“Достоин уважения и памяти”

29 января, 2016 - 15:58

 Взять в аренду дом, в котором в свое время жил видный российский государственный деятель и военачальник Михаил Лорис-Меликов (1825-1888) – с таким предложением к мэру Москвы Сергею Собянину обратился Совет по делам казачества Республики Армения.

Pечь идет о доме, построенном в 1830-1840 годах архитектором Михаилом Быковским. Это здание расположено в Милютинском переулке российской столицы, неподалеку от станций метро “Чистые пруды” и “Сретенский бульвар”.

“Нам очень дорога любая историческая деталь, любой факт, связанный с жизнью и деятельностью такой незаурядной личности, как М.Т.Лорис-Меликов. Который, помимо всего прочего,- наш соотечественник,- отмечает, обращаясь к главе правительства Москвы, председатель Совета по делам казачества, командующий Объединенной группой войск и сил Вооруженных Сил РФ и РА на территории Республики Армения, генерал-лейтенант Вооруженных Сил РА Михаил Григорян.- Имя Лорис-Меликова носило функционировавшее более 10 лет Международное Армяно-Казачье Объединение Дружбы и Сотрудничества (МАКО ДС). По сей день высшей наградой Объединенного Армянского Казачества является орден М.Т.Лорис-Меликова 1-й, 2-й и 3-й степеней. Думается, это глубоко символично, поскольку Михаил Тариэлович внес значительный вклад и в деятельность   казачества: с 1863 по 1875 годы он был наказным атаманом Терского казачьего войска ”.

 

Умно и смело

 Уроженец Тифлиса, потомственный дворянин Лорис-Меликов (между прочим, этот княжеский род восходит к началу XVII века; Лорис-Мелики были наследственными приставами и князьями Лорийского края, они входили в состав высшего грузинского дворянства и были внесены в 6-ю часть родословной книги Тифлисской губернии) успешно действовал как умелый администратор, добившись значительных результатов в водворении правопорядка в регионе, в решении экономических, социальных и бытовых вопросов. Не случайно везде, где бы ему ни доводилось заниматься такими делами, он быстро завоевывал симпатии местных жителей своим «благоразумным управлением». Так, за время его управления Терской областью многие местные жители, находившиеся во власти владетельных князей и других лиц, были освобождены от крепостной зависимости. Значительно – до трех сотен увеличилось число учебных заведений, причем Лорис-Меликов на свои средства учредил ремесленное училище во Владикавказе. В 1879 году именно благодаря введенным им строжайшим карантинным мерам, когда он был назначен временным Самарским, Саратовским и Астраханским генерал-губернатором с практически неограниченными полномочиями, удалось обуздать начавшуюся было чуму в Поволжье и не допустить разрастания эпидемии. Кстати, из отпущенных на эту борьбу четырех миллионов казенных рублей Лорис-Меликов израсходовал не более 300 тысяч.

Не пасовал Михаил Тариелович и на ратном поприще, не раз проявив себя храбрым воином и умным военачальником. К примеру, в ходе Кавказской войны он в 1851 г. участвовал в большой зимней экспедиции на левом фланге Кавказской линии в Большой Чечне, против Хаджи-Мурата, а с весны того же года находился на правом фланге линии при возведении укрепления на р. Белой и отражениях сил Мехмет-Амина. За отличия в тех военных действиях он   был произведён в ротмистры. В годы Крымской войны Лорис-Меликов особо отличился на Кавказском фронте, где велись боевые действия против турецких войск. Среди таких побед – сражения  при Баяндуре и Башкадыкларе, в которых турецким частям под начальством Абди-паши были нанесены чувствительные поражения. За воинскую доблесть Лорис-Меликов был награждён золотой саблей с надписью «За храбрость». В 1854 году успешно сформировать отдельную бригаду охотников, состоявшую из армян, грузин, курдов и других кавказских народов. Находясь в особом Александропольском корпусе, которым командовал другой наш славный соотечественник – генерал-лейтенант князь Бебутов, Лорис-Меликов участвовал в кровопролитной битве при селении Кюрюк-Дара в Карсском округе 24 июля (по старому стилю) 1854 г.. В том сражении 18-тысячный отряд Бебутова наголову разбил 60-тысячное турецкое войско под командованием мушира (в султанской Турции – воинское звание паши 1-го класса, соответствовавшее званию маршала или полного генерала – А.Г.) Мустафы Зариф-паши. За храбрые действия на поле боя Лорис-Меликов  получил орден св. Владимира 3-й степени с бантом. К слову, за эту блестящую викторию Бебутов, по личному распоряжению императора Николая I, был удостоен ордена Святого Андрея Первозванного, что для генерал-лейтенанта являлось наградой почти беспримерной.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. увенчала Лорис-Меликова новыми лаврами. Среди его достижений – взятие Ардагана и считавшегося неприступным Карса, победы на Аладжинских высотах и при Деве-Бойну. За боевые заслуги он был возведен в графское достоинство, пожалован кавалером ордена Святого Владимира 1-й степени с мечами.

