Георгий Параджанов: Куда уехал цирк?

30 сентября, 2015 - 13:50

Sputnik пообщался с Георгием Параджановым, расспросил его о новом фильме и о том, каково это – ощущать в сердце осень

Имя кинорежиссера Георгия Параджанова впервые прогремело в 2012 году, когда его фильм "Все ушли" буквально оказался осыпан призами в России, Франции, Эстонии, Грузии. Фильм рассказывал о жизни тбилисских армян на излете советской власти. Критики определили его жанр как "магический реализм" и наградили призом "Белый слон" за лучший дебют.

И вот, через два с лишним года после оглушительного триумфа, Параджанов представил новую картину. Она называется "С осенью в сердце" и является экранизацией сборника короткой прозы легендарного советского клоуна Леонида Енгибарова. Sputnik пообщался с Георгием Параджановым, расспросил его о новом фильме и о том, каково это – ощущать в сердце осень.

— Леонид Енгибаров – величайший клоун ХХ века, — говорит Георгий Параджанов. – Перед ним вставал на колени сам король пантомимы Марсель Марсо. Когда я был маленьким, он бывал у нас в гостях. Леонид Енгибаров играл в фильме моего дяди Сергея Параджанова "Тени забытых предков" — у него была небольшая, но блистательная роль немого юродивого.

Впрочем, справедливости ради, заметим, что Леонид Енгибаров играл еще у таких мастеров, как Василий Шукшин и Тенгиз Абуладзе. "Клоуну Лене" посвятил несколько стихотворений Владимир Высоцкий. А в цирковом искусстве Енгибаров произвел, без преувеличения, самую настоящую революцию. Своим искусством он доказал, что клоунада – это не обязательно грубые, неумные шутки, что быть клоуном – это высокое, печальное искусство.

Леонид Енгибаров трагически ушел из жизни в 1972 году, в возрасте 37 лет. После него остался небольшой сборник новелл, долгое время запрещенный на родине. И вот эта малая проза "грустного клоуна" дождалась своего часа и шагнула на большой экран. Произошло это как раз накануне 80-летнего юбилея артиста.

— Меня пригласила к себе домой замечательная певица Елена Камбурова, — рассказывает Георгий Параджанов. — И Елена Антоновна сказала: "Поставь про него спектакль. Я так хочу его увидеть, ведь я Леню очень любила". И дала мне маленькую книжку его новелл. Я забрал ее с собой, и эти новеллы меня поразили. Я своими глазами видел Леню. Но, будучи легкомысленным маленьким тбилисским мальчиком, я не понимал, фигура какого масштаба передо мной стоит.

Прочитав новеллы Леонида Енгибарова, Параджанов решил отказаться от использования клоунады, да и вообще, как таковой, эстетики циркового представления. Арена в фильме появляется только один раз. И то – в финале, и то – пустой.

— Я осознал, что Леонид Енгибаров – величайший философ ХХ века, — говорит режиссер. — Потому что Леня не хотел смешить людей. Карандаш, Юрий Никулин, Олег Попов – работали по-другому. А Леня все время уходил из цирка. Ему не хотелось быть там. Он мечтал стать писателем.

Идея театрального спектакля по мере работы трансформировалась, и оказалось, что наиболее аутентичным способом выражения мыслей Енгибарова будет все-таки фильм. Так театральная пьеса переросла в киносценарий.

— Елена Камбурова дала мне диск с последним интервью Леонида Георгиевича, где он говорит о своем внутреннем состоянии, — рассказывает режиссер. — Он говорит, и в его сердце чувствуется осень. Это было его любимое время года. И в этой поре столько поэзии, диссонирующей и дополняющей эпоху поздних 60-х.

В эти годы в жизнь советских людей стали возвращаться запреты. Об этом – одна из самых ярких новелл из сборника, и фильма — "Человек, который подстригал фонтаны".

— За чтение и хранение этого текста давали пять лет тюрьмы, — говорит Георгий Параджанов. — Трудно поверить, но этот безобидный для сегодняшнего дня рассказик считался "махровой" антисоветчиной. Он рассказывает о том, что нельзя всех стричь под одну гребенку.

Постановку фильма поддержало Министерство культуры Армении. Тем более, что Енгибаров – значимая фигура для республики. Памятники "грустному клоуну" стоят и в Ереване, и в Цахкадзоре.

— Труднее всего было найти исполнителя главной роли, — рассказывает режиссер. – Хотя желающих было очень много. Я прошел через огромные пробы. Даже из Америки мне присылали видеоматериалы. Плохо было то, что все претенденты пытались повторить номера Енгибарова. И ничего ни у кого не получалось.

Но цирковое мастерство для режиссера стояло на последнем месте. Гораздо важнее была разноплановость, умение играть и быть собой в разных ситуациях, через которые проходит герой. Важна была слегка отстраненная, на грани полутонов, но разнообразная реакция героя. В конце концов, выбор режиссера остановился на молодом актере Нодаре Джанелидзе.

— Это не фильм, это пазл! – говорит Георгий Параджанов. – Части головоломки складываются. Эмоциональный накал нарастает. Но нарастает он в душе зрителя. Герой остается почти бесстрастным.

Георгий Георгиевич отрицает, что его работы в кино имеют что-то общее с фильмами его дяди Сергея Иосифовича. Хотя критики отмечают и общий меланхолический лад его картин, и внимание к деталям. Но сам Параджанов-младший с этим категорически не согласен:

— Я обращал на детали внимание, потому что внутренний мир любого героя, кто бы он ни был – клоун, маньяк, водитель автобуса – должен обязательно состыковываться с его внешним миром. А тут сам Бог велел. Леонид Георгиевич Енгибаров всю жизнь прожил в Марьиной Роще, в деревянном доме. Ну, где я в Москве все это найду? Это нереально! Поэтому я уехал в Прибалтику. Хотя мне предлагали снимать в Суздале, Муроме, в каких-то других городах. Я сказал, что это – лубочные города. Туда приезжают иностранцы и сходят с ума от количества самоваров. Я уехал в Прибалтику за огромными листьями, которые падают с грохотом.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image