Рубен Галчян: Для азербайджанских историков вопросы происхождения и формирования их народа – гибкие и меняющиеся теории

8 декабря, 2015 - 21:44

До октябрьской революции сельский или кочевой мусульманин, будь то туркмен, узбек, киргиз, казах или каракалпак, не имели представления о принадлежности к какой-либо нации, что можно сказать и о татарах Волги или азербайджанцах. Об этом пишет известный картограф Рубен Галчян в своей книге «Азербайджанские историко-географические фальсификации», представляющей собой историко-культурное и картографическое исследование, основанное на подробном и документально обоснованном анализе. Р. Галчян, в частности, ссылается на исследователя проповедующих ислам народов царской и советской России А. Беннингсена (1913-1988), согласно которому, проживающие на территории нынешнего Азербайджана «азери» называли себя «турками», а объединяющей силой республики является ислам.

Автор пишет, что в 1918 году расположенная к северу от Аракса территория провозгласила независимость, выбрав для себя название «Азербайджанская Демократическая Республика». «Таким образом, политическим решением и одним росчерком пера местный народ, который до этого называл себя «турками», иногда – «татарами» и «мусульманами», в мае 1918 года стал называться азербайджанцами», – пишет он, отмечая, что чуждость этого этнонима местному населению подтверждается тем обстоятельством, что еще два десятилетия после этого, до 1936 г. они все еще продолжали называть себя «турками».

Так, азербайджанский исследователь, А. К. Алекперов в своей работе «Исследования по археологии и этнографии Азербайджана» отмечает, что название «азербайджанец» получило широкое употребление среди азербайджанского населения лишь с 1936 года. «До этого же времени вместо «азербайджанцы» употреблялось название «тюрки», что было связано с контрреволюционной деятельностью пантюркистов, мусаватистов, панисламистов и прочих врагов азербайджанского народа, поддерживавших годами это чуждое для азербайджанцев название», – цитирует А. Алекперова Галчян.

Однако власти Азербайджана и работающая по их заказу историография, «словно ослепнув от своих же преувеличений», сами начали верить в то, что Азербайджан имеет в регионе более чем пятитысячелетнюю историю, а государственность они потеряли только в 1813-1828 гг., в результате русско-персидских войн, да и то, только на сто лет, после чего эта государственность была восстановлена, пишет Галчян.

Таким образом они стараются доказать, что Сефевиды Ирана и все предшествующие им мусульманские цари на самом деле были «северными азербайджанцами» и именно Северный Азербайджан в результате русско-персидской войны 1813-28 гг. потерял свою государственность. В результате, согласно «азербайджанским необоснованным теориям и фальсификациям», Азербайджан, а не Иран в 1828 году уступил этот регион России, пишет Галчян.

Постулируя принятый в науке принцип получения страной своего названия от народа в ней проживающего, а не наоборот, как в случае с Азербайджаном, Галчян отмечает, что на картах Средневековья часто не проводили никаких границ, указывали лишь имя народа, проживающего в данном регионе, что считалось более важным, чем название края или региона. «Прорисовка границ на картах становится распространенным явлением в более поздний период, в XIV – XV вв. В случае с Азербайджаном произошел обратный процесс. Народ этой страны стал называться именем, заимствованным от названия одной из провинций соседней страны», – пишет Галчян.

Что касается азербайджанцев, Галчян цитирует автора многочисленных этнографических работ, специалиста по национальностям и культурам, американского профессора Р. Уиксмана, который в своем исследовании «Народы СССР» относительно азербайджанцев пишет, что, несмотря на то, что они говорят на турецком языке, они являются смесью турок, персов и других кавказских племен. «Азербайджан еще занят процессом принудительного слияния проживающих на территории страны татар, талышей, курдов, удинов, дагестанцев (авары, лезгины, цахуры), ингилойцев, живущих в соседних с Грузией районах», – говорится в работе Уиксмана.

Также Галчян приводит показательную деталь, когда в 1934 г. на состоявшемся в Москве Первом всесоюзном съезде советских писателей русский писатель И. Кулакин в своем докладе, говоря о взаимном узнавании народов советского народа, народ Азербайджана называет «турками».

