Как Атабек Петросян в иракском Аль-Куте армянскую церковь построил

7 октября, 2015 - 12:35

Наринэ Киракосян на сайте “Благовест-инфо” рассказала историю о том, как шофер-армянин в неблагополучное в Ираке время построил там армянскую церковь. Вообще когда-то Армения стала второй страной в СНГ, которая вслед за Украиной направила в 2004 году своих военнослужащих в Ирак. Правда, поехали туда исключительно врачи, водители и саперы, среди которых и был Атабек Петросян. Вернувшись из Ирака, где он дважды служил в составе коалиционных миротворческих сил, Атабек стал водителем туравтобуса.

Как у иракцев появилось доверие к армянским врачам, водителям и другим специалистам

18 января 2005 года 50-летний шофер Атабек Петросян отбыл с 45 своими соотечественниками в иракский город Аль-Кут, находящийся в 45 км к югу от Багдада. Здесь армянские солдаты в американском обмундировании должны были служить в составе коалиционных сил под командованием Польши. Самым трудным за полгода службы, как ни странно, для жителей солнечной и жаркой Армении было палящее солнце над иракским небом. Труднее всего было шоферам, ведь в американских внедорожниках, на которых они ездили, не были предусмотрены кабинки. Что делать? Атабек заверил, что если бы нашлись инструменты, а главное сварочный аппарат, то он бы пристроил кабинку. Американцы не поверили, но на всякий случай предоставили все то, что просил их армянский сослуживец. Сказано — сделано. В итоге 6 американских машин типа “M-923” получили надежную защиту в условиях знойной пустыни.

Атабек рассказывает, что местные арабы были очень недоверчивы. Гордость, а может иная вера, им не позволяла обращаться за помощью к солдатам — чужакам, вторгшимся в их страну. Поначалу не обращались за помощью даже к врачам. Но потом... У армян принято, если едешь в иную страну, надо запастись сувенирами на подарки. Вот и Атабек запасся такими сувенирами на Ереванском вернисаже — брелками с ликом Пресвятой Девы Марии. Между прочим, в честь Девы Марии Атабек назвал и свою дочь. Только на армянском — Мария звучит как Мариам. Библейским именем Мовсес, то есть Моисей, Атабек назвал и одного из своих трех сыновей. Другого сына наш герой назвал в честь единственного военного — полководца, который причислен Армянской Апостольской Церковью к лику святых — Варданом, а третьего назвал распространенным в Армении именем шекспировского героя — Гамлетом.

Повествуя дальше свою историю, Атабек припоминал, как в госпиталь стали приносить своих детей недоверчивые иракцы. Впрочем, к американцам они так и не привыкли, а приходя за помощью, просили исключительно армянских врачей Гагика, Арама или Андраника. В какой-то мере свою положительную роль сыграли и те сувениры, которые Атабек и его друзья дарили как своим сослуживцам из США, Италии, Сальвадора, Румынии, Польши, так и местным жителям. И как ни странно бы звучало, но обсидиановые брелки с ликом Богородицы и Христа Спасителя вызывали умиление у мусульман.

Сыновья были против его поездки в Ирак

Когда Атабек принял решение поехать в Ирак, против этой затеи резко выступили его два сына, которые живут в Греции. Но, когда отец уже был в Ираке, сыновья часто звонили матери в Ереван, спрашивали, волновались. Между тем, позвонить в Ирак для домашних Атабека, впрочем, и для него самого, было огромной проблемой. Мобильные телефоны спутниковой связи имелись у поляков и румын. В гарнизоне жили представители 9 национальностей, но, даже не зная языка, они жили как одно целое. Смешно было, когда на чей-то мобильный звонили из Армении и просили одного из кавказцев. Прибегали, еле выговаривая армянские фамилии на -ян, передавали трубку, а оттуда... “Я в церковь пошла, свечку поставила. Ты уж там поосторожней будь, береги себя, милый. Я люблю тебя”, — слышался в трубке взволнованный голос тикин Евы. (Тикин — по-армянски означает госпожа). “Приедешь, сделаем матах”, — продолжала жена Атабека.

