Екатерина Амеян: Землетрясение в Армении. И помню я этот день… Рассказ

7 декабря, 2015 - 22:30

Весь мир знает, что случилось 7 декабря 1988 года в Армении. В этот день было одно из самых разрушительных в истории человечества землетрясений. Погибло около 25 тысяч человек, были полностью разрушены город Спитак и 58 сёл. Частично были разрушены другие города и сёла. Я помню это трагическое событие, хотя мне было всего два с половиной года. Эти беспокойные дни яркой картиной сохранились в моей памяти.

Мы тогда жили в селе Рйа-Таза Апаранского района. Я была с мамой на кухне, когда всё началось. Вдруг пол под ногами задрожал, с потолка посыпалась штукатурка, посуда выпала из шкафа. Моя старшая сестра догадалась, что это землетрясение. Она схватила меня за руку, и мы за мамой побежали в комнату, где спали бабушка и мой младший брат. Они уже были на улице, выбежали, почувствовав толчки. Мать и сестра оставили меня с бабушкой и побежали в школу. Там находились четыре мои сестры и брат. Наверное, страх охватил мамино сердце, ведь школа могла разрушиться.

Я, бабушка и брат держались за забор, земля под ногами ходила. У меня было ощущение, что сильно кружится голова. Помню, как брат кричал от страха. Я посмотрела в ту сторону, где находилась ферма, потому что с той стороны раздавался сильный шум. Вдруг коровы пустились бежать, словно за ними гонялась стая волков. Здание было старое, потому крыша за миг сравнялась с землёй. Ферма разрушилась как песочный домик. Потом толчки остановились, всё замерло. Зачаровано я смотрела на происходящее…

Мама с детьми вернулись из школы. Они сказали, что здание школы особо не пострадало, только трещины появились на стенах. В Рйа- Таза ни один дом сильно не пострадал. На дворе был декабрь, но не было снега и сильных морозов. Обычно в декабре в этой части Армении выпадало много снега, и были сильные морозы. Повезло людям, иначе замерзли бы на улице. Но, видимо, этот год отличился во всём…

Люди боялись спать в своих домах, потому что по радио предупреждали, что опасность повторного удара ещё остаётся. В целях безопасности каждая семья соорудила себе временное жилище во дворе. В основном люди делали из тюков соломенные домики. Наша семья тоже спала в соломенном домике. Мы забрали из дома одеяла и легли спать. Я смотрела на звёздное небо и совсем уже не боялась. Но уже осознала, что землетрясение это что-то опасное, а когда оно случается, нельзя находиться в доме.

Отец и старший брат находились в России. Услышав о трагедии, они сразу же выехали в Армению. Раньше них к нам приехали родственники из Грузии. Тогда на помощь Армении пришёл весь мир. В пострадавшие населённые пункты привозили одежду, продукты и необходимые товары.

Из Рйа-Таза погибли два человека. Они во время землетрясения находился в Спитаке. Погиб наш молодой сосед. Вся страна была покрыта мраком печали…

Потом многих отправили на реабилитацию в разные санатории СССР. Мои сёстры с другими односельчанами были отправлены на Украину в город Евпаторий. А я и мой младший брат после ночёвок на улице с воспалением легких попали в больницу. После землетрясения несколько месяцев я вздрагивала от малейшего шума и просила маму, чтоб быстрее меня одела, и мы пошли на улицу. Почему-то землетрясение я считала током и как слышала какой-то шум, говорила: «Мама, опять током бьёт». Но потом страх исчез…

Эти страшные дни навсегда останутся в памяти тех, кто потерял близких, да и в памяти каждого, кто был там, видел всё своими глазами. Столько погибших в один миг, столько инвалидов и сломанных судеб. Поистине, природа страшна в ярости. Такое никогда не забыть. Черные страницы истории не тлеют спустя века.

7 декабря 2013 г.

ЕКАТЕРИНА АМЕЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image