ВСПОМИНАЯ «ПОТЕРЯННУЮ ВЕСНУ» 2008 ГОДА

10 марта, 2016 - 13:39

В начале марта в Армении традиционно вспоминали события 8-летней давности. Оппозиционные партии «Армянский национальный конгресс» (АНК) и Народная партия Армении (НПА), а также фронт общественного спасения «Новая Армения» провели 1 марта совместный митинг-шествие, посвященный памяти жертв трагических событий 2008 года в центре Еревана.

В ходе короткого митинга организаторы мероприятия заверили собравшихся в том, что продолжат последовательную борьбу, нацеленную на раскрытие преступления 1 марта.

Шесть политических сил, включая АНК, НПА, объединение «Национальное самоопределение», Народную инициативу «Айастан», партию «Гражданский договор» и фронт «Новая Армения», выступили со совместным заявлением, в котором говорится о том, что в результате организованного 1 марта властями расстрела мирных демонстрантов погибли по меньшей мере 10 человек, порядка 50 человек получили огнестрельные ранения, а в отношении более ста человек были применены аресты и приняты противозаконные политические судебные вердикты. По определению авторов заявления, поведение властей является беспрецедентным в истории армянского народа.

«Спустя восемь лет после событий, несмотря на последовательные и настоятельные требования общественности Армении и международных организаций, никто не был призван к ответственности и не был наказан за это преступление». Согласно заявлению, преступление 1 марта, в первую очередь, являлось последствием игнорирования воли народа со стороны режима, узурпировавшего власть. А фальсификация результатов референдума по конституционным изменения 6 декабря 2015 года является ярким свидетельством того, что режим продолжает действовать по логике событий 1 марта, то есть отвергать волю народа.

Напомним, что после президентских выборов 19 февраля 2008 года не согласная с результатами выборов оппозиция, во главе с первым президентом Левоном Тер-Петросяном, начала проводить массовые акции протеста. Рано утром 1 марта полицейские провели «операцию по расчистке площади Свободы», подвергнув жестокому избиению находившихся на площади участников мирной акции протеста. В тот же день приблизительно к часу дня у памятника Александру Мясникяну на проспекте Григория Просветителя стали собираться люди, возмущенные жестокими действиями полиции. Через некоторое время на место стихийного митинга пришли и лидеры оппозиции. Многотысячный мирный митинг проходил до двух часов ночи, однако на соседних с проспектом Григория Просветителя улицах, происходили столкновения между полицейскими и людьми, которые хотели присоединиться к митингу. В результате применения со стороны правоохранительных органов огнестрельного оружия, а также специальных средств, погибло десять человек (восемь из них гражданские лица) и более 250 получили ранения. Согласно официальным данным, из них 210 военнослужащих из внутренних войск и полицейских, остальные – гражданские лица.

1 марта в 22.30 указом президента Роберта Кочаряна в Армении на 20 дней было введено чрезвычайное положение, которое запрещает проведение массовых акций, таких как демонстрации, шествия и митинги. Согласно официальному сообщению, президент принял решение из-за беспорядков, которые происходят в столице. Между тем, расстрел мирных демонстрантов начался еще до введения чрезвычайного положения и комендантского часа.

Наряду с указом Кочаряна, другим официальным документом, принятым в связи с событиями 1 марта, явился секретный приказ номер 0038 экс-министра обороны Микаела Арутюняна о приведении в особую готовность Вооруженных Сил Армении накануне 1 марта 2008 года (1), благодаря которому армия страны была вовлечена и использовалась против граждан исключительно в политических целях. По словам бывшего руководителя Национальной службы безопасности (1994-95 гг), ведущего аналитика Центра региональных исследований Давида Шахназаряна, оба документа противоречат Конституции: «Я считаю, что учитывая отрицательные качества Роберта Кочаряна, невозможно было избежать насилия. Стоя на площади Мясникяна, не знали, что на на проспекте Маштоца, на улицах Пароняна, Лео погибают люди. Это было насилие во имя насилия».

Бывший советник президента по национальной безопасности (1991-1993 гг.) Ашот Манучарян считает, что власти отстаивали и защищали награбленное. По прошествии 8 лет не было раскрыто ни одно из 10 убийств, многие получившие в этот трагический день ранения люди не зарегистрированы, как потерпевшие, никому не выдано компенсаций. Наряду с убийствами в тот трагический день в центре Еревана было совершено множество других преступлений, таких как грабежи магазинов и поджог автомобилей. Никто до сих пор не был привлечен к ответственности за эти преступления, также как и не было проведено объективного расследования непропорционального и незаконного применения силы правоохранительными органами по отношению к мирным демонстрантам.

«На самом деле никаких оперативно-розыскных и следственных мероприятий по этому делу не проводится. Дело «1 марта» не закрывают, ибо в этом случае будут вынуждены передать материалы дела потерпевшим и их правопреемникам», – уверен депутат от оппозиционной фракции «АНК», бывший заместитель Генерального прокурора Гагик Джангирян. Отметим, что требование о необходимости проведения справедливого и прозрачного расследования событий 1 марта было неоднократно озвучено в резолюциях ПАСЕ.

По словам главы той же фракции Левона Зурабяна, «дело 1 марта» очень легко раскрыть, нужно лишь изучить цепочку приказов: «Ведь никто не действовал без приказов. Однако понятно, что когда у власти находятся люди, которые стоят в конце цепочки этих приказов, они не позволят, чтобы расследование продвинулось хотя бы на шаг к раскрытию этого преступления».

