Армяно-азербайджанское обострение: время новых решений?

29 сентября, 2015 - 19:53

Армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха вот уже более 20 лет является одной из самых серьезных проблем, вызывающих беспокойство всего мира. Фактически насильно замороженный в 1994-м году в Бишкеке, он тлел, хотя и вспыхивал временами короткими, но ожесточенными боями на линии соприкосновения войск сторон.

Однако то, что происходило в двадцатых числах сентября 2015 года, никак не вписывается даже в этот безрадостный контекст. Сначала азербайджанская сторона начала расстреливать из минометов территорию Тавушской области Армении. В результате, помимо военных, были убиты мирные жители - 83-летняя Пайцар Агаджанян, 94-летняя Шушан Асатрян, а также 41-летняя Сона Ревазян. Еще несколько человек получили ранения. Вскоре ситуация ухудшилась еще более – азербайджанские вооруженные силы на карабахском направлении впервые с 1994 года применили 122-мм гаубицы. Это привело к гибели пятерых солдат-срочников армии обороны НКР на учебном полигоне.

Азербайджан настолько уверовал в свою безнаказанность, что действия его войск не смогла остановить даже сессия Минской группы ОБСЕ, в ходе которой произошла встреча глав внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении. Мало того, что Эдвард Налбандян и Эльмар Мамедьяров ни до чего ожидаемо не договорились, они даже не смогли снизить градус напряженности. На линии соприкосновения продолжали гибнуть люди.

В этой связи очень противоречивое впечатление оставила интернет-аудитория обеих стран – пользователи соцсетей, читатели сайтов, блогосфера. Помимо множества адекватных и вменяемых комментариев, можно было прочесть и то, от чего волосы встанут дыбом.

Так, весьма распространенным трендом стал… подсчет количества убитых и своеобразное соревнование по количеству мертвых противников между армянскими и азербайджанскими воинами интернета. Это стремление рассматривать людей не как личностей, потеря каждой из которых – трагедия, а в качестве выбитых шашек ничего, кроме презрения, стыда и невыразимой жалости вызвать, полагаю, не может. Ведь, помимо упомянутых женщин, новый виток противостояния унес жизни уже нескольких десятков совсем молодых парней  - всем убитым солдатам, как армянским, так и азербайджанским, было 18-20 лет. Они были призывниками, и оставили свои жизни на линии соприкосновения. Это – трагедия. Каждая в отдельности и одна общая. Не зря торжественные мероприятия, посвященные 92-летию столицы Нагорно-Карабахской республики Степанакерта, были отменены правительством этого государства.

В этой связи вопросы и сожаление вызывают действия азербайджанской пропаганды, которая всеми силами старается скрыть потери своих войск. Очень показательно, что на одной стороне конфликта убитые – герои, ради почитания которых может быть отменен праздник общенационального значения, ибо герои Арцаха – личности значения не меньшего, а на другой неизвестны даже имена большинства погибших, ибо там они – ненужные и не добавляющие престижу азербайджанской армии потери. В лучшем случае, погибшие «объявятся» спустя некоторое время, - как суицидники или жертвы других небоевых инцидентов.

Учитывая ситуацию обострения конфликта, логичнее было ждать от Европы, России, Соединенных Штатов Америки и других заинтересованных игроков негативной реакции на агрессивные действия Азербайджана и попытки их пресечь. Однако этого не произошло.

С одной стороны, этот факт может обижать армян, дать им возможность почувствовать себя преданными. Но с другой, он формирует в их характерах одну важную черту – умение во всем полагаться на себя и только на себя. В принципе, именно об этом было заявление президента Армении Сержа Саргсяна, который пообещал, что именно его страна станет наказующим мечом для совершившего преступления против человечности Азербайджана. Еще более резкое заявление опубликовало армянское министерство обороны. Согласно данному документу, армия Армении намерена держать в зоне поражения места дислокации азербайджанских войск, а также их передвижения – как живой силы, так и бронетехники.

То, что это  - не пустые слова, азербайджанские военные узнали уже ночью 27 сентября, когда силами армии ближайшего, хоть и никем не признанного союзника Армении, Нагорного Карабаха была  проведена операция «Свадьба в степи», стоившая ВС Азербайджана 2 и 14 солдат только убитыми. Еще 10 человек были ранены. Соответствующая информация активно распространяется в социальных сетях.  По-видимому, ответ армянской стороны был настолько сокрушительным, что пока их противники резко «стихли». Впрочем, исключать варианта повторения ситуации двухдневной давности никто не исключает.

Однако  обострение на линии соприкосновения, помимо уже указанных, имело одно очень важное значение, отмеченное в другом месте речи президента Армении.

«...когда я говорю Армения, Нагорный Карабах является ее неотъемлемой частью», - сказал господин президент. Что это? Предвестник признания и последующего включения непризнанной до сих пор республики в состав Армении или очередное словесное пугало для азербайджанской стороны? Скорее всего, конечно, второе. Но  первый вариант уже имеет прецеденты – Крым, Южную Осетию и Абхазию.

Первый, как известно, был присоединен, а две южнокавказских республики получили заветное признание Россией и рядом небольших далеких государств именно после эскалации замороженного конфликта на их территории. Представляется, что именно подобные меры могли бы стать мощнейшим ассиметричным ответом на агрессивные действия Азербайджана, а трагедия убитых армянских солдат обратиться общенациональной победой и долгожданным воссоединением не по их воле разделенных республик. Именно под лозунгом «Миацум!» («Воссоединение») начиналось в конце 1980-х карабахское движение. Именно за это сражались и умирали герои войны 1991-1994 года.

Вполне логично, что в условиях непрекратившегося давления и не спавшей за долгие 20 лет ненависти азербайджанской политической элиты и военной администрации к армянам, как НКР, так и Армении было бы вполне логично завершить начатое в далеком 1987 году дело. Но основная цель сейчас, разумеется, не эта. Основная цель – остановить ежедневную гибель людей. К сожалению, на последнее Азербайджан до «Свадьбы в степи» не соглашался.

Между тем, любая эскалация конфликта в Карабахе – путь тупиковый. Давно очевидно, что население НКР не хочет входить в состав Азербайджана, что вполне можно понять – именно официальный Баку посылал войска, обстреливавшие из орудий Степанакерт, именно в азербайджанских городах прошли знаменитые армянские погромы, именно азербайджанская администрация оправдывает убийства людей тем, что те – «сепаратисты». Ясно, что речи о совместном проживании в рамках одного государства быть не может. Впрочем, о населении НКР в воинственных заявлениях азербайджанских лидеров ничего обычно и не говорится – в основном они концентрируются на территории, что позволяет сделать неутешительные выводы. Нагорный Карабах не сможет быть частью Азербайджана, потому что для этого последнему придется уничтожить все население непризнанной республики. И, к сожалению, есть по-видимому люди, которые готовы на такое пойти.

Антон Евстратов

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image