«Я просто попытался выразить свои чувства…»

28 июля, 2015 - 19:08

Герой моей статьи — человек с высшим сельскохозяйственным образованием, наделенный неутомимой жаждой познания и творческим даром. Это Гарник АВАНЕСЯН — начальник культурно-просветительского отделения отдела по работе с личным составом Армии обороны НКР, подполковник.

Ему посчастливилось стать автором слов гимна Степанакерта. Если не представить вкратце его боевой путь, который был не менее примечательным, значит, ничего не сказать о нем.

Еще в 1988-м, в студенческие годы, вместе с 25 товарищами он перевелся на заочное отделение и вернулся из Еревана в Карабах, чтобы быть полезным набирающему день ото дня размах национально-освободительному движению. В 25 лет он влился в ряды Карабахского движения, занимал в селе разные должности. До перехода на военную службу был агрономом села Шош и членом сельского отряда самообороны. Командиром отряда был Аргам Арутюнян (известный шошский Аго). Одним словом, в селе Гарник был одним из первых, кто взялся за оружие. Члены отряда самообороны пытались удержать его от этого. Вообще в годы войны существовала такая тенденция — оберегать интеллигенцию для сохранения генофонда нации. Но кто мог их удержать? Сколько представителей интеллигенции погибло на передовой…

С расширением масштабов боевых действий сформировалась и рота деревни Шош, в которую вошли отряды самообороны сел Мхитарашен, Кармир гюх, Сзнек и которая несла боевое дежурство в различных точках. В сентябре 92-го в роте было около 70 человек. Вначале они в основном были вооружены самодельным оружием, а затем, точнее, накануне освобождения Шуши, получили автоматы. К операции по освобождению Шуши были подключены в основном те, кто имел оружие. А участие в Шушинской военной операции было мечтой каждого из них, словно им предстояло идти не в бой, а на важное праздничное мероприятие. Господствующей, первичной, движущей силой был боевой дух, и именно несгибаемый дух армянского воина победил в Шуши. Мой герой гордится тем, что участвовал в освобождении города-крепости, но это была всего лишь прелюдия к дальнейшим нашим победам. Долгим был боевой путь Аванесяна — и в качестве командира танка, оператора-наводчика он участвовал во многих боях.

Он со своей боевой техникой БМП-1, БМП-2 был на первой линии, там, где нуждались в нем. Малибеклу, Гушчулар, Аскеран, Карин так, Набилар, 26-й пост, Ходжалу, Лачин, Бердадзор, Кубатлу, Агбулаг, Авдал-Гюлаплу, Нахиджеваник, Аранзамин, Прджамал, Ухтин мечк, Физули, Гадрут, Мартакерт, Мартуни — всё не перечислить. Победы следовали одна за другой (конечно, были и провалы, и неудачи), но он вместе с боевыми друзьями, прикрывшись волей, как щитом, шел вперед — к победе и перемирию. Гарник отклонил предложение получить академическое образование. Он и после войны продолжал служить в отдельном танковом батальоне.

Затем был начальником штаба войсковой части, заместителем командира войсковой части, командиром зенитно-ракетной войсковой части, танковой войсковой части. В штабе АО он служил в отделе боевой подготовки, затем добровольно перешел на службу в войсковую часть «Егникнер». Через некоторое время, ввиду болезни, был вынужден перевестись в Степанакерт, а совсем недавно перешел на службу в отдел по работе с личным составом штаба АО.

Сформированная 29 мая в мэрии Степанакерта конкурсная комиссия 10 голосами «за» и 1 — «против» признала победителем вариант гимна столицы, написанный Гарником Аванесяном (слова) и Симоном Саркисяном (музыка). Представляем вниманию читателей блицинтервью с Гарником Аванесяном.

— Господин подполковник, Вы не являетесь профессиональным поэтом, признанным в литературном сообществе, однако Вы изъявили желание участвовать в подобном ответственном конкурсе. На что Вы надеялись?

— Да, я не профессионал, амбиций также не было… Склонность к стихотворчеству я открыл в себе, служа в войсковой части «Егникнер». Первое стихотворение я посвятил родному селу Шош. Наверное, свое действие возымели тоска по дому и чарующая природа вокруг военной части «Егникнер». С этого дня я понял, что рифмующиеся слова могут стать истинными выразителями моей тоски и чувств. У меня много стихов, и я уже составил свой первый рукописный сборник под названием «Размышления». Когда по Арцахскому общественному телевидению объявили о конкурсе по созданию гимна Степанакерта, я загорелся желанием попробовать свои силы. Слова и чувства искали своего выхода, и друг за другом я написал четыре варианта. Признаться, не надеялся победить, просто мне хотелось стихами искренне выразить свою любовь к нашей столице. Быть может, именно поэтому мой вариант, пройдя несколько этапов обсуждений, был признан лучшим. А может, на меня повлияли известные августовские события прошлого года, которые спровоцировали наши противники на передней линии. Они взволновали всех нас, всколыхнули наши души. Так было всегда: в трудные роковые моменты родная земля становится еще дороже, и на события и явления смотришь иначе. Такова реальность. Я просто попытался выразить свои чувства.

— Что послужило основой, и как вообще рождаются Ваши стихи?

— Я не претендую на то, чтобы называть себя поэтом, но стимулом и побуждением для рождения больших и малых стихов является любовь и только любовь. Вероятно, каждый из нас с первой любовью открывает для себя мир.

— Вы не готовитесь стать автором книги?

— При первой же возможности издам мои «Размышления», стихи, которые я написал во время службы. Они о моем родном селе, о горе «Кармир кар», родниках «Лалик», «Дзахлик», «Прптан», «Шагасар» и «Кар ахбюр», моих боевых друзьях, родителях и вообще, это мой гимн родной стране и является выражением моего неподкупного, искреннего отношения к окружающему миру и людям.

Сирвард Маркарян
«Азат Арцах»

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image