В начале XX в. было решено соорудить памятник воинам, погибшим во всех штурмах крепости Карс. Торжественное открытие величественного 9-метрового монумента, возведенного по проекту скульптора Бориса Микешина,  состоялось 6 ноября 1910 года. Однако монумент простоял недолго: по Батумскому договору от 4 июня 1918 г. Карс официально отошел к Турции, и в том же году памятник был взорван.  

Примечательная деталь: в совместном проекте Российского военно-исторического общества и ВГТРК “100 великих полководцев”, посвященном оценке военачальников за всю историю Российского государства, в числе достойнейших неоднократно упоминается и Лорис-Меликов. Наряду с, к примеру, одним из создателей русского флота Федором Апраксиным, непобедимым “Топал-пашой” Александром Суворовым, генералом Николаем Юденичем, прославившимся в боях на Кавказском фронте в годы Первой мировой войны, и дважды Героем Советского Союза, Маршалом Константином Рокоссовским, командовавшим историческим Парадом Победы в Москве 24 июня 1945 года. (В этом славном списке есть, кстати, еще один наш знаменитый соотечественник – дважды Герой Советского Союза, Маршал И.Х.Баграмян).

 

Укрепляя государство

После окончания той войны в России резко активизировалось народовольческое движение, лидеры которого исповедовали осуществление терактов в отношении высокопоставленных государственных деятелей. В сложившейся ситуации, в целях противостояния терроризму, в стране был учрежден институт особых временных генерал-губернаторов, наделенных почти что неограниченными полномочиями. Одним из таких генерал-губернаторов и стал Лорис-Меликов, назначенный в апреле 1879 г. руководить Харьковской губернией после убийства прежнего губернатора – князя Дмитрия Кропоткина. Исполняя свои обязанности, он заслужил уважение харьковчан – в первую очередь, тем, что не прибегнул, как ожидалось, к массовым репрессиям. По-своему это оценили и сами народовольцы, не включив «Лориса» в список генерал-губернаторов, которым были вынесены смертные приговоры.

Некоторое время Лорис-Меликов возглавлял Верховную распорядительную комиссию, учрежденную «в видах прекращения покушений на государственный и общественный строй России». Здесь и настигло его “внимание” революционеров: некто И. Млодецкий совершил на него покушение, оказавшееся, к счастью, неудачным. Из осуществленных упомянутой комиссией мер особо следует отметить облегчение участи лиц, высланных административным порядком по политической неблагонадежности, особенно из числа учащейся молодежи; многие из них были вовсе освобождены или возвращены на родину либо воспользовались иными льготами, например – допущением вновь в высшие учебные заведения.

Затем Лорис-Меликов был назначен министром внутренних дел Российской империи. Именно он стал автором проекта новой российской Конституции, которая была нацелена на завершение «великих реформ», призванных несколько ограничить самодержавное властительство. Проект, получивший название «Конституция Лорис-Меликова», предполагал формирование при Государственном совете особого совещательного органа в виде временных комиссий в составе чиновников и выборных представителей от земств и органов городского самоуправления. Император Александр II согласился рассмотреть проект, хотя и без особого восторга (говорят, он даже воскликнул: «Да ведь это – Генеральные Штаты!»). За считанные часы до своей гибели – 1 марта 1881 года государь одобрил закрепленную в проекте основную мысль «относительно пользы и своевременности привлечения местных деятелей к совещательному участию в изготовлении центральными учреждениями законопроектов» и повелел созвать 4 марта Совет министров для того, чтобы согласовать правительственное сообщение о лорис-меликовском проекте. Однако этого так и не произошло: 1 марта император был убит активистами «Народной воли». А его преемник, Александр III, продвигать предложенные идеи уже не захотел. А жаль: быть может, если бы замысел удалось претворить в жизнь, история государства Российского сложилась бы несколько иначе, без набухания социальных нарывов, и не привела бы к потрясениям 1917-го. Кто знает…

 

