Фанос Терлемезян: фидаин, странник и художник-орденоносец

18 января, 2016 - 11:38

Более месяца в Национальной галерее открыта выставка замечательного художника-классика Фаноса Терлемезяна (1865-1941). Она посвящена 150-летию его рождения и для многих стала откровением, ведь в постоянной экспозиции музея можно увидеть лишь несколько работ. Как ни странно, на выставке нет одного из главных произведений мастера – портрета Комитаса.

Фанос Терлемезян поистине легендарная фигура в армянской культуре, и не только как художник. Его жизнь была необычайно богата событиями и напоминает экшн-сценарий весьма интересного и энергичного фильма.

Родился он в Ване в самом Айгестане, что уже дорогого стоит. Ванцы всегда были на взводе, всегда были готовы к борьбе – положение обязывало. Турки не дремали никогда. Как рано пробудились художественные способности Фаноса, доподлинно не известно, скорее всего, как обычно бывает, еще в школьные годы. Он учился также в знаменитой школе Кедронакан, где и подключился к национально-освободительной борьбе, причем вполне реально. Разумеется, его преследовала власть, он был заочно судим и даже приговорен к смерти: как-то застрелил в самом центре Вана предателя, а потом и турка. Стрелок Фанос был отменный. Он бежал в Иран, оттуда перебрался в Тифлис и добрался до Петербурга, где поступил в школу Общества поощрения искусств. Талант дал о себе знать. В 97-м Фанос выехал с друзьями в Ревель (Таллин) на этюды. Там-то и был схвачен по требованию турок и посажен за решетку. Его этапировали в Питер, Москву, Ростов, Тифлис, где он сидел в Метехской тюрьме (той самой, где квартировался и несгибаемый большевик-ленинец Камо). Далее его направили в Эривань, оттуда почему-то в Иран. Но проглядели: Фаносу удалось прорваться сквозь все преграды и в 90-м оказаться в Париже. Он и поступил в известную Академию Жюлиан, где и провел целых пять лет, учась у знаменитых мастеров, тех самых, которых так сильно ненавидели импрессионисты. Впрочем, взаимно. Главное - там учили именно рисовать, а рисунок, напомним, основа основ. Отметим, что Академия Жюлиан не была казенным, а частным, весьма свободным заведением (здесь, кстати, учились также Степан Агаджанян, Акоп Гюрджян и Рубен Есаян).

В 1910-м беспрепятственно, что очень странно, въехал в Полис. Подружился с Комитасом, Варужаном, Сиаманто, стал своим в обществе армянской интеллигенции. Вместе с Комитасом отправился на его родину в Кутину (Кетахья), где и в 1912 году создал шедевр – знаковый композиционный портрет Комитаса. Вот его-то нет на выставке, хотя произведение принадлежит Национальной галерее. Где же оно? - спросит любопытствующий читатель. Во вновь созданном Музее Комитаса. К его открытию из Национальной галереи временно были переданы картины Ф.Терлемезяна и С.Агаджаняна с изображениями Комитаса. Временно. Это обычная музейная практика.

Почему хотя бы для выставки не вернули терлемезяновскую картину – трудно сказать. Вместо подлинника на выставке Терлемезяна красуется уменьшенная фоторепродукция. Минкультуры проявило то ли незнание предмета, то ли какую-то принципиальность. Иными словами, непрофессионализм.

Через пару лет художник вновь вернулся в Ван и создал ряд великолепных пейзажей – жемчужин армянского искусства. События 1915 года заставили его отложить кисть и взяться за оружие. Он стал одним из организаторов и, конечно, участников самообороны Вана. Его винтовка не знала промаха. После того как Ван был оставлен, Фанос перебрался на Кавказ, создал Союз армянских художников. Поездил по Европе, в 1923 году уплыл в Америку, где прожил вплоть до возвращения в Армению в 1928 году. Здесь его встретили с радостью - слава художника и героя закрепилась за ним. Терлемезяна тут же приняли во ВСЕРАБИС и он стал членом Профсоюза работников искусств СССР. Что это давало ему – неизвестно, но то, что неназойливо посоветовали изображать социалистическую действительность, понятно и без слов. В итоге он создал едва ли не первые индустриальные пейзажи Армении – например, Медеплавильный завод в Кафане. Рисовал попутно и рабочих. В одной из недавно изданных книг читаем: «Портреты Ф.Терлемезяна, сделанные в советский период, хотя и имеют ясные реалистические формы, твердую линию рисунка, гармоничный цвет, психологически уступают портретам Тадевосяна, Агаджаняна и Сарьяна, особенно в портретах героев труда и ударников». Такой вот «искусствоведческий» перл.

На выставке можно увидеть удивительный автопортрет Терлемезяна, сделанный в Ревельской тюрьме, портреты писателей Маари и Бакунца – будущих «врагов народа», рисунок спящего Комитаса, портрет Андраника, выполненный в США, и множество других, вполне психологических.

Однако главной фишкой художника был пейзаж. Он мастерски изображал Босфор, Константинополь, виды Парижа и Бретани, пляж в Батуме и, конечно, много раз Армению и Ереван. В экспозиции несколько зимних ереванских видов, среди них и картина 1937 года: тоска, холод и сугробы. Пришлось Терлемезяну браться и за тематические картины, очень забавные: «Победа серпа и молота» или «Армения преподносит в дар большевизму своего первенца». К счастью, эскизы так и не стали картинами. К этому времени он был уже не простым художником, а художником-орденоносцем.

Трудная судьба и перемещения в пространстве не позволили Фаносу Терлемезяну обзавестись семьей и наследниками. Истинный покой он обрел в Армении, где впервые в 1929 году была организована его выставка. Следующая выставка в связи с 75-летием состоялась в апреле 1941-го. Благо работ было много: он привез из Америки все свои произведения и работал на родной земле как проклятый. Все, что у него было - картины, рисунки, архивные материалы, - он завещал Картинной галерее Армении. Последний раз работы Терлемезяна показали в 1965 году, сняли уже всеми забытый фильм. Выпустить альбом не удосужились, но уже готова и скоро выйдет в свет фундаментальная книга. Жаль, что не успели к выставке.

Как бы то ни было, искусство крупнейшего мастера живописи в этот раз представлено весьма достойно и полно. Остается добавить, что Ереванское художественное училище (ныне колледж) в 1941 году было названо именем Фаноса Терлемезяна – факт удивительный, учитывая его героическую биографию. Впрочем, не ошиблись – это светлое имя художника, бойца и патриота, целиком посвятившего себя родному народу.

Карен Микаэлян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image