“Когда я писал об Армении, я ни разу не употребил слово КПСС и словосочетание “Советская Армения”

12 марта, 2016 - 15:42
Писателю, культурологу и арменоведу Киму Бакши исполнилось 85 лет, более чем половина из которых накрепко связана с армянским космосом. Президент Серж Саргсян направил юбиляру поздравительное послание, в котором есть, в частности, такие слова. «Результатом Вашей кропотливой и усердной работы в течение долгих десятилетий стали путевые заметки, книги и сценарии документальных фильмов. Древние сокровища армянской культуры, оказавшиеся волей истории в разных уголках мира, представлены в Ваших трудах во всем их великолепии и очаровании. Ваши труды сподвигнули многих сыновей и дочерей нашего народа обратить пристальное внимание на богатое историческое наследие нашего народа, способствовали популяризации армянской культуры во всем мире». Кима Бакши также поздравил президент НКР Бако Саакян, и за популяризацию культурного наследия Арцаха наградил его медалью «Благодарность». Должное другу Армении также воздал Союз армян России, наградивший его своей золотой медалью. Вклад Кима Бакши в пропаганду армянской культуры чрезвычайно велик. Он много лет изучал древнеармянские рукописи, хранящиеся в Матенадаране и в других собраниях мира, что дало возможность написать (в соавторстве с О.Ахвердяном) сценарий замечательного 20-серийного телефильма «Матенадаран», а также книг об Армении. «Орел и меч. «Судьба и камень», «Воскрешение святого Лазаря», «Из монастыря – о любви», «Наш мир подобен колесу», «Замороженное время», «Сокровища Арцаха» позволили тысячам людей узнать и полюбить Армению, ее историю, культуру и народ. Книги, написанные блестящим профессионалом и пытливым исследователем, никого не оставляют равнодушным. Благодаря Киму Бакши Армения обрела тысячи новых друзей. Замечательную характеристику Киму Бакши дала Сильва Капутикян. «В эти сумасбродные дни, когда перемешалось все: старое и новое, места и ценности, звериное и человеческое, когда мы, народ Нарекаци и зодчего Манвела, с протянутой рукой стоим перед дверьми разных международных валютных фондов, когда попрано наше национальное достоинство и мы чуть ли не теряем веру в себя, Вы, дорогой Бакши, Ваши книги помогают нам восстановить нашу гордость, снова поверить в свое вечное умение прорубать Гегардские скалы и открывать в них дорогу к свету» (21.06.2004 г.). Трудно не согласиться с поэтессой. Все, написанное Кимом Бакши, давно разошлось по миру. Иначе складывается судьба книги «Духовные сокровища Арцаха». Она была издана в Москве на русском языке, а в 2015 году и в Ереване. Армянская версия вышла как отличный альбом с 400 фотографиями. Представлялось, что она будет распространена по миру как книга, бесспорно доказывающая, что Карабах - армянская земля. К сожалению, дело застопорилось. Между тем она крайне необходима в Армении и Арцахе, в диаспоре. Однако ни МИД, ни министерства диаспоры, культуры, науки и образования не предпринимают обещанных действенных мер для ее распространения. Эту книгу Ким Наумович создавал, будучи не совсем здоровым, и очень хочет, чтобы она нашла своих армянских читателей. Он надеется на это. «НВ» поздравляет Кима Наумовича, своего давнего автора и друга, со славным юбилеем, желает ему здоровья и новых посещений Армении. Добра Вам, дорогой Ким! Предлагаем отрывки из беседы с Кимом БАКШИ. “В 64-м я впервые приехал в Ереван по редакционному заданию от “Огонька”. Приехал с письмом к Вахтангу Ананяну. Из его рук, прекрасного писателя, замечательного человека, которого считаю чуть ли не отцом, я получил Армению в таком нормальном туристическом варианте. А потом я начал ездить сюда по разным поводам. Скажем, нужно взять интервью у первого секретаря. Я говорю, давайте я возьму. Так я познакомился с Антоном Ервандовичем Кочиняном. Он прочел материал, который я понес ему завизировать