Сорок километров межгосударственной бесхозяйственности

19 ноября, 2015 - 12:55

Театр, как известно, начинается с вешалки. Один политолог, комментируя в середине нищих 1990-х слишком уж затратные ремонты правительственных зданий, перефразировал: «Государство начинается с офиса». Возможно. Но и с дорог тоже.

Грузия и Армения любят при случае упоминать свою древнюю государственность. Гордятся многовековыми традициями. Древней культурой. А уж когда вдруг между ними, не приведи Всевышний, спор на эти темы, то – святых выноси. Но и это тоже неплохо, если взять во внимание, что в спорах способна рождаться истина. Хотя бы иногда. Но сегодня речь немного о другом. О малоприятном.

Две древние соседние страны соединены друг с другом несколькими дорогами. Все они носят гордое название – государственного назначения. Вот об одной из них и поговорим. Она начинается в Тбилиси и ведет на север Армении. Водители и пассажиры знают ее, как дорогу через Гугути-Гогаван – это таможенный пункт. А так – через Марнеули, Болниси, край Дманиси в Ташир (Калинино), Степанаван и дальше. В советское время именно эта дорога считалась основной между Грузией и Арменией. Ну, во всяком случае, та, которая через Садахло, в то время никаким преимуществом точно не обладала… Дорога была оживленной, быстрой, хорошего качества. Ежедневно по ней выполняли рейсы десятки пассажирских автобусов, сотни грузовых машин, а легковушек было не счесть.

Повсеместный упадок 1990-х отразился и на этой дороге. Войны, экономический развал, другие проблемы, скажем так, объективно не давали властям обеих республик обратить внимание на состояние этой межгосударственной трассы. Постепенно она пришла в негодность. Знакомый водитель рейсового автобуса в начале нулевых рассказывал, что ему и коллегам, ездившим по ней, приходилось загодя запасаться щебнем и засыпать наиболее опасные и глубокие ямы, появлявшиеся в асфальте. Но вот с проседанием, превратившим несколько участков в подобие трека, водители своими силами совладать были не в состоянии. Да и щебень в ямах держался до первого проливного дождя (а он в тех краях не редкость), вымывавшего его на обочину. В результате, когда-то полутора-двухчасовый путь из Тбилиси до границы, или, наоборот, от границы до Тбилиси – как угодно, по живописным местам, превратился в многочасовую утомительную тряску по рытвинам и ухабам, и сущее испытание для пассажиров, машин и водительских нервов. Со стороны Грузии иногда просыпалось сострадание к людям, вынужденным ездить по этой так называемой дороге, и ее периодически «латали» тем же щебнем. Но государственная забота по практической прочности не превосходила упомянутую частную водительскую – дорога становилась более-менее сносной до первого ливня.

Надежда забрезжила, когда в Армении заработал фонд «Линси», в числе прочего занявшийся и реабилитацией дорог. Но странное дело: едва выйдя за пределы Ташира в направлении границы с Грузией, ремонтники остановились. Не исключено, что из-за полного отсутствия интереса на этот раз с грузинской стороны. В то же время основной дорогой между Арменией и Грузией стала та, что пролегала через Садахло. Не исключено, что свою роль сыграло существование в этом месте грандиозной ярмарки, для раскручивания которой нужны были хорошие коммуникации. Можно даже предположить, что в чьих-то интересах был именно такой расклад – бездорожье через Гугути увеличивало поток через Садахло со всеми вытекающими последствиями, в виде большей нагрузки и ее производной на таможенников и иных работников рубежей двух стран.

Потом к власти в Грузии пришел Михаил Саакашвили, бросившийся приводить в порядок все, что можно. В том числе и дороги. Но тут новая загадка. Едва дойдя до Дманиси, до того придорожного ресторанчика, что на повороте, ремонтники остановились. Так, примерно 35-40-километровый участок межгосударственной дороги Грузия-Армения, или наоборот – Армения-Грузия, оказался как бы никому не нужен. А когда нет хозяина, то и… В общем, эти 40 км сегодня – танковый полигон. Как там проезжают редкие пассажирские микроавтобусы (3-4 в день), через сколько рейсов им требуется капитальный ремонт, и где восстанавливают здоровье водители – вопрос вопросов. При том, что на самой границе с грузинской стороны возведены капитальные пограничный и таможенный пункты, и то же самое делается с армянской.

Сегодня армянская сторона, кажется, взялась за приведение в порядок своего участка этой несчастной дороги. Во всяком случае, на эту мысль наводит хорошо утрамбованный, похоже, готовый для укладки асфальта кусок дороги уже после Ташира до самой границы. Зато теперь нет никакого движения с грузинской стороны. Вот и вопрос – неужели двум гордящимся древностью государствам не хватает сил, желания, самолюбия, наконец, сесть за стол переговоров, договориться и привести в надлежащий вид одну из межгосударственных трасс? Это просто необходимо. Потому что на данный момент эти 40 км от придорожного ресторанчика на повороте возле Дманиси в Грузии почти до самого Ташира в Армении являются километрами межгосударственной бесхозяйственности, взаимного неуважения и к своим гражданам, и к гражданам иных стран, которым нет-нет, да и приходится пользоваться армяно-грузинской дорогой через Гогаван-Гугути, и, наверно, задумываться над соответствием услышанных пышных речей о древности армян и грузин с состоянием этой межгосударственной трассы.

С глубоким уважением и искренней любовью к обеим странам и со слабой надеждой на лучшее в плане упомянутой дороги.

Юрий Симонян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image