Ереван — Тбилиси — Сухуми — Москва

27 августа, 2015 - 19:55

Поезд сможет проследовать по этому маршруту раньше, чем мы думаем

Специальное подразделение российских железнодорожных войск продолжает расчистку и поверхностный ремонт абхазского участка транскавказской магистрали. Распространенное 10 дней назад сообщение о начале работ на отрезке Очамчира — Ингури в столицах заинтересованных государств было воспринято по-разному. Если в Ереване с трудом скрывают оптимизм, то в Тбилиси с беспокойством говорят об “очередном проявлении агрессии”. Но означает ли расчистка дороги, что Москва действительно настроена форсировать восстановление важнейшего транспортного коридора, способного положить конец блокаде Армении?..

Сведения о том, что российские войска введены на территорию Абхазии для расчистки железной дороги, официально подтвердились 13 августа. В сообщении пресс-службы абхазского правительства говорится: “Ограниченное подразделение железнодорожных войск России прибыло для обследования железнодорожных путей в восточной части республики”. Примечательно, что за день до этого начальник Управления транспорта Абхазии Зураб Хаджимба заявлял, что российские военные железнодорожники “появились неожиданно”. Премьер-министр Абхазии Артур Миквабия поспешил успокоить соотечественников, заверив их в том, что действия российских военных санкционированы властями республики. Глава правительства отметил, что работы ведутся на основании устных договоренностей, достигнутых в ходе беседы президентов Владимира Путина и Рауля Хаджимба”. По словам Миквабия, в Абхазии создан специальный штаб по оказанию российским военным соответствующей помощи в проведении ими работ на дороге.

По официальным данным, российские военные железнодорожники не ремонтируют магистраль, а пока лишь расчищают ее от деревьев и кустарников и проверяют на предмет нахождения там мин. В работах задействовано около 500 военнослужащих и более 50 единиц специальной техники. Расчистку железнодорожного полотна планируется завершить не позднее 25 декабря. До конца года подразделение железнодорожных войск России должно быть выведено из Абхазии и возвращено на место своей постоянной дислокации. Так какую же цель преследует проведение расчистных работ? Артур Миквабия утверждает, что “дорога очищается для внутреннего использования, а не для транзита”. “Мы будем перевозить по ней собственные грузы”, — заявил глава правительства, стремясь пресечь лишний ажиотаж за пределами республики. Но утверждение главы правительства не выглядит убедительным. Ведь участок дороги Очамчира — Ингури ведет к границе Грузии. Инвестиции в реконструкцию этого отрезка магистрали имеют смысл только в случае, если он станет звеном транзитного маршрута. Таким образом, становится очевидным, что российские военные действительного готовят почву для чего-то куда более масштабного. И эти шаги в полной мере соответствуют духу недавних заявлений представителей высшего политического руководства России.В конце прошлого года главы России и Абхазии подписали в Сочи “Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве”. После встречи с Раулем Хаджимба Владимир Путин выступил с заявлением, в котором подтвердил, что поставлена задача добиться восстановления абхазского участка транскавказской железной дороги. “Считаем возможным вместе с другими партнерами подумать и при общем согласии реализовать проект транзитного железнодорожного сообщения в направлении Сухуми, Тбилиси и далее, с одной стороны, на Армению, с другой стороны, на Россию”, — заявил Путин. Тогда из уст первого лица России впервые прозвучал отчетливый сигнал, свидетельствующий о готовности Москвы добиваться восстановления сквозного железнодорожного сообщения через Абхазию. Миссию российских военных железнодорожников, конечно же, следует рассматривать в этом контексте.

Было бы странным, если бы официальный Тбилиси стал бы делать вид, что не замечает действий Москвы. Министерство иностранных дел Грузии 24 августа выступило с заявлением, в котором осудило “очередную провокацию России” и потребовало “незамедлительно прекратить незаконные действия на оккупированной территории”. Но примечательно, что в то же самое время министр обороны Тинатин Хидашели косвенно приветствовала проведение работ по подготовке к реконструкции магистрали. “Чем больше хорошего они сделают, восстановят железную дорогу или еще что-то такое, тем нам лучше. Когда Абхазия вновь де-факто станет нашей территорией, все это пойдет нам на пользу. Ведь нам достанется очищенная железная дорога”, — заявила она. Политическое руководство Грузии, резко осуждая односторонние шаги России, в то же время не исключает своего согласия на задействование абхазской дороги. Предварительные консультации на этот счет между Москвой и Тбилиси (с косвенным участием Еревана и Сухуми) велись не раз. Принципиальную готовность Грузии к переговорам на предмет открытия магистрали высказал не так давно госминистр по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили. “Мы никогда не отказывались от восстановления железной дороги. И во времена Саакашвили, и в бытность президентом Шеварнадзе велись переговоры и создавались рабочие группы по этому вопросу, разрабатывались планы. И сейчас не исключены такие переговоры, исходя из государственных интересов Грузии, что подразумевает баланс и безопасность регионе, а также четкое соблюдение территориальной целостности Грузии”, — заявил министр.

