ДОЛГОЖИТЕЛИ КАРАБАХА: ДВА ОБРАЗА

26 января, 2016 - 19:10

Нагорный Карабах всегда славился своими долгожителями. В бывшем СССР больше всего граждан в возрасте 100 лет и выше проживало на территории НКАО – 144 человека на 100 тысяч жителей. По мнению специалистов, во многом благодаря климату и особенностям диеты карабахские долгожители обладали более крепким здоровьем, чем долгожители других регионов.

И сегодня не перевелись долгожители на земле карабахской.  8 января в Церкви Святой Богоматери райцентра Аскеран Нагорно-Карабахской Республики состоялось праздничное мероприятие, посвящённое 100-летнему юбилею жительницы города Змрухт Геворкян.

Змрухт родилась в Анкаре, пережила геноцид. Отца убили, а она с матерью чудом спаслись от турецкого ятагана, перебрались в Восточную Армению, а затем обосновались в Нагорном Карабахе.

Своих детей бабушка Змрухт не имеет. Потеряв в молодости малолетнего ребёнка, она содержала дочерей сестры. Сейчас уже пожилые племянницы ухаживают за ней.

Столетняя Змрухт не только на ногах, но и каждое воскресенье, невзирая на погоду, посещает церковь, зажигает свечу, молится, причащается. Служители церкви ставят её в пример другим христианам. Сама же Змрухт признаётся: «Если бы не ходила в церковь, то умерла бы».

Не случайно именно в церкви было организовано празднование юбилея долгожительницы. В мероприятии приняли участие президент НКР Бако Саакян, предводитель Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Паргев Мартиросян, ряд должностных лиц, представители общественности, жители райцентра.

Поздравив юбиляра, глава государства заверил присутствующих, что и впредь будет продолжена реализация комплексных здравоохранительных, экономических и социальных программ, направленных на повышение жизненного уровня и продолжительности жизни граждан.

Сколько сегодня долгожителей в Нагорно-Карабахской Республике и какова средняя продолжительность жизни – станет ясно после обобщения результатов второй общереспубликанской переписи населения, проведённой в декабре 2015-го года. Однако смело можно констатировать о наличии почти сотни особой категории долгожителей – ветеранов Великой Отечественной войны. Всем им уже за 90.

Надо сказать, что в Нагорном Карабахе всегда трепетно относились к памяти Великой Отечественной войны, и 70-летний юбилей Победы отмечался здесь с особой торжественностью и теплотой. По словам председателя Союза ветеранов войны и труда НКР Сергея Барсегяна, ветераны ВОВ в Нагорном Карабахе всегда находятся в центре внимания властей, получают финансово-материальную помощь и моральную поддержку. Быть может, в этом и кроется секрет долголетия ветеранов вопреки увечьям и негативным эмоциям, доставшимся в наследство от войны.

Карабахские армяне внесли свою достойную лепту в победу в Великой Отечественной войне, в большинстве своем проявили себя как отважные солдаты, что отвечало их многовековым воинским традициям. Среди них – двадцать четыре Героя Советского Союза, тысячи награждённых боевыми орденами и медалями, маршалы, адмиралы, генералы, командующие фронтом, армией, корпусом, дивизией.

Но сегодня речь о рядовом солдате, фронтовом водителе, достойно прошедшем войну. Следует отметить, что работа фронтового водителя была не менее тяжёлой, опасной и ответственной, чем героический труд воина на передовой – ежедневно и ежечасно они выполняли серьёзные боевые задания, обеспечивая бойцов на передовой техникой, боеприпасами, живой силой. При этом им приходилось проявлять недюжинную волю и смекалку – ведь одной из главных задач немецкой авиации было нарушение нормального функционирования советских фронтовых коммуникаций. Рискуя собственной жизнью и здоровьем, не одну жизнь спасли военные водители, доставляя под артобстрелами и бомбёжками раненых в полевые госпитали. А нередко ситуация заставляла вступать в прямую схватку с врагом.

Таким был и Александр Осипов, который в нынешнем году отметит своё 92-летие. Когда началась война, ему было семнадцать. На фронте уже находился старший брат – Михаил. Поначалу от брата регулярно поступали письма, потом они прекратились.

«Мы терялись в догадках: жив он или нет, – вспоминает Осипов. – Мать не находила себе места. Когда умер отец, мне не было и девяти лет. Все заботы семьи легли на плечи матери. Мы с братом помогали ей, чем могли: привозили дрова из леса, обрабатывали земельный участок перед домом. Теперь брат был далеко, а я ждал призыва в действующую армию…»

В 1942-м, после трёхмесячных водительских курсов, Александр тоже простился с родным очагом, оставив мать одну.

«Бедная мама! Провожая меня на фронт, держалась крепко, но как только мы, призывники, начали подниматься в кузов грузовика, она залилась слезами…» – при воспоминании об этом эпизоде у самого рассказчика увлажняются глаза.

Боевой путь Осипова начался в 1942-м с Калининского фронта и завершился в мае 1945 года в Курляндии (Латвия).  Вся его фронтовая жизнь, состоявшая из 844 дней, проходила в одной и той же части, в 141-й Новгородской артиллерийской бригаде. И всё это время его неотлучным спутником был грузовик ЗИС-5.

