На границе турки ходят хмуро

10 февраля, 2016 - 14:14

На границе турки ходят хмуро

Попытки Анкары взять под контроль морское побережье Сирии полностью нейтрализованы

Расположенная на севере Сирии и граничащая с Турцией провинция Латакия за годы гражданской войны стала одним из важнейших мест боев, во многом определяющих развитие ситуации в стране. Справедливости ради надо отметить, что противник сражающихся сейчас в районе Кесаба и «анклава Сальма» верных правительству Башара Асада войск – не боевики запрещенного в России «Исламского государства», а несколько террористических отрядов, включая туркоманские, активно поддерживаемые Анкарой не только оружием, но и инструкторами.



С начала гражданской войны в Сирии в 2011 году именно север провинции Латакия стал местом приложения основных усилий турецкого правительства. В свою очередь Российская Федерация, откликнувшаяся на просьбу Дамаска о военной помощи, для размещения базы и авиационной бригады особого назначения также выбрала эту северную провинцию, развернув ныне ставшую известной всему миру «Хмеймим» в международном аэропорту имени Басиля Аль-Асада, что всего в 25 километрах от города Латакия.

Диспозиция

Существует мнение, будто Сирия, как и соседний Ирак, – страна-пустыня, подавляющая часть ее территории – жаркая, покрытая песком равнина. В целом такие суждения верны, за исключением выходящего к Средиземному морю района двух провинций (Латакия и Тартус) на западе страны, граничащего на севере с Турцией, а на юге с Ливаном. В окрестностях городов Алеппо, Идлиб и Хамам пустынная равнина переходит в цепь холмов, а уже в районе Сальмы и в особенности Кессаба в провинции Латакия местность превращается в покрытые густыми лесами нагромождения гор и возвышенностей.

Заявления Эрдогана о защите туркоманов были лишь прикрытием, используя которое Анкара рассчитывала установить контроль над морскими портами

В западных провинциях находятся плодородные, пригодные для сельского хозяйства земли, а также морские порты в Латакии и Тартусе, через которые в настоящее время идут и военная помощь, и экспорт сирийской продукции, приносящий в бюджет хоть какие-то средства. Потеряв прибрежный регион, правительство Башара Асада фактически проиграет войну. Конечно, Дамаску еще хватит сил продержаться какое-то время, но не более того.

Особенности местности позволяют правительственным войскам использовать горы как своеобразные укрепления и уверенно защищать западные провинции от боевиков, наступающих с востока. Но ключ к приморскому региону – север Латакии, «треугольник» из населенных пунктов Кесаб, Сальма и Гмам, захват которого позволит боевикам не только взять под контроль административный центр провинции с расположенным там портом, но и двигаясь по федеральному шоссе М-1, выйти к Тартусу.

Отдельно следует остановиться на национальном составе населения севера Латакии. Несмотря на активно продвигаемое турецкими средствами массовой информации утверждение о том, что Кесаб, Сальма, Гмам и окрестности заселены преимущественно туркоманами, до начала боевых действий большую часть населения составляли все же алавиты, которые вполне мирно уживались с туркоманами. Потому защита последних стала своего рода ширмой, позволяющей Анкаре активно вмешиваться в сирийскую гражданскую войну в одном из ключевых регионов.

Затеяв борьбу за западные сирийские территории, турецкое правительство, вероятнее всего, рассчитывало не только нанести смертельный удар Дамаску, но и используя сложившуюся ситуацию, взять под контроль важнейшие средиземноморские порты.

Вынужденный штурм

Начавшиеся в марте 2011 года протесты, позже переросшие в городские бои, сразу же затронули и север провинции Латакия. Но несмотря на хотя и неявные, тем не менее очень активные попытки Турции вызвать протесты именно в Кесабе и других приграничных поселениях, правительственные войска и полиция достаточно быстро взяли ситуацию под контроль. Примечательно, что справиться с антиправительственными выступлениями на северо-западе Сирии помогли не только алавиты, но и примкнувшие к ним туркоманские отряды.

Не совладав с северными поселениями, поддерживаемые Анкарой боевики переместились восточнее и в июне 2011 года подняли восстание в городе Джиср-эш-Шугур, открывающем дорогу в «треугольник» Кесаб – Сальма – Гмам. Раскрыв замысел противника, сирийское правительство отреагировало очень жестко, бросив на подавление восстания не только полицию, но и армейские подразделения с тяжелой техникой.

