О кочари, лагичских медниках и сестрах Пашаевых, или Что откроют британские ученые в Азербайджане?

16 декабря, 2015 - 13:27

С 30 ноября по 4 декабря нынешнего года в столице Намибии, городе Виндхуке, проходила 10-ая сессия Межправительственного комитета по нематериальному культурному наследию ЮНЕСКО, в рамках которой рассматривалось 35 номинаций от различных стран на включение в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

От Армении для включения в данный список был выставлен на обсуждение армянский традиционный национальный танец кочари.

Скажу сразу: армянская заявка не прошла. По версии закавказских турок, «представленная на сессии делегация Азербайджана довела до сведения участников мероприятия неприемлемость национализации армянами танца «Кочари»». По версии нашего МИД-а, «на основании представленных армянской делегацией доводов Комитет пересмотрел предварительное решение экспертной группы и утвердил, что традиционный групповой танец (хоровод) кочари является проявлением национальной идентичности, он распространен в Армении и в Диаспоре. Армения предъявит переработанную заявку на следующее обсуждение в рамках заседания Комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО».

По правде говоря, больше напоминает хорошую мину при плохой игре. Особенно там, где успевает засветиться наш инертный МИД. Но, как говорится, поживем — увидим, что там произойдет на следующем, 11-ом ежегодном заседании Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия, которое пройдет с 28 ноября по 2 декабря 2016 года в столице Эфиопии Аддис-Абебе.

Однако любопытно, что азербайджанская заявка — «Мастерство обработки меди Лагича» — была утверждена в Виндхуке без всяких проблем. При этом стоит заметить, что данная традиция к самим закавказским туркам — «азербайджанцам» — не имеет ни малейшего отношения. Как, собственно, и все культурное наследие Азербайджанской республики. Поскольку население села Лагичи Исмаиллинского района издревле составляют персоязычные таты — один из коренных народов региона. Традиция изготовления и употребления медной утвари лагичскими татами уходит в такую древность, когда государственностью закавказских турок в нашем регионе, как и новым собирательным для этих племен наименованием «азербайджанцы», что называется, и не пахло. Достаточно сказать, что изделия лагичских медников неизменно получали высокие оценки на различных выставках произведений Закавказского края еще в XIX веке, и были отмечены на Всемирной выставке в Вене в 1873 году. Да и сами посудите, заточены ли у закавказского турка руки для подобного промысла? И в связи с этим возникает резонный вопрос: а что бы стоило армянской делегации обратить на этот аспект международное внимание, потребовав при включении в Список указать принадлежность вышеупомянутого медного промысла дружественному татскому народу, который защитить свое культурно-историческое наследие, разграбляемое ушлыми огузскими мародерами, по понятным причинам, возможности не имеет.

Как бы то ни было, получилось так, как получилось. В дополнение к этому стоит напомнить, что в нынешнем году Список всемирного наследия ЮНЕСКО другого культурологического стервятника — Турции — пополнился древнегреческим городом Эфес, построенными армянами крепостными стенами Диарбекира (Амид) и культурным ландшафтом садов Хевселя. И может так случиться, что за время директорства в ЮНЕСКО дочери болгарского коммунистического бонзы Ирины Боковой, с успехом превратившей серьезную международную организацию в откровенную шарашкину контору, общее культурное наследие «бир миллета — ики довлета» превысит культурное наследие всего остального человечества, вместе взятого. А что, с икролюбивых чиновников ЮНЕСКО станется.

Ввиду важности для золотозубых мазутчиков легализации легенды об исторической значимости своего незаконнорожденного гособразования посредством «культурного мародерства», курирование культурологического направления в азербайджанской политике взял на себя пашаевский клан в лице супруги президента Азербайджана Мехрибан Алиевой и ее старшей сестры — «профессора» Наргиз Пашаевой, руководящей Бакинским филиалом Московского государственного университета. Мехрибан, будучи послом доброй воли ЮНЕСКО, ООН, ОИК и ИСЕСКО, президентом Фонда Гейдара Алиева со дня его основания в 2004 году и «Фонда друзей культуры Азербайджана», а также руководителем рабочей группы по азербайджано-французским межпарламентским связям, контролирует французское и, шире, глобальные направления легализации азербайджанской культурологической экспансии. А Наргиз, являясь членом Правления благотворительного фонда «Друзья азербайджанской культуры» и сопредседателем Англо-азербайджанского общества с 2007 года, «окучивает» британское направление. Стоит сказать, что при содействии своей младшей сестрички Наргиз успела получить премию ЮНЕСКО «за вклад в развитие мировой культуры», а в 2013 году — еще и французский Орден Академических пальм, вручаемый за заслуги в области образования и науки.

Но если в ЮНЕСКО Азербайджан, являющийся одним из «молочных маток» организации, чувствует себя вполне вольготно, презентуя икорные туры в Баку и засылая в офис мадам Боковой нефтедоллары и статуи овнов с оккупированных армянских территорий, а взамен пополняя за счет культуры коренных народов региона свой «наследный список», то в Британии, славной своими научными традициями, потомкам заалтайских кочевников приходится действовать более осторожно.

