Путешествуя по Армении

27 января, 2016 - 18:49

Тарон

Начиная очередной цикл бесед об Армении, о путешествии по родной стране, я долго думал над тем, как именно организовать это путешествие. Географически было бы оправданно построить его в какой-либо последовательности, например, с запада на восток, или поалфавитно – от Айрарата до Утика, и так далее. Однако с точки зрения, если хотите, геополитической, такой подход слишком утилизован и не достигает своей главной цели. А цель наша, как об этом уже шла речь в одной из наших бесед, – ознакомить армянского читателя со всей его страной, восстановить ту глубочайшую связь народ- земля-вера, которая, зародившись еще во времена Айка Наапета, до сих пор питает нашу нацию. Правда, иногда дает сбой. Именно поэтому путешествовать по своей великой стране мы будем вразнобой, не ставя себя в зависимость от каких-либо последовательностей. Ибо разницы нет никакой между Ереваном и Арабкиром, Степанакертом и Мушем, Бабердом и Арзн-Румом, между Арцахом и Ахдзником, Джавахком и Корчайком – всё это города и гавары единой страны – Великой Армении. И единство это не искоренить из нашего генофонда.

И еще об одном хотелось бы сказать перед дорогой. Когда наш путь будет лежать в Западную или крайнюю Восточную Армению, мы не будем повторяться из раза в раз о том, что подавляющее большинство сел, городов или памятников, о которых мы расскажем, лежит ныне либо в руинах, либо уничтожено полностью, либо искажено до неузнаваемости. Мы будем говорить не о сегодняшнем их состоянии – о прошлом их и о будущем, которое, хочется верить, одинаково славно.

Само же путешествие начнем с самого центра нашей Армении. Между озером Ван и плоскогорьем Бюракна – тем самым, на котором расположен Библейский рай, – в юго-западной части ашхара Туруберан Великой Армении, в бассейне среднего течения славной реки Арацани (Восточный Евфрат) и ее левого притока Мехрагет находится один из самых известных и знаменитых гаваров нашей страны – Тарон. История Тарона берет свое начало с незапамятных времен Айка Прародителя, – история, богатая самыми разнообразными событиями, славнейшими именами, всемирно известными памятниками, история, воспетая многими поэтами и писателями. Имя гавару, согласно свидетельству Мовсеса Хоренаци, дал внук Ноя Таравн (Тарбан). “Отец истории” пишет, что после того, как Ной доплыл до Армении и достиг суши, один из его сыновей, Сем (или Сим), направился на северо-запад. Здесь, в долине, по которой текла река, направляющаяся в Ассирию (Арацани-Евфрат), он и остался жить. Продолговатую гору, окаймляющую эту долину, он назвал своим именем Сем – это поднимающиеся к югу от Муша знаменитые горы Симсар или Севсар. Село, им основанное, существует по сей день и называется также его именем – Семал. Это ворота Сасуна. Через Семал и соседний Шеник идет единственная дорога из Муша в Сасун. Таравн же, или Тарбан, был младшим из сыновей Сема. Со своим многочисленным потомством (30 сыновей и 15 дочерей!) он расстался с отцом и остался жить поблизости от реки Арацани. Здесь его сыновья рассеялись по обширной равнине и основали свои села. По имени Таравна весь гавар получил название Тарон. А на том месте, где Таравн расстался со своими многочисленными сыновьями, до сих пор стоит село Цронк – Россыпь. В Цронке были две армянские церкви и школа, открытая в 1861 г. стараниями Мхитара Вардапета. В Цронке 24 апреля 1899 г. произошел бой между группой армянских фидаи во главе с Гургеном и турецкими регулярными войсками. В неравном бою Гурген и большая часть его отряда погибли.

Сведения, приводимые Хоренаци, подтверждает историк Олимпиодорос, он же добавляет, что вышеизложенная история была зафиксирована в рукописях, не дошедших даже до античных времен. Однако Олимпиодорос утверждает, что обо всем этом часто рассказывали “старики народа Арамян”. В хеттских источниках Тарон упоминается под названием Таруиши, в латинских – под названием Тавранциум. Многие арменоведы связывают название гавара Тарон с разветвленной системой параллельных горных хребтов, пересекающих Армению с запада на восток – Таврос. Существуют хребты Главный Армянский Таврос, Южный, Северный и Внутренний Армянский Таврос, а также Киликийский Таврос. С этим же корнем связано и название всего ашхара, в котором находится Тарон, – Туруберан, то есть предгорье (устье – беран) Тавроса, Тавру Беран. Сам корень “тавр” или “таур” – доиндоевропейский, со смыслом “горный” – хребты Таврос в Армении и Тауэрн в Восточных Альпах Австрии, древнегреческое имя Крыма Таврика, Таврида и т.д. Добавим для полноты картины еще один топообразующий армянский корень – “тар” (насест), ведь “тарел” – сесть на насест, несет в себе смысл “осесть”, остаться где-то жить, обосноваться…