Память должна жить

- Мы гордимся тем, что такой бесстрашный воин и дальновидный государственный деятель, как Михаил Лорис-Меликов – наш соотечественник,- говорит М.Григорян.- По большому счету, мало кому из армян выпадала честь вершить историю на столь высоком уровне. Лорис-Меликов  неоднократно оказывался в ситуациях, судьбоносных для всего Российского государства. И каждый раз с честью выходил из них. Его личную храбрость, талант администратора и природный ум воистину невозможно переоценить. А его свершения и сегодня, спустя почти полтора столетия, впечатляют грандиозностью масштабов и глубиной замысла. По нашему глубокому убеждению, этот человек воистину заслуживает, чтобы сегодняшние потомки достойно хранили память о нем.

Армянская сторона полагает, что в развития дружественных отношений наших народов примечательную роль мог бы как раз сыграть вышеупомянутый дом в Москве, где проживал Лорис-Меликов. Дом этот официально признан памятником архитектуры федерального значения, восстановлен  на средства Всероссийского фонда культуры и сейчас охраняется государством. Однако текущее состояние здания, к сожалению, далеко от удовлетворительного. В ожидании новых владельцев он неумолимо ветшает.  

Совет по делам казачества РА готов спасти историческое здание. По имеющимся сведениям, сегодня данный дом, с прилегающими подсобными строениями, выставлен на продажу (цена установлена в размере 40 млн. рублей), либо есть возможность взять его в аренду сроком на 49 лет. “Второй вариант нас очень бы устроил,- отмечается в письме мэру Москвы. - Беремся надлежащим образом восстановить здание, представляющее значительную архитектурно-историческую ценность. Наши партнеры почтут за честь подключиться к этому проекту и оказать необходимое материально-техническое содействие для его реализации наилучшим образом”.

В отреставрированном доме намечается организовать музей Лорис-Меликова, с экспозицией, посвященной его жизни и деятельности, а также Посольскую станицу (представительство) армянского казачества в Москве.

- Мы очень надеемся, что г-н Собянин воспримет нашу просьбу в конструктивном ключе и посодействует претворению данного замысла в жизнь,- говорит верховный атаман Международного Армяно-Российского казачьего братства “Нить”, казачий генерал-лейтенант Карапет Задоян.- Как нам удалось выяснить, по отцовской линии Сергей Семенович происходит из уральских казаков. Так что, надеюсь, к предложению армянского казачества он прислушается. С другой стороны, мы всегда не жалели усилий для укрепления и развития дружественных связей с Россией, с русским народом, с казачьими союзами и объединениями РФ. Думается, это приобретает особую актуальность на фоне сегодняшних – весьма непростых геополитических процессов.

Девятнадцатого октября прошлого года исполнилось 190 лет со дня рождения М.Лорис-Меликова. Наверное, всё же пора, хоть и с некоторым опозданием, воздать должное этой незаурядной личности. Реализация проекта, предусматривающего реконструкцию дома в Милютинском переулке, с последующим созданием здесь Посольской станицы армянского казачества, думается, явилась бы достойным вкладом в укрепление доброго содружества наших стран и народов.

              Ашот Гарегинян

 

От редакции сайта http://russia-armenia.info/Награды М.Т. Лорис-Меликова

Российские:

·         Золотая сабля «За храбрость» (1848)

·         Орден Святой Анны 4 ст. (1848)

·         Орден Святой Анны 3 ст. с бантом (1850)

·         Орден Святой Анны 2 ст. (1852)

·         Золотая сабля «За храбрость» (1854)

·         Орден Святого Владимира 4 ст. с бантом (1854)

·         Орден Святого Владимира 3 ст. (1855)

·         Орден Святого Станислава 1 ст. (1859)

·         Орден Святой Анны 1 ст. (1860)

·         Орден Святого Владимира 2 ст. с мечами (1861)

·         Орден Белого Орла (1865)

·         Орден Святого Александра Невского (1879)

·         Орден Святого Георгия 3 ст. (1877)

·         Орден Святого Георгия 2 ст. (1877)

·         Орден Святого Владимира 1 ст. с мечами (1877)

·         Орден Святого Андрея Первозванного (1880)

·         Алмазные знаки к Ордену Святого Александра Невского (1881)

Иностранные:

·         Турецкий Орден Меджидие 2 ст. (1858)

·         Мекленбург-Шверинский Орден Вендской Короны 2 ст. (1878)

·         Прусский орден Pour le Mérite (1878)

·         Черногорская медаль (1878)

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image