаканом, быть против свободы! Но тоже не дослушала разъяснений. А мне было что сказать. Да, я против свободы, свободы превращения мужчин в женщин, свободы, дающей право мужчинам сочетаться узами брака друг с другом. Это противно природе и Богу, противоречит нашему менталитету, духу и истории. Представьте, что бы было, если бы изначально, со дня сотворения мира, людям была дана полная свобода? Государство, нация держатся на законах, на своде правил, на табу, в противном случае мы до сих пор оставались бы дикарями. На днях показали сирийского боевика-каннибала, на камеру распотрошившего солдата и съевшего его сердце... Разве это не дикость, не зверство? Это они воплощают свободу и демократию, эти дикари? А мир так и не отреагировал должным образом. Не осуждая таких изуверов, не наказывая их, люди опосредованно оправдывают каннибализм, что страшно. Еще великий Туманян писал, что содрогнется мир, и человек будет стыдиться собаки и волка, что родился от человека... И таких мыслей о человеке, потерявшем человеческий облик, у него много. Единственный хищник, истребляющий все на своем пути, уничтожающий и поедающий вся и все — это человек. И нет в природе подобного ему по коварству, безжалостности, жестокости, беспринципности, ненасытности... Так что нельзя давать свободу всем низменным страстям и потрафлять всем потребностям человека, это приведет к страшным последствиям.

— Какие телепередачи вы смотрите?

— Никаких практически не смотрю, разве что российский канал “Культура” и некоторые программы армянского ТВ “Шохакат”.

— Но не можете не знать, что люди покидают Армению...

— На протяжении всей армянской истории наши люди уходили, уезжали в иные края. Не зря Луи Арагон называл армян донорами мира. Но не оскудевает земля наша — ни людьми, ни талантами. Даже турки, опустошив всю Западную Армению, залив ее нашей кровью, не смогли искоренить нас с нашей земли. Костью мы вбиты в их горле и останемся в таком положении навсегда. Уезжают... В нашем фольклоре, в сказаниях, в песнях всегда присутствовал образ странника, пандухта, путешественника, это часть нашего самосознания. Есть и более глубинная причина отъезда наших соотечественников. На протяжении многих веков армяне жили в составе различных империй — Византийской, Российской, Османской, Персидской, на огромных пространствах — от океана до океана, свободно передвигались, торговали, основывали города и поселки, строили церкви и храмы. Не имея собственного государства, мы творили на огромных территориях этих империй, способствовали развитию их культур, городов, образования и науки, не забывая о собственной культуре, создавая и развивая свой духовный мир. Мы привыкли к “имперской” жизни, то есть к безграничности, бесконечности. В Советском Союзе армяне ездили, жили и трудились от Камчатки и до Калининграда, чувствуя себя в этом пространстве комфортно, как дома. Деятельность армян требует масштаба, свободы, места, где могла бы развернуться их творческая натура... Запертые в своих горах, как в крепости, мы не имеем возможности выплеснуть, реализовать весь свой взрывной, созидательный потенциал, вот и уезжают на просторы... Сами скажите, стали бы маршалы Баграмян, Бабаджанян, Ханферянц, адмирал Исаков, братья Орбели и Алиханяны, Арам Хачатурян, Ованес Айвазовский таковыми, если бы не жили и созидали на великих просторах? Не имея моря, наш народ дал величайшего художника-мариниста. И в царской России армяне давали выдающихся деятелей, генералов — графа Лорис-Меликова, князя Бейбутова, многих других. От наших земель нам оставили всего десятую часть, и армяне задыхаются, не могут развернуться на этой территории, реализоваться.

— Тогда как, по-вашему, и почему наш маленький, прекрасный дом, наша Армения оказалась в таком запущенном состоянии?