Несмотря на то что армяне первыми на государственном уровне приняли христианство, среди них сохранились некоторые языческие обычаи, и жертвоприношение-матах не исключение. До сих пор, случись авария, болезнь или что-то подобное, а также когда кто-то спасся от напасти, армяне приносят в жертву ягненка, петуха или голубя. Впрочем, голубя просто отпускают на свободу, а вот мясо жертвенного ягненка или петуха раздают на семь дворов. Сколько Церковь ни пыталась отучить народ от этого языческого обычая, своим традиционным привычкам армяне не стали изменять. Такой матах сделали потом в каждой вернувшейся из Ирака семье солдата. Первый срок службы в миротворческих силах завершился, и Атабек вернулся на родину.

* * *

...Спускаясь с трапа самолета, Атабек в первую очередь повернулся в сторону почитаемой святыни армян — библейской горы Арарат. Так желанны были прозрачное небо и белоснежная шапка вершины Масиса. Дома были накрыты столы. Родственники и друзья уже ждали своего героя. Погуляли, повеселились, а на следующее утро, вдыхая аромат раннего лета в своем яблоневом саду, Атабек решил, что обязательно вернется туда. Пока в ванной выложил стену кафелем, пока починил кое-что в доме, построенном собственными руками, полгода на родной земле прошли мигом. В то время к правительству Армении с просьбой о продлении срока пребывания армянских миротворцев в Ираке официально обратилось как руководство Ирака от имени иракского народа, так и центральное военное командование США. 22 января 2006 года Атабек уже во второй раз полетел в Ирак. Теперь уже более привычным было жить в чужой стране.

Он построил на чужбине церковь

Как-то один из товарищей Атабека Армен рассказал, что увидел у румын молельню, сделанную из фанеры. “Интересно, мы сможем что-то подобное смастерить?” — подумал Армен. Пока он еще думал, Атабек решил от слов перейти к делу. Сначала вырыл фундамент, увидев который все почему-то не поверили в успех дела. А кто-то и вовсе вспомнил библейскую историю о попытке построить башню до неба, закончившейся неудачей. Примечательно, что здесь все было наоборот. В гарнизоне говорили на разных языках и едва понимали друг друга, но когда Атабек стал строить церковь, все помогли достать необходимый для строительства материал. Кто-то привез камни, собранные с развалившихся домов. Один из сальвадорских солдат смастерил по чертежу Атабека крест, другой — араб — покрыл крест лаком, а американцы смастерили дощечку с именем мастера — строителя церкви. Первые свечи в еще недостроенной церкви, рассказывает Атабек, были зажжены 5 мая в память погибших в авиарейсе Сочи — Ереван. Сдать работу, которая потребовала четырех месяцев труда у нашего героя, командир армянского батальона приказал ко Дню независимости Армении — 28 мая. “Из-за невыносимой жары я строил в основном в ночные часы, ну а днем продолжал службу”, — рассказывает Атабек.

По его словам, высота церкви — всего 3 метра, длина 2,5 метра, ширина 1,2 метра. Войти внутрь нельзя, но зато можно помолиться перед ней.

