Мятежный пушкарь

13 сентября, 2015 - 13:05

Период Русско-персидской и Русско-турецкой войн в истории Армении занимает особое место. В те годы решалась судьба народа, долгие века находившегося под игом двух грозных исламских соседей. Немалую роль в освобождении Восточной Армении от персов сыграли армяне, состоявшие на службе в персидской армии. Об артиллеристе Топчи Габриэле рассказывают на уроках истории в армянских школах.

Свой среди чужих
В 1797 году в одной из армянских деревушек области Хой, находившейся под властью Персии, в семье крестьянина Хечана Хойеци родился мальчик, названный Габриэлом. В двадцатилетнем возрасте Габриэл, как и другие армянские юноши, был призван в персидскую армию, где он служил артиллеристом, за что его прозвали Топчи («топчи» можно перевести с персидского как «пушкарь»). В 1820-х годах его военную часть перебросили в Эривань. Габриэл построил себе дом в деревне Чолмакчи (ныне — район Еревана Старый Норк), недалеко от города. Там он встретил свою будущую жену. Уже и о свадьбе договорились, но именно в день венчания началась атака российских войск. Генерал Паскевич начал наступление на эриванскую крепость, в связи с чем были мобилизованы все местные войска. Когда русские попали под плотный артиллерийский огонь, Габриэл (а он связывал будущее армянского народа только с Россией) принял волевое решение: повернул свою пушку и начал стрелять по персидским войскам. Наказание за этот отчаянно смелый шаг последовало жесточайшее: Габриэлу выкололи глаза и, забросав камнями, полуживого, бросили на поле боя...

Тамара Габриэлян с первым мужем Иосифом Тер-Осиповым. Тбилиси
Тамара Габриэлян с первым мужем Иосифом Тер-Осиповым. Тбилиси

Семья
После боя друзьям Габриэла удалось привезти его домой, к невесте. Она протерла пустые глазницы жениха шелковой тканью, пропитанной лечебным настоем, и тем самым спасла их от заражения. Когда Габриэл наконец смог встать с постели, влюбленные поженились. У них родились две дочери. А вот до появления на свет в 1833г. сына Арсена Габриэл не дожил. Молодая вдова осталась с тремя маленькими детьми на руках. Позднее именно сын, взявший на себя обязанности кормильца семьи, стал ее единственной опорой.

Айрапет Габриэлян (в центре) с семьей
Айрапет Габриэлян (в центре) с семьей

Бизнес
Арсен, сын Габриэла, в 1850-х купил земельный участок на берегу реки Зангу и построил маленькую мастерскую по переработке кожи. Промышленное производство в Эривани тогда только зарождалось и Арсену удалось оказаться в нужном месте в нужное время. Уже к 1894г. он сумел объединить несколько мастерских в завод под названием «Занги», который вскоре стал одним из самых передовых во всем Закавказье. Семейный бизнес продолжили четверо сыновей Арсена — Давид, Айрапет, Габриэл и Седрак Габриэляны. Братья успешно развивали дело отца, они установили тесный контакт со своими российскими коллегами, привозили из Европы новейшие станки и оборудование, что и стало залогом расцвета предприятия. Продукция «Занги» не раз побеждала на региональных и международных выставках того времени.

Сын Тамары — Эмиль Оганесян
Сын Тамары — Эмиль Оганесян

Новые порядки
Дом Айрапета Габриэляна, купленный им в конце 1890-х, до недавних пор можно было увидеть на углу улицы Астафян в Ереване. В центре города обосновались и остальные сыновья Арсена. Однако с приходом советской власти все изменилось: их лишили домов и бизнеса — кожевенный завод был национализирован. Работать там остался лишь Айрапет, и то в статусе инструктора. Впрочем, позже ему удалось открыть мастерскую по окраске кожевенных изделий и жить относительно безбедно.

Дом Айрапета Габриэляна на улице Пушкина
Дом Айрапета Габриэляна на улице Пушкина

Дети Айрапета
Старшая дочь Айрапета Габриэляна Тамара, получившая образование в Ленинграде, открыла в Ереване первый в Армении интернациональный детский сад, в который принимали главным образом детей представителей нацменьшинств. Ее брат Цолак, позже ставший жертвой сталинских репрессий, был одним из основателей добровольческой пожарной бригады Еревана. Асмик Габриэлян, третий ребенок Айрапета, после окончания Сельскохозяйственного университета посвятила свою жизнь науке, внеся большой вклад в практику разведения гусеницы-шелкопряда, а также выращивания экспериментальных сортов пшеницы.

Цолак Габриэлян (в центре) с родными
Цолак Габриэлян (в центре) с родными

Строители коммунизма
Арсен Габриэлян работал вместе с Цолаком в пожарной бригаде, занимался спортом — боксом и тяжелой атлетикой. Позже, переехав в столицу Советского Союза, Арсен стал прорабом на строительстве знаменитой гостиницы «Москва». Имя его брата Бабкена в 1920-х не сходило с полос армянских спортивных газет — он был одним из первых в республике тяжелоатлетов. Работал Бабкен шофером при Народном симфоническом ансамбле Вардана Буни, а в свободное время подрабатывал частной зубопротезной практикой. Говорят, он был настолько силен, что при замене автомобильного колеса не прибегал к помощи домкрата: одной рукой поднимал машину, другой — менял колесо. Армянский богатырь обладал классической фигурой древнегреческого атлета, и его могучий облик не раз вдохновлял художников и скульпторов на создание образа строителя коммунизма. Кстати, некоторое время невестой Бабкена была правнучатая племянница знаменитого полководца Александра Суворова — Елена. В то время она работала кассиршей в ресторане «Арарат». Арсен, Бабкен и их двоюродные братья Гегам и Христофор геройски воевали на полях Великой Отечественной войны и после победы все вернулись домой, в Ереван.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image