Начавшийся 10 июня штурм сирийской армией и полицией Джиср-эш-Шугур поддерживали не только артиллерия и боевые вертолеты. По некоторым данным, удары по позициям боевиков наносили также истребители-бомбардировщики ВВС Сирии. Бои сопровождались массовым исходом беженцев на турецкую территорию. По данным Анкары, за три дня штурма границу пересекли более двух тысяч человек.

13 июня Джиср-эш-Шугур был взят под частичный контроль правительственными силами. Правда, протесты в городе все же продолжались, хотя и с меньшей активностью. По данным ООН, эти бои стали на тот момент самыми кровавыми и сопровождались неоправданной жестокостью со стороны как проправительственных сил, так и восставших. Следует отметить, что часть военнослужащих и полицейских перешла на сторону протестующих. Точное количество погибших с обеих сторон неизвестно, но как указывает британская Би-би-си, только армия и полиция потеряли не менее 120 человек.

Роковое перемирие

Ситуация на севере Сирии резко обострилась после перемирия, подписанного при посредничестве ООН между правительством Башара Асада и оппозицией, позволившего последней не только восполнить потери, но и получить современное вооружение, а также военных советников.

В то же время сразу после того как Джиср-эш-Шугур был освобожден от боевиков, командование правительственной армии, испытывающей острый недостаток в боеспособных и укомплектованных техникой и личным составом частях и подразделениях, перебросило высвободившиеся силы к границе с Ираком, передав отбитый город и близлежащую территорию под контроль полиции и нескольких территориальных батальонов.

Осенью 2011 года после окончания перемирия наступление боевиков продолжилось. Протурецкие отряды двинулись сразу в трех направлениях. Первое – на Кесаб, второе – в обход Джиср-эш-Шугур с севера на Сальму, третье – повторный штурм Джиср-эш-Шугур. Но несмотря на поставки вооружения и активную помощь турецких военных советников, взять Кесаб оппозиции не удалось, хотя в районе Джиср-эш-Шугур ситуация для правительственных войск резко ухудшилась. Уничтожив малочисленные территориальные батальоны, оснащенные несколькими танками и мобилизованными гражданскими машинами, боевики начали продвигаться в сторону Сальмы.

В последующие четыре года войны, используя успех осени 2011-го, боевики пытались взять под контроль весь «треугольник». Несколько раз предпринимались попытки выбить правительственные войска из Кесаба, один раз увенчавшиеся успехом, когда террористы, захватив населенный пункт, устроили там массовую резню. Но уже на следующие сутки верные правительству Башара Асада войска при поддержке местных ополченцев выбили противника, нанеся ему существенные потери.

Именно в районе Кесаба вооруженные силы Анкары открыто поддерживали артиллерийским огнем боевиков, обстреливая со своей территории позиции САА и местных ополченцев. Турецкие истребители несколько раз атаковали самолеты и вертолеты сирийских ВВС. Но несмотря на все попытки, Анкаре не удалось ни выбить проправительственные силы с занимаемых позиций, ни даже изолировать район Кесаба.

А на северо-востоке боевики за несколько лет добились существенных успехов, взяв Сальму, не менее важный населенный пункт Рабия, и вышли в пригороды Гмама, после падения которого штурм столицы провинции – Латакии оставался вопросом времени. В сложившейся ситуации даже успешная оборона Кесаба не могла спасти положение правительственных войск – используя трассу М-4 и взяв Латакию, боевики окружали все верные Асаду силы на севере страны.

Установив контроль над городом и портом, боевики фактически ворвались бы в сердце западных сирийских территорий, и в сложившейся ситуации защитить Тартус уже не представлялось возможным.

Но в сентябре 2015 года на пути боевиков встали российские Воздушно-космические силы, артиллерия, тяжелые огнеметные системы, а также военные советники и специалисты.

Следует отметить, что наиболее боеспособными на севере и северо-востоке Сирии оказались террористы из организации «Ан-Нусра». Попытки Анкары создать из разрозненных групп туркоманов формирования под единым командованием во многом провалились. Поэтому Турция развернула в провинции Латакия боевые отряды организации «Серые волки», а также выходцев с Северного Кавказа и активистов «Исламского движения восточного Туркестана». За туркоманами оставалась представительская функция – выступления перед камерами мировых средств массовой информации, показывавшие, какую тяжелую борьбу с кровавым режимом Асада ведет этот маленький, но гордый народ.

В боях с правительственными силами в провинции Латакия приняла участие и так называемая умеренная оппозиция, в частности отряды Сирийской свободной армии.