«Мы всегда спешили туда, где нас ждали, где мы были необходимы, – рассказывает дедушка Александр. – Перевозили технику, боеприпасы, вещевое имущество, продукты. Раненых доставляли в полевые госпитали, в санчасти. В нужную минуту ходили в бой. Каждый раз, когда я попадал в трудное положение, не унывал и старался любой ценой выполнить порученное мне дело. Не было случая, чтобы я не справился с боевым заданием. И меня, и моих товарищей вдохновляла одна мысль – добить врага, который хотел покорить не только нашу страну, но и весь мир, уничтожить целые народы, а оставшихся в живых превратить в своих рабов. Вспоминая свой боевой путь, горжусь, что и я в годы тяжких испытаний находился в составе нашей многомиллионной армии и внёс свою посильную лепту в общую победу».

Раны Александра Осипова дают знать о себе до сих пор. Не заживают и раны памяти, не ослабевает и с годами, кажется, даже обостряется боль от потери родных и близких, боевых товарищей.

«Проклятая война, пожиравшая молодых людей! Ведь каждый из погибших был светом в своём очаге, каждого ждала мать... Сегодня, много лет спустя, я по-новому осознаю всю чудовищность войны. И моя жизнь практически висела на волоске: каждый день, каждый час, каждая минута, каждый миг могли стать для меня последними…» –говорит Осипов.

Последним для Александра мог стать даже день Победы...

Девятое мая. Ещё до рассвета стало ясно, что Германия капитулировала. Победа!

«Как мы стремились к ней, какие усилия приложили, какие страдания перенёс наш народ ради победы над чумой двадцатого века – фашизмом! Ура! Ура! Ура! Всюду прокатывалось это русское слово, ликованием было охвачено каждое сердце. Радостный гул доносился даже с передовых позиций», – вспоминает Александр Осипов.

Но война была смертельно опасна даже в своей агонии. Александру поручили поехать во второй дивизион – помогать перевозить продукты и вещевое имущество с тыловых баз. Проехав большую часть дороги по мостовой, сооружённой из балок и досок, оказался в чистом поле. И именно в это время в небе появился немецкий самолёт и стал кружить над грузовиком. Было непонятно, по чьему приказу вражеский самолёт вышел на боевое задание – ведь немцы накануне подписали акт о капитуляции.

«Необходимо было приложить все усилия, чтобы остаться в живых, не погибать же в день, когда завершилась война, – сейчас уже хладнокровно рассуждает дед. – Было ясно, что из-за одной машины лётчик не станет бросать бомбу, а будет обстреливать из пулемёта. Прятаться было негде, и я вынужден был залезть под мотор машины. И это было правильным решением»,

Машина защитила своего хозяина, сама получив ранения – немецкий летчик пару раз пролетел над ней, обстреливая из пулемёта. Пули попали в кузов. В это же время послышались залпы советских зенитных пушек. Немцу пришлось ретироваться.

В начале мая 1946-го Александр Осипов был уже в родном Степанакерте. Подлечившись, стал работать, как и прежде, водителем.

«Моя трудовая деятельность исчисляется пятью десятками лет. И где бы я ни работал, старался высоко держать честь и достоинство воина-фронтовика, приносить пользу нашему обществу», – говорит он.

Даже годы и увечья не мешают Александру Осипову и сегодня мастерски водить автомобиль, правда, теперь уже иномарку. Однако он всё время любовно вспоминает нехитрый военный грузовик ЗИС-5, который был неотлучным спутником все 844 дня его фронтовой жизни.

Переосмыслив и прочувствовав пережитое, ветеран войны написал книгу мемуаров «Огненные рейсы», в которой правдиво представил будни фронтовых водителей, их тяжёлую и опасную работу, ярко и прочувствованно описал драматические события, непосредственным участником и свидетелем которых был.

«Я рад, что наши боевые традиции сегодня живут и приумножаются, – с гордостью говорит Александр Осипов. –  Боевой дух, умение выстоять в самых тяжёлых условиях, несгибаемую волю к победе продемонстрировали наши сыновья и внуки в недавней войне, которую развязал Азербайджан. Отрадно сознавать, что ныне армия Арцаха – самая боеспособная в регионе и готова обеспечить нашу безопасность, решительным образом отражать любую агрессию, любые посягательства на нашу свободу и независимость. Я уверен в завтрашнем дне…»

Казалось, два совершенно разных образа – бабушка Змрухт и дедушка Александр. И судьба у них разная. Но объединяет их одно – крепкая вера. В первом случае – вера в Бога, которая, как признаётся Змрухт, не даёт ей умереть. Во втором – вера в жизнь и светлое будущее, ради которого Александр рисковал жизнью и пожертвовал здоровьем…

И оптимизм, который исходит от наших героев, передаётся молодому поколению – внукам и правнукам наших долгожителей, укрепляет их веру в завтрашний день…

Ашот Бегларян, Степанакерт

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image