— Это временное явление, и наряду с субъективными причинами есть много объективных. Рано или поздно, но наша страна станет цветущим садом. Армяне никогда не жили бедно — на камнях выращивали хлеб, торговали, ремесленничали, строили, создавали материальные блага и культурные ценности. Даже во времена СССР уровень жизни армян был одним из самых высоких. Разве не так? Так. Армянин никогда не примирится с нищенским существованием, сам создаст свое благосостояние. Политики-временщики уйдут, сменится поколение, и выстраданное стремление к благополучию осуществится. Армянин обязан созидать и жить богато — это закон. Где бы он ни жил, в какой бы стране ни обосновался, он всегда выбивался в элиту общества благодаря своим талантам, стремлению к образованию, способности к адаптации.

— Так сложилось, мы — мировая нация, армянские общины есть в более чем 80 странах. Но нарастает опасность, что через два-три поколения наши соотечественники полностью ассимилируются, сольются с социумом страны проживания, диаспора перестанет существовать. Как быть с этим?

— Свыше 70 лет наша диаспора не просто не ассимилировалась, но активно развивалась, не исчезала, и огромную роль в этом сыграли наши традиционные партии, функционирующие практически во всех общинах — АРФД, Рамкавары и в какой-то степени Гнчаки. Если вы бывали в общинах диаспоры — в Ливане, в Сирии, то должны знать, какой полнокровной, активной, армянской жизнью они жили. Армянские школы, церкви, культурные и спортивные клубы, молодежные организации вкупе были маленькой Арменией за рубежом, и для нашей страны они были великой вдохновляющей силой и надеждой. Но я разделяю Ваши опасения. И тому есть причины. Ослабли партии — АРФД и Рамкавары. Первый президент часть партийцев отправил в тюрьмы, большинство выслал из страны, по сути, положив начало упадку их влияния и организованности. Это нанесло непоправимый урон всей нашей нации. А как было в диаспоре? Узнав, что в такой-то деревне проживает армянская семья, партийцы находили ее и предлагали переехать в город, где есть школы, клубы и прочее, обеспечивали работой и защитой. Так, дети, оторванные от своих соотечественников, не знающие родной язык, снова вливались в армянскую общину, становясь ее активной частью. Увы, сегодня таких примеров почти нет... Это ужасно. Что касается российской армянской диаспоры, то она, будучи самой многочисленной, самая неорганизованная, пассивная, слабая, в чем-то даже антинациональная. Скорость, с которой дети, рожденные в Армении и увезенные родителями в Россию, забывают родной язык, свои корни, поразительна. Больше того, в Ростове-на-Дону, крупнейшем некогда центре армянской культуры, у многих армян вообще русские фамилии, по которым уже не определишь, кто их предки — Поповы, Ивановы, Александровы и прочее. Где, спрашивается, богатейшая и некогда самая организованная Нор-Нахичеванская армянская община? А ведь они — прямые потомки анийских армян. Не думаю, что российская армянская диаспора выдержит испытание временем, если ею всерьез не займется наше государство, Министерство диаспоры. Армяне в России не просто быстро адаптируются, но ассимилируются, русифицируются. Сказывается близость культур, общность интересов, взаимная симпатия, многое другое. Вот и все, — армянский ребенок вырастает русским человеком... Когда-то в Вене я познакомился с членом Венской мхитаристской конгрегации, отцом Августином, всю ночь мы проговорили. Человек с блестящим образованием, колоссальными знаниями, полиглот, энциклопедист, ученый, изобретатель расстелил передо мной огромный свиток с генеалогическим деревом и ветвь за ветвью рассказывал о своих предках, постепенно спускаясь к корню, на тысячу лет назад, в армянскую столицу Ани. Он знал 1000-летнюю историю своего армянского рода, у которого были и мрачные периоды, когда какое-то поколение в силу обстоятельств забывало родной язык, но их дети возрождали традиции семьи и продолжали писать славную историю своего рода. Всех знал — по именам и семейным историям. Вот кто для меня истинный армянин. И не важно, где он живет, если знает родной язык, несет в себе идеи армянства, изучает и пропагандирует историю своего народа. Знаете, у нас есть колоссальная задача — доносить информацию о нас всему миру, всем народам. Пару лет назад я написал Обаме письмо и послал нашим соотечественникам в Штаты, чтобы перевели и донесли содержание до адресата. Через некоторое время звоню и слышу восторженные голоса: “Спасибо, господин Саркисян, мы опубликовали письмо в газете “Аспарез” (армяноязычная газета, издающаяся в США. — Т.Н.), очень актуальное послание”. Спрашиваю, а перевели на английский, донесли до адресата? Нет. Смысл любого послания, чтобы его услышал тот, кому он предназначен. Мы должны говорить и писать на всех международных языках, чтобы быть понятыми и услышанными народами мира, а не устраивать междусобойчики.