Для этой цели при Оксфордском университете была открыта так называемая «Программа Низами Гянджеви» по изучению «языков и культур Азербайджана и Кавказа». Маститых ученых и историков туда, по понятным причинам, заманить бы не удалось. Поэтому приглашенному «на раскопки» в Азербайджан молодому и амбициозному профессору Института востоковедения Оксфордского университета Роберту Хойланду организовали встречу с ректором Бакинского филиала МГУ Наргиз Пашаевой. Встреча прошла по-азербайджански щедро, а, главное, плодотворно, и вскоре на каспийскую наличность Хойланд уже быстренько сколачивал в Оксфорде группу «исследователей» для данной программы. В нее, помимо самого Хойланда, вошли профессор востоковедения Эдмунд Херзиг и доктор Пол Уордсворт. И если Уордсворту, ввиду его молодости, простительна некая алчность, заставляющая его громко верещать о том, что найденные в Партаве материально-культурные образцы «с точки зрения изучения исторического и культурного наследия Азербайджана, внесут важный вклад в существующие на Западе научные знания об этом», то Херзиг, занимающийся персидскими исследованиями, организованными иранским Фондом Масуме и Ферейдуна Судаваров в Оксфордском университете, не может не понимать, что сама привязка имени великого персидского поэта Низами Гянджеви к программе, финансируемой и проводимой Азербайджаном, означает автоматический отказ от науки в пользу псевдонаучной муры на благо каспийских культурологических стервятников.

Тем временем, «исследовательская» программа озвучивает следующие задачи:изучение языков и культур, сыгравших роль для территории, называемой сегодня Азербайджанская республика. Сюда относятся язык и культура «азербайджанцев», грузин, армян, черкесов и других кавказских этносов, а также арабов, персов, турок и курдов. Это включает в себя исследования литературы на данных языках, в том числе религиозной. Основным направлением называются археологические исследования и раскопки в Партаве (аз. Барда), бывшем «столицей древнего христианского царства Кавказской Албании и местом одного из первых мусульманских форпостов на Кавказе».

Кроме того, планируется выбрать и перевести на английский язык работы по истории Азербайджана и Кавказа на русском и азербайджанском языках для свободного чтения на сайте программы. И «первой ласточкой» в этом деле стал перевод на английский язык книги советского ираниста, академика Евгения Бартельса с тенденциозным названием «Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви», написанной в конце 30-ых годов прошлого столетия в рамках сталинского проекта по созданию истории для новоиспеченного азербайджанского этноса. В настоящее время книга готовится к печати, и будет издана в начале будущего года. Любопытно, что в досоветские годы в научных трудах самого Бартельса сомнений в персидском происхождении Низами не возникало. Но, как водится, чего не сделаешь по приказу Вождя да за щедрые дары каспийских нефтяников.

А еще в планах программы значатся организация и финансирование лекций и семинаров с участием местных и зарубежных ученых, обнародование на веб-сайте «программы исследования о древних языках и культурах Азербайджана и Кавказа», финансирование стипендии аспирантов в области востоковедения, истории и археологии.

Кроме того, Пашаева при содействии Хойланда привлекла к Бардинской экспедиции и британскую организацию «Наследие без границ» (Heritage Without Borders). «Приобщение» произошло в сентябре этого года, когда по приглашению Пашаевой в Азербайджане побывала руководитель и член Совета попечителей данной организации, доктор археологии Доминика Д’Арканджело.

Во время последней встречи участников программы Роберт Хойланд, воодушевленный финансовыми вливаниями из Баку, рассказал Наргиз Пашаевой о том, что, наконец, договорился о ее встрече с руководством Оксфордского университета, а также со своей стороны торжественно пообещал совершить «большой прорыв в деле обогащения и углубления научных, профессиональных знаний на Западе об Азербайджане». «Создание и функционирование центра во всемирно известном Оксфордском университете является историческим успехом, поскольку открывает большие возможности для будущих поколений Азербайджана», — отметил он.

Так что в скором времени нас ожидают новые исторические открытия пресловутых британских ученых. И открытия те, можете в этом не сомневаться, будут с характерным мазутно-овечьим душком.

Единственное, что можно сказать в оправдание инертности соответствующих армянских структур, это то, что в тех же Иране или России с этим дела обстоят еще хуже. Российская дипломатия, выступающая с протестами по любой западной мелочи, в упор не желает замечать жадные лапы каспийских культурологических стервятников, тянущиеся к Дербенту, историческому наследию дагестанских народов и воинской славе советских дивизий времен Великой отечественной войны. Более того, щедро одаряет закавказских турок лезгинскими селами и речными водоразделами. А Иран, перманентно находившийся в свое время перед угрозой советского вторжения, а в нынешнее — под прессом международных санкций, только сейчас начинает открывать глаза на то, что творит за его спиной «дружественное» гособразование-уродец по ту сторону Аракса.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image