Денонсация «Московского сговора» как выстрел по двум зайцам

24 февраля, 2016 - 13:34

Похоже, что российская дипломатия сделала очередной, довольно неплохой ход в развязанном Анкарой серьезном и опасном геополитическом противостоянии с Москвой.

Начавшийся 24 ноября прошлого года с уничтожения в сирийском небе российского бомбардировщика российско-турецкий торговый и дипломатический конфликт по инициативе Москвы перекинулся в международную правовую плоскость взаимоотношений двух стран.

Первой ласточкой стало озвученное 8 февраля предложение весьма известных в Госдуме своей активностью, думцев и, кстати, коммунистов, Валерия Рашкина и Сергея Обухова президенту и главе МИД РФ расторгнуть подписанный 16 марта 1921 года правительствами РСФСР и Турции “Договор о дружбе и братстве”, фигурирующий в истории дипломатии под названием «Московский договор». Предложение это, конечно, могло бы быть воспринято в качестве очередного пропагандистско-популистского «пробного шара» в духе главы российских либерал-демократов Жириновского, если не одно «но». Уже 10 февраля официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что МИД страны предложение думцев уже изучает. А МИД, как известно, слов на ветер не бросает. И вот почему.

А суть проблемы в том, что принятый без участия Армянской, Грузинской и Азербайджанской ССР Московский договор установил северо-восточную границу Турции c этими уже советскими республиками, закрепив ее территориальные приобретения по Александропольскому договору. И сегодняшние независимые страны Грузия и Армения, естественно, отказываются признавать «Московский сговор» Ленина и Ататюрка. Ереван, в частности, не признает и заключенный во исполнение Московского договора Карский договор, который грузинский парламент денонсировал еще в 2005 году. Нежелание Еревана и Тбилиси признавать навязанные им большевистским правительством Московский и Карский договора выглядит вполне логично и понятно. Ведь в результате Армения потеряла территорию в 126 тыс. кв. км, а Грузия - в 23 тыс.кв. км, а именно к Турецкой республике отошли армянские Карская область и бывший Сурмалинский уезд Эриванской губернии с горой Арарат, а также грузинские - южная часть Батумской области.

С учетом тупиковой ситуации в российско-турецких отношениях вокруг Сирийской проблемы, данная поведенческая линия российской дипломатии представляется вполне логичной, так как перепозиционирование проблемы в договорную плоскость ставит задачу, способную выстрелить сразу, и как минимум, в двух зайцев. Во-первых, угроза денонсации Россией договоров, не признаваемых двумя соседями Турции, для Анкары весьма существенна, учитывая наличие на территории, которая в этом случае может оказаться спорной, миллионов курдов, зачастую весьма неплохо вооруженных и получивших статус «персона грата» посредством официального и торжественного открытия в российской столице представительства Сирийского Курдистана.  Во-вторых, и это очень важно, посредством начала процесса денонсации большевистско-кемалистского соглашения Москва усиливает свое влияние и не столько в Армении, а в большей степени в «потерянной» Грузии. Именно власти Грузии сегодня не на шутку обеспокоены турецкой торгово-экономической экспансией в своей стране – как в самом Тбилиси, так и, в особенности, Аджарии, которая, с учетом наличия пусть небольшой, но довольно активной мусульманской этно-религиозной группы, фактически превращается в турецкий форпост, противостоять формированию которого грузинам пока нечем. В этом контексте логически смотрится спешная инициатива турецкого правительства о проведении сегодня, 19 февраля, в Тбилиси встречи глав министерств иностранных дел Грузии, Азербайджана и Турции. Наверное, в Анкаре подобной инициативой не на шутку обеспокоены.

Очевидно, что тонкость этой дипломатической игры, затеянной на Смоленской, в Ереване хорошо понимают, чем и объясняется молчание МИД РА, хотя, несомненно и то, что консультации по этому поводу, безусловно, ведутся.

Тем не менее, можно понять некоторых оппозиционных армянских политиков и активистов, устроивших в соцсетях и на страницах изданий своеобразную истерику по поводу новой исторической возможности Армении оказаться, как 100 лет назад, «между молотом и наковальней». Да, история, к сожалению, вещь загадочная, упрямая, но и… незаменимая. «Но это еще ничего не значит», скажут вам в Израиле.

Давид Степанян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image