— Именно ради этого и издается в России армянская пресса на русском языке .

— Что касается России, русского народа, то понятно, что в большинстве своем армяне — русофилы, ориентированы на северного великого соседа, хотя наши интересы и не всегда совпадают. Скажем, повышение цены на газ. Что это? Откровенно недоброжелательный акт? Рынок? Что? Ведь это решение России ударит по всему нашему народу, и без того переживающему нелегкие времена. Но в любом случае сильная Россия — это сильная Армения, так уж исторически сложилось, хотим мы того или нет. Российский успех — наш успех. Насколько я могу судить, сидя тут, в Ереване, что бы ни происходило на всем постсоветском пространстве, во всем чувствуется влияние России. Как бы ни тешили себя своей независимостью бывшие братские республики, так или иначе, они, как спутники, крутятся вокруг большой планеты — России. Ничего не изменилось. Посмотрите на передачи армянских телеканалов, они калькированы с российских программ. Мы искренне и с нетерпением ждем, когда Россия обретет былое могущество, когда очистится, станет той соборной страной, о которой говорили пророки, тогда и Армения очистится, станет сильной и благополучной. Мы, как пуповиной, привязаны к России, не все это понимают, но такова действительность. Так было, так и продолжается. Как и раньше, для нас очень важно слово Москвы, дружба с Москвой. Успехи России — наши успехи, и ее неудачи также наши неудачи. Многие в России ратуют за вхождение в Европу, не понимая, что они другие, они не Европа. И в Армении есть силы, стремящиеся включить республику в орбиту Европы, и что? Как было жаль развала Советского Союза, так будет большой трагедией, если Россия не встанет на ноги.

— Через два года исполнится 100 лет геноциду, сотворенному Турцией. Сплотит ли армян эта дата памяти о невинных жертвах, сделает их сильнее?

— Затрудняюсь сказать. Меня больше заботит, сможем ли мы достойно встретить 100-летие памяти наших невинных жертв. В этой связи я бы организовал кампанию по массовой публикации картин и фото нашей священной горы Арарат, нашего Масиса. Необходимо публиковать нашу гору во всех мыслимых и немыслимых ракурсах, в свете каждой минуты дня и каждого дня года, в любую погоду и в любом настроении, потому что Арарат — наше сердце, наша душа, наше все. Этой кампанией по всему миру я бы показал, что мы и Арарат неотделимы, мы одно целое и преступление отторгать народ от его сердца.

— Что вас заботит больше всего?

