Без газа и без туристов. Что ждёт Турцию в случае разрыва связей с Россией?

14 октября, 2015 - 15:22

Разногласия по сирийскому вопросу могут разрушить экономические отношения Москвы и Анкары. Сможет ли Турция обойтись без России? А Россия без Турции?

Конфликт Турции с Россией на почве ситуации в Сирии может разрушить «хрупкие экономические связи» Москвы и Анкары, уверен ряд экспертов. Кто из стран окажется в большем проигрыше в случае эскалации отношений?

Больше не турецкий «поток»?

Турция является одним из лидеров потребления российского газа, нефти и нефтепродуктов, а также других сырьевых ресурсов. Россия питает турецкий въездной туризм, покупает текстильную продукцию, имеет существенный товарооборот мебельной и иной продукции переработки. После охлаждения отношений с Западом партнёрство РФ с Турцией только возросло. Совсем недавно Москва и Анкара строили планы по расширению экономического сотрудничества: к концу этого года предполагалось создать зону свободной торговли, обсуждалось строительство газопровода «Турецкий поток» через Чёрное море.

По данным Financial Times, торговый оборот между странами составляет 32 млрд долларов. Турция закупает у РФ 27,4 млрд кубометров газа. За четверть века турецкие строительные компании получили в России контракты на сумму в 50 млрд долларов. Не стоит забывать и того, что Турция является курортом номер один для российских туристов: в прошлом году вклад наших путешественников в экономику Турции составил 3,7 млрд долларов.

В довольно радужную картину сотрудничества двух стран свои коррективы внесли политические разногласия. Отношения дали первую трещину после отрытого признания Россией 100-летия геноцида армянского народа и усилились в сирийском кризисе, говорит АиФ.ru директор Института актуальной экономики Никита Исаев.

«Турция поддерживает суннитов в борьбе с Исламским государством и режимом Асада, а также борется с курдами из Рабочей партии Курдистана, считая их террористической организацией. Россия же защищает режим Асада в борьбе с Исламским государством (запрещённая в России террористическая группировка — прим. ред.), тем самым обеспечивая поддержку шиитов. Эти подходы ведут к парадоксальному конфликту, борясь с ИГ, создаётся внутренний конфликт в коалиции», — поясняет он.

После того, как Москва поддержала Башара Асада, президент Турции Реджип Тайип Эрдоган предупредил о том, что Москва рискует потерять дружеские отношения с его страной почти сразу после того, как РФ, по просьбе Асада, согласилась прийти на помощь в борьбе с Исламским государством. Заявление Эрдогана прозвучало, когда российская военная авиация нарушила воздушное пространство Турции. «Атака на Турцию означает атаку на НАТО», — сообщил он и пообещал, что инцидент не останется без ответа.

Совпадение или нет, но на следующий день после того, как турецкий президент намекнул, что вместе с таким другом, как Турция, Россия может потерять многое, «Газпром» объявил о решении вдвое сократить мощности «Турецкого потока» — главного совместного проекта двух стран. Вместо запланированных ранее 60 млрд кубометров новая мощность газопровода составит 32 млрд кубометров в год.

Надо сказать, что Анкара ставила препоны в проекте «Турецкого потока» ещё до ситуации в Сирии. В частности, турецкая сторона настаивала на предоставлении ей скидки на российский газ, а также соглашалась на строительство только одной ветки газопровода вместо нужных Москве четырёх веток.

Если говорить о конкретных угрозах российско-турецкого партнёрства, то из-за нарушения российской авиацией воздушного пространства Турции Эрдоган обещал пересмотреть вопрос о строительстве по российскому проекту атомной электростанции «Аккую». «Если русские не построят АЭС, придёт кто-нибудь другой и построит её», — отметил он.

Но самой главной угрозой можно назвать угрозу отказа от российского газа. «Россия должна быть чувствительна в этих вопросах. Мы являемся покупателем номер один природного газа из РФ. При необходимости Турция может закупать газ в самых разных местах», — заявил он.

Однако, каким именно газом Анкара будет заменять российское топливо, президент не уточнил. Агентство Bloomberg, проанализировав энергетические поставки в Турцию, пришло к выводу, что страна может отказаться от газа из РФ «только на словах». «Ни один из альтернативных источников не сможет заменить Турции российские поставки газа», — отмечает агентство, добавляя, что на импорт «голубого топлива» из России приходится 57% от общего объёма импорта газа в Турцию.

«С начала 2015 года Россия снижала цену на газ, поставляемый в Турцию. В феврале размер скидки составил 10,25%. Для турецкой экономики, которая сильно зависит от импорта энергоресурсов, это большой подарок. Если ещё учесть неспокойную обстановку в стране, то вряд ли Эрдоган легко от него откажется. Тем более что замену российскому газу будет найти непросто: второй крупный поставщик газа в Турцию — Иран — также поддерживает законное сирийское правительство и цену на газ упорно не снижает, что стало даже недавно предметом разбирательства Международного арбитражного суда.

Но Турция работает над альтернативными вариантами и, в частности, собирается покупать туркменский газ. Такие альтернативы могут нанести удар «Газпрому», ведь Турция для России — крупнейший покупатель голубого топлива», — рассуждает управляющий партнёр АО «2К», к. э. н. Тамара Касьянова.

Непредсказуемые отношения

Опрошенные АиФ.ru эксперты говорят, что исход охлаждения российско-турецких отношений может развиваться по любому сценарию.

Никита Исаев не исключает, что итогом нынешней эскалации отношений может стать неожиданный виток по отторжению Турции как союзника России в ближневосточном регионе и ударить по экономическим и политическим проектам нашей страны. «Потери могут составить миллиарды долларов, о чём уже заявил президент Турции Реджеп Эрдоган. Для Турции это может обернуться перенастройкой логистических путей энергоресурсов от России и потерей части туристического потока, что также будет исчисляются схожими цифрами в миллиарды долларов ежегодно. США не смогут компенсировать эти потери Турции и создадут торгового врага и политического противника на севере», — указывает он.

Российский газ и в целом взаимная заинтересованность в экономическом партнёрстве вряд ли приведёт к снижению уровня сотрудничества между странами, полагает Тамара Касьянова. «Топливо из РФ слишком ценится, чтобы отказываться от него из-за политических амбиций. Вряд ли Турция пойдёт на резкий разрыв отношений с Россией, но сроки реализации отдельных проектов могут быть отодвинуты турецкой стороной, что станет мягким воздействием на политические решения РФ. <…> Но учитывая богатую на события историю российско-турецких отношений, можно ожидать различные сценарии их развития. В случае их обострения обе стороны постараются минимизировать свои потери, сворачивая или замораживая сотрудничество в отдельных сферах, например сфере мирного атома», — резюмирует она.

Елена Трегубова

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image