Далее, Галчян демонстрирует диаметрально противоположные и взаимоисключающие подходы в азербайджанской научной среде относительно этногенеза этого народа. В частности, он цитирует директора Института Истории Национальной Академии Наук Азербайджана Ф. Алекперли, который в своей статье «Кто мы, от кого произошли и куда идем?», рассматривая вопросы названий населения Азербайджана пишет:

«Мы же, по воле Сталина, стали называться «азербайджанцами» в конце 1930 гг. В Азербайджанской Демократической Республике в 1918-1920 гг. официальным названием нашего народа было «тюрк». Потеряв национальную самоидентификацию, мы застряли в дебатах на тему, кто мы, то есть, происходим ли мы от шумеров, талышских племен, албанцев, мидийцев или какой-либо иной этнической группы. И не будет конца этим утомительным и глупым дебатам, если мы не признаем, что наше истинное этническое происхождение скрыто за  невыразительным термином «азербайджанцы». Мы происходим в основном от тюрков, а также татов, лезгинов и т.д.».

Однако за двадцать лет до Ф. Алекперли его предшественник, бывший директор Института истории Национальной академии наук Азербайджана, академик Играр Алиев, утверждал, что население Азербайджанской республики не имеет турецкого происхождения, а происходит от мидийцев и от племен, проживавших в персидской провинции Атропатена. 

«Эти взаимоисключающие мнения свидетельствуют о том, что ключевые вопросы формирования азербайджанского этноса и истории страны еще не нашли своего принципиального решения даже в азербайджанских научных кругах», – резюмирует «полемику» азербайджанских ученых Галчян.

Наряду с этим, пишет он, подавляющее большинство написанных в Азербайджане в советский и современный периоды исторических работ направлено на обоснование того, что народ нынешнего Азербайджана является коренным и происходит от албанских племен.

Но с другой стороны, обоснование теории «албанского происхождения» азербайджанского народа, может привести к ряду негативных для Азербайджанской республики последствий политического и экономического характера. В частности, к разногласиям с союзником и дружественной страной Турцией, которая воспринимает Азербайджан как «члена клуба пантюркизма», а азербайджанцев, – как «народ, ведущий род от турецких племен» и которой «нет выгоды» защищать исторические или национальные связи Азербайджана с Албанией – ей предпочтительнее рассматривать население Азербайджана как имеющее тюркское происхождение.

«Потеря такого важного союзника как Турция может нанести большой вред Азербайджану, особенно в военном контексте региона. Именно по этой причине власти Азербайджана и интеллигенция, стараясь предотвратить подобные проблемы, ищут способы представления своей страны своего народа в качестве родственного Турции, ее соратника и исторического союзника», – пишет Галчян.

Однако, по словам Галчяна, азербайджанцы нашли «соломоново решение», как связать азербайджанцев одновременно с тюрками-огузами и присвоить армянские культурные памятники. Эту «двоякую цель» преследовала изданная в 2007 году в Баку на трех языках и тремя разными изданиями книга «Памятники Западного Азербайджана».

В частности, карта современной Армении на первой странице этой книги сопровождается объяснением, согласно которому это – карта Западного Азербайджана (нынешняя Республика Армения), исторической родины турок и огузов.

«Получается, что, так как азербайджанцы не хотят выйти из списка коренных народов Кавказа, они своих предков огузов «приводят» на Кавказ и стараются утвердить их в качестве коренной нации региона, что наилучшим образом послужит их цели», – пишет Галчян.

В результате, согласно замыслу, азербайджанцы, не отделяясь от кавказской территории, приобретают возможность утверждать, что они происходят и от огузов и от албанцев.

Также Галчян указывает на другую, изданную в Азербайджане книгу Н. Гурбанова «Азербайджан и Турция. Один народ и два государства», «суть которой уже ясна из самого названия работы», – это некий лозунг, который Азербайджан часто использует, когда чувствует необходимость  союзничества и содействия со стороны Турции.