Несмотря на старания обладающего огромными ресурсами правящего режима, властям не удалось закрыть страницу «1 марта»: народ не смирился с проявлением государственного террора, в результате проявления которого погибли и получили ранения мирные демонстранты. Очень важно и то, что политический кризис так и не преодолен, противостояние между властью и обществом, вызванное событиями восьмилетней давности, продолжается.

Однако со временем события 1 марта, ставшие одной из самых трагических страниц новейшей истории Армении, возымели негативное влияние на страну, ее граждан и на политическое поле. Режиссёры событий 1 марта попытались вновь вернуть общество к состоянию неверия в собственные силы, к всеобщей апатии, в которой многие граждане пребывали до осени 2007 года. Была сделана попытка уничтожить волю граждан, отобрать у общества вновь проснувшееся чувство ответственности за происходящее в стране события. К сожалению, эти попытки властей не сразу, но через несколько лет, увенчались определенным успехом. Сегодня граждане вновь отодвинуты на обочину процессов, лишены реального права формировать власть и решать важнейшие вопросы, связанные с изменением формы государственного правления. Таким образом, в Армению вернулась обычная политическая культура, в рамках которой общество не принимает решений, а лишь становится участником театрального представления, сценарий которого написан заранее властями.

На смену утвердившейся после 1 марта 2008 года «чёрно-белой» картине политического поля вновь пришла размазанная панорама. Благодаря стараниям режима и подконтрольных ему СМИ на политическом поле вновь была воссоздана ситуация, когда между властью и истинной оппозицией появилось множество непонятных политических сил или раличного рода «гражданских инициатив», многим из которых в определенные периоды удаётся играть роль оппозиции. Одним из ярких тому проявлений стало беспринципное и трусливое поведение руководителей гражданской инициативы «Нет грабежу!» летом прошлого года. И таких деятелей, которые неизвестно откуда появляются и неизвестно куда исчезают, в сегодняшней Армении немало. К сожалению, период торжества свободы и борьбы за политические права через несколько лет после событий 1 марта трансформировался в болото, активно подпитываемое тезисами властной пропаганды о слабости оппозиции, о расколе в ее рядах, о ее неспособности выполнять свои же обещания. Многочисленные маргинальные силы и политики, которые, благодаря четкому водоразделу, проведенному после событий 1 марта, остались не у дел, стараниями властей и подконтрольной им прессы вновь появились на политическом поле.

События 1 марта стали апогеем царящей в стране безнаказанности, беззакония и породили еще больший беспредел со стороны представителей власти и их приближенных. Следствием именно этой безнаказанности и вседозволенности стало решение Сержа Саргсяна о воспроизводстве своей власти путем принятия конституционных изменений, приспособленных, как ему кажется к его планам. На деле скорее всего, он и его команда является инструментам в руках внешних игроков и в данном случае Запада, который умело использовал всепоглощающее желание главы государства к воспроизводству собственной власти для осуществления своего проекта по созданию в Армении парламентской республики. Отметим, что аналогичные проекты с целью усиления контроля США были успешно реализованы ряде бывших советских республик, а также в таких странах как Ирак и Ливия. Следует напомнить и об усилении зависимости политики Армении от основных внешних игроков Зависимости, обусловленной во многом именно крайней уязвимостью армянских властей после событий 1 марта.

Основным рецептом по преодолению последствий 1 марта, который предлагают так называемые «независимые» эксперты и политологи, является глубинная смена поколений в политике. Предположим, можно согласиться с утверждением о необходимости проведения подобногорода кадровых трансформаций, только вот как произойдет эта смена в создавшихся условиях политической монополии? Сегодня в Армении нет никаких условий для нормальной политической конкуренции. Да и могут ли они существовать в стране, где не работает институт выборов? Трудно сказать станут ли наконец предстоящие в следующем году парламенсткие выборы отражением воли народа?

И последнее. Хотелось бы надеяться, что трагедия, подобная событиям 1 марта 2008 года, в Армении никогда не повторятся. Ведь начиная с 1921 года, когда Александр Мясникян стал премьер-министром советской Армении, армянская власть никогда, даже в годы сталинских репрессий, не стреляла в собственный народ.

 

Примечание

(1) 15 декабря 2009 года оппозиционная газета «Армянское время» опубликовала приказ AN-0038 от 23 февраля 2008 года экс-министра обороны Микаела Арутюняна о приведении в особую готовность Вооруженных Сил Армении накануне 1 марта 2008 года. Согласно опубликованному отрывку, через 4 дня после президентских выборов 2008 года весь состав Вооруженных сил получил приказ перейти на казарменное положение. Управления центрального аппарата Министерства обороны, отдельные департаменты Минобороны получили приказ создать офицерские группы, вооруженные табельным оружием, под командованием бывшего начальника ереванского гарнизона Юрия Хачатурова создать новую структуру под названием «Администрация начальника гарнизона».

Согласно публикации в газете «Армянское время», в указанный период эта структура заменяла Генеральный штаб Вооруженных Сил Армении и обеспечила 1 марта переброску Вооруженных сил в Ереван и процессы, связанные с их последующим управлением.

В связи с разглашением секретного приказа Служба национальной безопасности Армении возбудила уголовное дело против бывшего начальника управления по строительства Министерства обороны Армении Армена Саргсяна.

Ануш СИРУНЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image