Треугольник интересов

Надо признать, что российское военно-политическое руководство, принимая решение развернуть авиабазу «Хмеймим» именно в окрестностях города Латакии, ориентировалось не только на удобный логистический маршрут, но и на сосредоточение своих усилий на наиболее важном участке сирийского фронта.

По данным «Военно-промышленного курьера», начиная с 30 сентября, когда были нанесены первые авиаудары, одним из основных мест приложения усилий российской авиационной бригады особого назначения была именно провинция Латакия. В октябре для борьбы с боевиками в район городов Рабия и Сальма были переброшены тяжелые огнеметные системы ТОС-1А, буксируемые 152-мм гаубицы «Мста-Б», а также реактивные системы залпового огня «Смерч» и «Ураган».

На первом этапе артиллеристам и летчикам ставилась задача сдержать возможное наступление боевиков, активизировавших свои действия. Но уже в середине октября «Ан-Нусра» и протурецкие отряды выдохлись, а правительственные силы стали готовить наступление на Сальму и Рабию. Оно началось 10 ноября.

На тот момент фронт проходил по линии Сальма – Рабия – Кабир. Основные позиции боевиков протянулись по возвышенностям, соединяющим Сальму и Рабию и перехватывающим трассу М4. Но несмотря на активную поддержку российской авиабригады и непрерывные артиллерийские удары, взять с ходу позиции противника не удалось. Противостояние приобрело позиционный характер.

Только после тяжелых боев позиции боевиков в районе Гмама и Сальмы были захвачены. Одновременно с наступлением в районе трассы М-4, где оборону держали в основном боевики «Ан-Нусры», правительственные войска начали продвижение в сторону населенного пункта Джабаль эль-Акрад, наступая на позиции туркоманов и «Серых волков» – стремясь не только обойти Сальму, но и защитить свои фланги.

24 ноября Су-24М ВКС России, наносивший удар по позициям боевиков в районе сирийской-турецкой границы, был сбит истребителем F-16 турецких военно-воздушных сил. Можно предположить, что на фоне наметившегося военного поражения «Ан-Нусры», «Исламского фронта», «Серых волков» и туркоманов Анкара попыталась вывести из игры российские ВКС, вероятнее всего, рассчитывая, что при вмешательстве НАТО Россия для недопущения возможных инцидентов введет 15–50-километровую бесполетную зону.

Но попытка Анкары не увенчалась успехом: авиаудары бригады особого назначения по позициям боевиков не только не прекратились, но даже усилились. Так, по данным «Военно-промышленного курьера», в Латакии появились дальние бомбардировщики Ту-22М3 («За «черный ящик»).

26 ноября боевики «Исламского фронта восточного Туркестана», отряды «Серых волков» и «Ан-Нусры» попытались перейти в контрнаступление на нескольких участках. Но результат оказался минимальным, серьезным сдерживающим фактором стали задействованные Дамаском артиллерия и тяжелые огнеметные системы.

В настоящее время правительственные силы уже освободили Сальму и Рабию, фактически выбив боевиков со всех позиций. Правда, на пути к Джиср-эш-Шугур остается еще один «крепкий орешек» – контролирующий трассу М-4 населенный пункт Бидама. Ситуация для протурецких отрядов сложилась настолько тяжелая, что Анкара попыталась повторно разыграть карту с нарушением национального воздушного пространства российскими боевыми самолетами.

Просто бизнес

Надо признать, что в настоящее время угроза падения Латакии фактически нейтрализована. Отряды «Ан-Нусры», «Исламского фронта» и других протурецких банд уже вытеснены из «треугольника» Кесаб – Сальма – Гмам. Конечно, об их полном уничтожении говорить рано, но планы Анкары взять под контроль морское побережье Сирии оказались нейтрализованы.

Сейчас становится понятно, что громкие заявления Эрдогана о помощи и защите туркоманов были лишь прикрытием, используя которое турецкое военно-политическое руководство рассчитывало не только свергнуть правительство Башара Асада, но и установить контроль над важными средиземноморскими портами. Как говорится, ничего личного, только бизнес.

Алексей Рамм

Комментарии

Для меня позиция автора статьи осталась непонятной.Описывая до мельчайших подробностей военные перипетиии,он почему то обошел основное положение, заключающееся в том, что и Латакия и Особенно Тартус навсегда и уже давно оказались просто напросто Российскими базами, а это как говорится не фунт изюма

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image