Весьма поэтичное и красивое описание Тарона дано в труде 4-7 вв. “История Тарона” (Патмутюн Тароной): “Добра страна эта и ее местности, и ароматен воздух, и многоводна долина, и множество крепостей по горам вокруг. Страна эта покрыта сочными травами, и медоносна, и как манна небесная, зелень и леса ее, что слаще меда, и называется газапен… Полна всяческих богатств страна эта, и удачлива, и целебна…” Обратите внимание на термин “газапен” или “газпен”, которым армянский язык обозначает “манну небесную” – то есть плодородие, обилие урожая. Не замечаете связи с топонимами Гаспе, Каспи, Кесаб, Каспийское море и т.д.?!

Древнейшим центром Тарона был Аштишат – один из главных святых городов дохристианской Армении, расположенный на правобережье реки Арацани, у подножия священных гор Каркео или Аватамк, почти напротив знаменитой крепости Вохакан. В Аштишате были расположены главные капища Армении, посвященные богу Ваагну и богиням Анаит и Астхик. Здесь при большом скоплении народа, с участием самого царя и верховного жреца с размахом проводились праздники Навасарда и Вардавара. Сам город назывался иногда Ерек Багинк (Три Капища). С принятием христианства капища и их богатое убранство были уничтожены и разграблены, однако город не потерял своего значения. В 439 г. католикос Саак Партев, а позже и его дочь Шушаник были погребены в основанной Григором Лусаворичем церкви, которую с тех пор называют монастырь Сурб Саак. Угодья Аштишата стали личной собственностью армянского католикоса, а позже – княжеского дома Мамиконян. В городе было проведено множество церковных собраний, одно из которых в 356 г. строго запретило многоженство. Имя Аштишат связывают с “ашт” – жертва, то есть место жертвоприношений (капище). Корень “ашт” может быть связан и с “аштанак” – канделябр, и с “хашт” – либо жертва, либо прихожая, предзальная часть храма. В любом случае смысл связан с храмом, капищем. Окончание же “шат” несет в себе древнейший смысл поселения, города, отсюда же и более позднее “шахр”, “шахар” – персидско-арабское “город”, и шатер – стоянка кочевников. В Армении это окончание имеют многие города – Аштишат, Арташат, Аршамашат и др. Ныне на месте Аштишата находится село Дерик. Курды вкладывают в слово “дерик” заимствованное из армянского же “дзорик” значение небольшого ущелья, оврага. В действительности же корень ведет свое происхождение от древнеармянского, а позже – ассирийского “Дер”, “Дейр”, имевшего смысл “пустыня”, “уединенный храм” – отсюда, например, Дер-Зор, арабское Дейр-аз-Зор. Как видим, значение святости места сохранено даже в отсутствии носителей этой святости – Аштишат, Город Капищ, стал Дериком – Храмом.

С именем богини красоты Астхик связана красивая легенда. Астхик любила купаться в реке Арацани неподалеку от крепости Вохакан и водопада Гргур (т.е. бурлящий). Молодые пастухи, очарованные красотой богини, взяли за обыкновение подсматривать за купанием обнаженной Астхик. Заметив это, она стала напускать во время своего купания туман на всю долину Арацани. Именно из-за частых туманов и был назван Муш – то есть мшушапат, туманный. Крепость же Вохакан – едва ли не самая знаменитая из армянских средневековых крепостей – расположена на левом берегу Арацани, в 6-7 км от реки, близ некогда большого города Дагонк, выше села Артерт или Ертефт. Расположенные на месте Дагонка и Вохакана села носят красноречивые названия – первое называется Зиарет, то есть “святой мученик” или “всесильный” (Зоравор), а второе – Хрбе Хыфекян, в курдской транскрипции – Старый (хараб – поврежденный, разрушенный) Вохакан. Хеттские источники его упоминают под именем Улакан. Вохакан был самой известной крепостью не только Тарона, но и всей Армении, находившейся в собственности княжеских домов Слкуни, а затем Мамиконянц. О Вохакане упоминают в IV веке Зеноб Глак, в V веке – Бузанд, Хоренаци, Егише. Последняя страница истории крепости относится к X веку, когда укрепившийся в Вохакане царь Гагик Арцруни целый год оказывал сопротивление арабским завоевателям. После этого крепость в источниках более не упоминается. Прекрасное описание ее развалин дал великий Раффи. До сих пор сохраняются остатки оборонительных стен, развалины башен и строений.

Григор Бегларян

Продолжение следует

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image