— Здоровье важно, конечно, но не это меня беспокоит. Нам давно пора понять, что у нас нет и не может быть несущественных, мелких вопросов и задач. Вот, допустим, квартира, кто-то оставил веник посреди комнаты, это же непорядок. Нужно взять и поставить веник на свое место. Понимаете? С подобных мелочей вырастают большие проблемы. Смотрите, мы постоянно говорим, и правильно делаем, что в стране назрели экологические проблемы, но меняется ли ситуация? Два года назад из Москвы приехали две симпатичные тележурналистки делать интервью со мной. Попросили, чтобы мы сняли нашу беседу на фоне Севана. Приезжаем, начинаем искать приличный фон, чтобы сесть и побеседовать, и не находим. По кругу объездили все озеро — везде грязь, мусор, пластиковые бутылки и пакеты. Эти образованные, красивые девушки вынуждены были сами расчистить часть берега, чтобы все это непотребство не попало в кадр. От стыда и такого позора я чуть под землю не провалился... Культура, цивилизация берет начало с гигиены, чистоплотности, иначе эпидемии давно бы уничтожили человечество. Для меня подобная неряшливость, если не сказать резче, большая боль и проблема. Чтобы привести страну к процветанию, необходимо начинать с каждого, с каждой семьи. Чистоплотность начинается с семьи, со двора, со школы. Я всего год посещал детский сад в Степанаване, но он сыграл в моей жизни огромную роль. У нас была воспитательница, товарищ Матильда, рыжая немка под два метра. Каждое утро она по очереди сажала детей на колени и с маленькими ножницами в руках проверяла ногти, затем с ватой — ушки, потом смотрела в глазки и, если кто-то был не умыт, укоризненно качала головой: “Разве можно в таком виде выходить из дома? Мама тебя не умывала утром?” Такие воспитатели нам нужны. Если нет, то в неряшливости и беспорядке государства не построим. С мелочей все начинается. Примером для нас по чистоте и порядку может служить столица Арцаха — Степанакерт. На каждом перекрестке, где есть светофор, там поставили по полицейскому и строго следят, чтобы люди проходили только на зеленый свет. И люди привыкают к порядку. Людей необходимо ежедневно, ежечасно приучать к порядку, к правилам цивилизованной жизни, без этого ничего не получится. Будучи ректором института, я сам становился на входе и следил за внешним видом спешащих на занятия студентов и отсылал домой, если у кого-то обувь была грязная. Странно, да? Но так мои студенты приучились строго следить за собой... Оппозиция шумит, поднимает глобальные вопросы, ставит их перед правительством. Пусть они сначала заставят руководство решить проблему личной гигиены людей, чтобы не стыдно было летом в автобус садиться и не задыхаться от запаха пота, или запретят водителям общественного транспорта курить в салоне, заставят их быть выбритыми и опрятными. Или это их не касается? С малого начинаются большие проблемы. Есть люди, получающие дикое удовольствие, ломая что-то, пачкая, оскверняя улицу. Как-то едем мы по городу, подъезжаем к площади Республики, останавливаемся на красный. Из окна впереди стоящей машины молодой человек выбрасывает пустую пачку из-под сигарет. К автомобилю подходит полицейский и просит парня поднять ее. Тот послушно выходит, берет брошенную на дорогу пачку и они едут дальше. Подъезжая к Дому правительства, этот юноша оборачивается, нагло смеется и выбрасывает смятую пачку уже у площади. Как назвать такой поступок? Бескультурьем? Нет, это настоящее предательство. Такой человек, восторгающийся тем, что пачкает свой город, не может быть армянином. Две ноги, две руки и голова еще не доказательство, что перед нами человек. Я говорю о том, что сам наблюдал, мне не рассказывали об этом. Культура... она не рождается с ребенком, ее долго и упорно прививают, внедряют. Мы никогда не должны забывать, что нашей цивилизации пять тысяч лет, мы создали уникальную культуру и стояли у истоков человеческого развития. Даже при том, что варвары постоянно уничтожали нашу культуру, истребляли нас, загоняли в дикие пещеры, об этом нельзя забывать. Парис Геруни утверждал и многие ученые сегодня убедительно доказывают, что и до алфавита Маштоца, до 405 года, у нас была своя письменность. И как ее не могло быть, если и до Маштоца мы имели свой развитый язык, храмы, культуру, ведь в основе любой культуры лежит именно письменность. ...Вы спрашиваете, что меня беспокоит? Говорят, ООН включила западноармянский язык в список умирающих языков, для меня это великая трагедия. Редко какая нация имеет два литературных языка, мы имеем, и вот, теряем один из них, на котором написаны сотни, тысячи прекрасных произведений, заключающих в себе колоссальную культуру. Это губительная тенденция для всей нашей нации.

На снимках: Сос Саркисян с Командосом, Аркадием Тер-Татевосяном; с режиссером Генрихом Маляном и Азнавуром; с католикосом Вазгеном I.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image