ПОСЛЕДНИЙ ЖИТЕЛЬ

8 февраля, 2016 - 13:10

О ВОЙНЕ БЕЗ ВОЙНЫ

Кинорежиссер Дживан Аветисян, известный зрителю своими военными драмами "Прерванное детство" и "Теваник", в самом скором времени вынесет на суд зрителя свою новую картину - "Последний житель".

СЪЕМКИ АВЕТИСЯН ЗАВЕРШИЛ В КОНЦЕ ПРОШЛОГО ГОДА И СЕЙЧАС работает над постпродакшном фильма. В этом ему помогают армянский культурный фонд "Фиш Ай Арт" (Fish Eye Art) и литовская компания Artbox. Ее глава Кестутис Драздаускас был и продюсером "Теваник" - талантливого молодого постановщика он приметил на кинорынке в Каннах, где тот представлял свой амбициозный проект. Начальную поддержку режиссеру оказали Национальный киноцентр Армении и Министерство обороны РА. А если учесть, что новый фильм  опять же на больную для Аветисяна тему - Арцах и карабахский конфликт - то стоит ли удивляться, что картину поддержал и президент НКР Бако Саакян.

"Последний житель" - уже третье по счету авторское высказывание на тему пока так и  неурегулированного карабахского конфликта, Арцахской войны, страшных событий в Сумгаите. Сам режиссер родом из этих мест, так что трагедии, представленные на большом экране, хорошо ему понятны и близки до боли. Детство Дживан Аветисянн провел в районе Аскеран, в деревне Хачмач, где собственно и снималась новая лента автора. Такой выбор географии режиссер объясняет просто - все здесь знакомо ему до мелочей, а значит, здесь легче более емко представить идею картины и ее общечеловеческий посыл, обращенный не ко всем, но к каждому...

Фильм снимался по сценарию Цовинар Хачатурян и Масиса Багдасаряна. В его основу  легла повесть Цовинар Хачатурян о военных 90-х годах - "Последний житель Гюрджевана". Работая над драматургической основой картины, конечно же, авторы сценария несколько видоизменили литературный первоисточник - добавили художественного вымысла, отдельные детали, обострили конфликт, выстроили цельную драму. Но в основном они остались верны духу первоосновы - повести, которая рассказывает о реальных людях, о судьбах жителей одного села, о тех человеческих трагедиях, которые им довелось пережить.

ЛЕНТА "ПОСЛЕДНИЙ ЖИТЕЛЬ" ПОВЕСТВУЕТ О ЗАБРОШЕННОМ СЕЛЕ В АРЦАХЕ. Все население его когда-то было армянским. Война, разруха, страшные события… Никого не осталось… Один-единственный армянин по имени Абгар да соседи-азербайджанцы. После ужасных надломов военной поры Абгар остался один на один с самим собой в абсолютно глухой, заброшенной, Богом забытой местности. Он наотрез отказывается покидать свой дом, свой сад, которому  отдал всю свою жизнь. Лишиться корней, традиций, почвы под ногами  - да лучше просто умереть! Кроме проблемы в виде воинствующих соседей-азербайджанцев Абгара гложет еще одна глубокая боль - его дочь Юрга и ее дальнейшая судьба.

Молодая женщина стала очевидицей страшных событий Сумгаита, во время которых она потеряла  любимого мужа, кажется, потеряла рассудок и  оказалась в лечебнице для душевнобольных. Абгар мечтает отыскать ее – единственного родного человека в отныне холодном, недружелюбном, жестоком и враждебном мире. Найти и после всего случившегося дать ей последний приют, покой, обеспечить душевное равновесие. Сегодня в деревне уже никого... И война отгремела - пушки молчат. На первый взгляд все осталось в прошлом. И все-таки призраки страшного прошлого отказываются покидать эти края. Они не перестают мучать людей. И худший ад, чем война, происходит в душах простых людей - и армян, и азербайджанцев. Добро выбрало их души, чтобы вести свою вечную борьбу со злом.

"Для меня тема Арцаха, Карабахской войны имеет принципиальное значение. Особенно в рамках ее международного резонанса. Мы должны суметь донести высокохудожественную правду об этих событиях до международной аудитории. Посредством настоящего искусства мы просто обязаны рассказать не только и не столько о войне, сколько о человеке. Человеке, который потерял в ней все, кроме своего человеческого облика, кроме своей совести. Человеке, которому довелось жить в ужасающее время перемен, когда его судьбой распоряжались другие. Когда все было надломлено, поругано, не осталось ничего святого. И сегодня, как никогда, зрителю нужны правдивые человеческие истории, достоверные драмы, которые позволят ему сопереживать персонажам на экране, идентифицироваться с ними, получить необходимые чувства, эмоции. И он обязательно начнет их осмысливать, думать, рассуждать над ними. Я уверен, что мы сумели создать качественный фильм, достойный, чтобы его представляли на ведущих киносмотрах мира.

Я искренне хотел донести до людей свою боль,  идущую еще из детства. Искусство, рожденное из этой боли, как преодоление всего произошедшего, мое примирение с прошлым. "Последний житель" - отнюдь не военная драма. Скорее, драма человеческая, глубокая, сильная и действенная. В нашем случае - это национальная тема, но она должна быть понятна любому человеку в любой точке земного шара. Посмотрите на сегодняшний мир - создается жуткое впечатление, что мы живем в режиме войны нон-стоп. Мир буквально охвачен военной лихорадкой - волной вооруженных конфликтов, которые чаще всего разгораются на национальной или религиозной почве. Так что тема картины не узко национальная, а наоборот, очень даже злободневная и актуальная. Мы хотели, чтобы зритель еще раз поразмыслил над тем, что, если рядом с его домом идет война, значит, виноват в этом и он, а не только великие державы мира сего", - отмечает режиссер Дживан Аветисян.

АВЕТИСЯН РАССКАЗЫВАЕТ, ЧТО ОСОБАЯ РАДОСТЬ ДЛЯ НЕГО - международный актерский состав фильма. Десант, сложившийся из артистов из США, России, Литвы, Латвии, Греции и Ливана и, разумеется, Армении, возглавляет Хомаюн Эршади, великий иранский актер,  снявшийся в нашумевшей ленте Аббаса Киаростами "Вкус вишни", удостоенной в 1997 году  "Золотой пальмовой ветви" в Каннах. Режиссер вообще очень доволен своей командой, которая разделила с ним все тяготы съемочного процесса. Особенно потрудились художник-декоратор Наапет Саркисян, ответственный за натурные и павильонные съемки, и оператор Тигран Хачатурян, который воплотил в визуальных образах  оригинальное видение автора. Ну а музыку к фильму написал Серж Танкян, который принялся сочинять ее, едва прочитав сценарий.

Война без войны... Судьбы людей в переломные моменты истории, их переживания, эмоции... По сути, именно это и легло в основу фильма. Ведь, по словам Дживана Аветисяна,  никаким аттракционом нельзя удивить сегодняшнюю публику больше, чем эффектом человеческой истории, которую еще нужно уметь рассказывать так, чтобы зацепить зрителя.

Мария ТОКМАДЖЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image