Примечательно, что теория о том, что тюркские племена являются древнейшим коренным населением Малой Азии, популярна и в самой Турции, власти и историографы которой утверждают то же самое, стараясь обосновать эту придуманную легенду. «Это – то поприще, на котором пропагандистские усилия Турции и Азербайджана полностью совпадают. В Турции из школьных атласов по истории так же, как и в Азербайджане, из исторических карт региона, отражающих период от урартской эпохи до 1918 г. полностью удалено название «Армения», а «Азербайджан» охватывает большую часть территории Южного Кавказа, включая территории современной Республики Армения», – пишет Галчян.

«Таким образом, в зависимости от обстоятельств, наша соседняя республика, то объявляет, что их предками являются албанцы-христиане, то заявляют, что происходят от тюркского племени огуз, которое якобы является коренным народом региона. Азербайджан игнорирует тот факт, что первые тюркские племена перекочевали из Центральной Азии и дошли до территории Кавказа только в течение IX-X вв. и постоянно утверждают свое древнее присутствие в регионе, расположенном южнее кавказских гор», – резюмирует Галчян доминирующие, но взаимоисключающие теоретические положения относительно этногенеза азербайджанцев.

Необходимость обоснования своего «албанского происхождения» азербайджанцев заключается в том, что «изгнав» армян с территории Южного Кавказа, азербайджанцы как наследники смогли бы претендовать на находящиеся на территории Азербайджанской республики пока еще сохранившиеся христианские культурные памятники и монументы. Параллельно с этими выдумками они даже часто называют албанцев «азербайджанцами», отмечает Галчян.

«Между тем, народ нынешней Азербайджанской Республики исторически сформировался от всех завоевателей, прошедших по региону и от временно властвовавших в регионе племен, от всех народов и племен, среди которых были албанцы и персы, азери Атрпатакана, сельджуки, монголы и пришедшие из Центральной Азии или жившие в регионе многочисленные древние и другие племенные союзы», – представляет Галчян теорию, признанную среди объективных историков и этнографов, которые «подходят к задаче без каких-либо политических и дипломатических соображений»: Страбон, Плиний, Гервасий Тилберийский, Ранульф Хигден и другие.

Касаясь возможной причины «неприятия исторической действительности образования азербайджанского народа» со стороны азербайджанских властей и научных кругов, Галчян не исключает, что, по их мнению, в случае принятия факта образования его от народов различных племен и культур «будет исключено то мнение, что азербайджанский народ имеет древнюю, самобытную национальную историю». В итоге, азербайджанцам придется признать, что нынешняя культура, называемая «азербайджанской», принадлежит предкам всех наций, составляющих народ, живущий сегодня в Азербайджане. А смешение различных культур, в свою очередь, нельзя назвать «существующей на протяжении веков самобытной азербайджанской культурой», что является основной целью властей Азербайджана, ставшей национальным исступлением.

«Именование Азербайджана «древней страной», а ее культуры – «азербайджанской древней культурой» похоже на то, как если бы Соединенные Штаты Америки провозгласили себя «имеющей тысячелетнюю историю Северной Америки страной», а нынешнюю культуру – «идущим из глубины веков наследием этой древней страны», – пишет Галчян, отмечая, что для азербайджанских историков и исследователей вопросы происхождения и истории этнического формирования народа страны – гибкие теории, меняющиеся под влиянием политических соображений и решений властной элиты.

Продолжение следует

Напомним, уроженец Тебриза, потомок спасшихся от геноцида ванских беженцев Рубен Галчян, став стипендиантом, получил инженерное образование в университете Астон в Бирмингеме (Великобритания). В Лондоне, с 1981 года начал изучать богатое картографическое наследие в библиотеках Великобритании и других стран Европы. В 2004 г. вышло в свет его первое исследование на английском языке «Исторические карты Армении», где собраны находящиеся в разных библиотеках и музеях мира карты, на которых, начиная с 6-го века и до наших дней, присутствует Армения. Вторая его книга «Армения в мировой картографии» издана в 2005 г. в Ереване. В 2007 году вышло в свет исследование «Страны южнее Кавказа на средневековых картах. Армения, Грузия и Азербайджан» на английском и армянском языках. В 2009 г. на английском языке издана книга «Мифологизация истории».

В вышедшей в 2013 году книге «Азербайджанские историко-географические фальсификации», автором выявляются причины, цели и методология фальсификации истории Азербайджана и стран региона.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image