Что же касается грузинской оппозиции, то она воспользовалась ситуацией для предъявления правителям новых претензий. “Все это делается в результате тайной договоренности с нашими властями”, — заявил бывший соратник Михаила Саакашвили, политический секретарь партии “Единое национальное движение” Акакий Минашвили. Но куда более интересным оказался комментарий другого видного представителя оппозиции. Экс-министр обороны Грузии Дмитрий Шашкин выступил против задействования абхазской дороги не потому, что это противоречит национальным интересам грузинского народа, а лишь потому, что это может огорчить азербайджанцев. Вот его слова: “Как только абхазская дорога откроется, будет нарушен баланс сил в Закавказье. Это означает, что наш стратегический партнер Азербайджан, благодаря которому у нас есть газ, который очень помог нам во время войны, сильно обидится на нас. То, что Россия откроет коридор для поставки оружия Армении, естественно, не порадует Азербайджан. И мы потеряем Азербайджан как стратегического партнера. Азербайджан сочтет это за удар ножом в спину”. Неожиданное откровение бывшего министра наглядно демонстрирует, что в грузинской политической элите все еще немало агентов влияния Азербайджана, открыто обслуживающих бакинских заказчиков. Национальные интересы Грузии для этих людей второстепенны...

Неоднозначно отношение к идее задействования Транскавказской магистрали и в Абхазии. Там тоже оппозиция выступает против возобновления железнодорожного сообщения. Прошлой осенью в Сухуми даже состоялся митинг протеста, на который собрались около тысячи противников региональных проектов, уверенных в том, что восстановление транспортного коридора “ущемит суверенитет Абхазии”. Правители непризнанной республики так не считают. Новый президент Абхазии Рауль Хаджимба в отличие от предшественника открыто поддерживает идею задействования дороги. Но демонстрируя на словах конструктивность, абхазская сторона в то же время выдвигает политические условия, явно не способствующие претворению в жизнь экономического проекта. Вице-президент Виталий Габния утверждает, что Сухуми будет готов вести переговоры о судьбе дороги только в том случае, “если Абхазия будет представлена на них как государство”. Ясно, что выдвижение такого рода требования не может способствовать продуктивности предварительных консультаций по подготовке к переговорам. Официальный Тбилиси по понятным причинам не станет вступать в контакт с представителями сухумской администрации, если они будут настаивать на признании равносубъектности. Усилия, направленные на решение проблемы, окажутся куда более результативными, если стороны согласятся вернуться к формуле, которая была задействована шесть лет назад, когда велась работа по созданию четырехстороннего консорциума по восстановлению транскавказской магистрали. Тогда Абхазия (в отличие от России, Грузии и Армении) была представлена в рабочей группе не министром транспорта, а генеральным директором акционерного общества. Позиция Еревана и сейчас сводится к тому, что представителям сторон следует позиционировать себя не как представителей политических властей, а как бизнес-менеджеров, уполномоченных на решение конкретной экономической задачи. Тогда разногласий явно станет меньше.

Но разногласия вокруг статуса сторон — не единственная проблема, мешающая реализации масштабного проекта. Если принципиальная договоренность о задействовании магистрали будет достигнута, придется иметь дело с другой труднопреодолимой преградой. Речь о финансировании. Восстановление железнодорожного полотна и всей придорожной инфраструктуры потребует по разным данным от 300 миллионов до полумиллиарда долларов. России в ее нынешнем положении изыскать такие средства будет совсем непросто. А иных инвесторов искать пока негде.

Артем Ерканян

Комментарии

Свято место пусто не бывает. Надо еще помнить, что вся сельхоз продукция Армении, Грузии и Абхазии найдет свой путь в Россию,о котором все умалчивают ( ". нож в спину ")

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image