Их объединила вера

Освящать церковь, да, именно церковь, а не молельню или часовню, пришел капеллан польского гарнизона. Церемонию посетили более 30 генералов миротворческих войск. В общем, собрались все. К знаменательному дню солдаты запаслись свечами. “Мы их покупали по два доллара за 6 свечей”, — говорит Атабек. Каждый подходил, ставил свечку и возносил молитву Богу. Кто-то на польском просил милости Господней, кто-то на итальянском — быстрого возвращения, иной на английском — скорейшего конца войне. Атабек просил за своих и за спасение иракских армян, которые на протяжении тысячелетий жили здесь, а теперь оказались в центре боевых действий. В этот момент никто не думал, что церковь — армяно-григорианская, а не католическая или православная, не думали и о словах польского капеллана, который сказал, что церковь неправильно сориентирована по сторонам света. Только после завершения работы священнослужитель сказал Атабеку, что церковь смотрит на север, и что так не должно быть. “Но это не важно”, — заметил священник, — главное, что эта церковь возведена с верой. Впредь все служения проводились не в клубе, а уже здесь. И все же Атабек волновался за дальнейшую судьбу своего творения. “А что будет, когда здесь уже армян и других христиан не будет?” Его успокоил арабский переводчик, которого называли русским именем Федя. Так до конца и никто не узнал имени этого переводчика. Только знали, что Федя учился в Москве и русские, затруднявшиеся выговорить сложное гортанное имя араба, назвали его на свой лад. Когда и второй срок пребывания Атабека в Ираке истекал, Федя, почувствовав волнение армянина, сказал, “езжай спокойно, никто не тронет церковь — она как и для вас, святыня и для нас.

P.S.

После армянский батальон перевели в другой город — Аль-Дивания, что находится в 170 км к югу от Аль-Кута. Теперь церковь, построенная Атабеком, находится в расположении православных грузин. Кстати, в отличие от Армении соседние с ней Азербайджан и Грузия имеют численно намного большую группу миротворцев в Ираке. В отличие от армянских войск, которые выполняют исключительно миротворческую миссию, вооруженные силы Азербайджана и Грузии участвуют также в военных операциях. Еще месяц назад Атабек готов был в третий раз поехать в Ирак, но сегодня он передумал. У себя на родине он водит туристический автобус. Когда попадаются интересные собеседники, он рассказывает им историю своей веры, своей церкви, которую построил за тысячу километров от родного дома.

Подготовила Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН

Из досье “НВ”



Армяне Ирака и Иракского Курдистана

История армянской общины в Ираке прослеживается с начала 17-го столетия, со времени принудительного переселения армян Шах-Аббасом в Иран, часть из которых добралась до Месопотамии. Первая армянская церковь была открыта в Багдаде в 1640 г. Община значительно пополнилась в период Первой мировой войны и геноцида армян в Османской империи. Сегодня число армян в Ираке не превышает 16 тысяч. В лучшие времена численность армян в Ираке достигала до 25 тысяч, община имела развитую “инфраструктуру”.

При Саддаме Хусейне армяне чувствовали себя в безопасности и достаточно комфортно — диктатор не допускал каких-либо антихристианских настроений. Ситуация резко изменилась после его свержения. В связи с ростом антихристианских настроений армяне стали уезжать из Ирака. Более-менее безопасно армяне почувствовали себя на территории Иракского Курдистана. Они проживают в ряде сел на севере Иракского Курдистана, а также в городах Захо, Дохук, Киркуке, Сулеймания, Ербил и Мосул. В последнее время руководство Иракского Курдистана довольно трепетно относится к проблемам местных христиан. Проект Конституции Курдской автономии гарантирует национальные и религиозные права христианских общин.

Лидер Курдской автономии Масуд Барзани к армянам относится с особой симпатией. За последние годы курдские и ассирийские лидеры стали инициаторами переселения армян в Иракский Курдистан. Особую роль в этом сыграл бывший министр экономики Иракской автономии ассириец Саркис Агаджан, который организовал прием армянских переселенцев в более спокойные районы Ирака из столицы Багдада и из других районов страны. Было реставрировано множество христианских церквей, в том числе и армянских. В христианских частях Мосула и Киркука были размещены особые военные бригады для защиты населения. На севере Ирака основан ряд поселений для армян и ассирийцев.

Правительство Курдской автономии старается максимально упростить систему взимания налогов и пошлин для армянских бизнесменов Иракского Курдистана. Готовится проект, по которому армянам будут предоставлены субсидии на развитие банковского и торгового секторов. Тем не менее армянская община Ирака тает на глазах. Сегодня она не превышает 16 тысяч человек.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image