и, как шах, сказал: “Проси, что хочешь”. (Очерк назывался “Барев дзес — Добро вам”.) Я попросил у него машину на несколько дней, чтобы мы поехали по Армении. Пригласил Бабкена Чукасзяна, замдиректора Матенадарана. Он взял своего друга Сена Аревшатяна, и мы втроем отправились по горам, по Армении. Дня четыре путешествовали, посмотрели монастыри старые, взбирались в Макараванк, Гошаванк... И тогда я понял, что такое Армения. Потом уже стал приезжать на своей машине. Моя машина, бедная, не могла взобраться на Селимский перевал. Я останавливался, давал ей отдохнуть... Нораванк. Моя молодость!.. Сколько десятков лет назад это было, а помню все... Мой старый, видавший передряги “Москвич-412” неприятного красного цвета... Ни дня я тогда не оставался в Ереване, все время поездки по монастырям, ночевки в плохоньких гостиницах или у знакомых ереванских знакомых. Особенно помню то свежее чувство, что не покидало меня тогда. Это сейчас я смотрю музеи, храмы, библиотеки для чего-то, а тогда просто любовался, испытывал чистую радость познания недавно открытого мира арок, порталов, хачкаров, древних храмов, затерянных в лесах и горах... Сен и Бабкен отнеслись ко мне по-доброму, влюбили меня в Армению, которую я стал воспринимать как совершенно необычное явление. А тогда мы знали об Армении, что она солнечная — это раз. И что на этом месте было когда-то самое древнее государство — Урарту. И в-третьих, что есть коньяк армянский. (Тогда мы все пили коньяк “три звездочки”. Он был дешевый и прекрасный.) Это все, что мы знали... Мне казалось, что надо рассказать России, читающей России, что такое вот эта Армения. А понимание особенностей внутреннего строения уже пришло значительно позже, через много десятилетий. У меня вообще было такое восторженное, такое любовное отношение к Армении, что я не хотел замечать ничего плохого. Сейчас уже открытыми глазами смотрю на все это. Ищу причины каких-то недостатков, стараюсь понять, почему вы такие. У русских тоже можно все объяснить — к примеру, их лень и пьянство (мою лень и пьянство)... ...У меня был определенный долг перед Россией. Я как журналист видел, что есть какой-то удивительный край, где такие сокровища духовные, где есть такие храмы, где... Боже мой, в этих манускриптах хранятся такие запасы мудрости общечеловеческого значения... И я был уверен, как уверен до сих пор, что я должен рассказать об этом моему народу, потому что я видел некие уроки у армян. ...Из встреченных мной в Армении людей — не академиков, не ученых, в деревнях мы были — у всех есть интерес к истории своего народа. С одной стороны, это может быть интерес фантастический, сказочный, с другой — есть у них знания, и действительные. И вот они мне, представителю совершенно другого народа, за вином, за шашлыком пытались рассказать эту историю. И делали это с гордостью. То есть речь о чем? Я понял, что я как журналист должен рассказать о том, что есть за этими самыми хребтами народ — образованный, культурный, любящий свою историю, любящий книгу... Это все то, что нам надо было обязательно сказать, потому что мы историю учили только в школе и забывали о ней, как только выйдем за пределы класса. И поэтому когда я издал первую книгу, я не задавался вопросом — прочтут ли ее в Армении. У меня главная задача была, чтобы ее в России прочли, чтоб Россия как-то поняла, приняла это все. Во второй книге “Орел и меч” я доказывал, что существование этого странного народа через века объясняется не тем, что у него была сильная армия или мощное государство, или что он потрясал, так сказать, судьбами Вселенной... Вот как раз те, кто потрясал, ушли и их даже следов не осталось. А вот этот народ почему-то сохранился, хотя, если посмотреть на историю, географическое положение, не должен был... Я убедился в том — и это мое убеждение и сейчас живо, — что судьба поставила над армянами жестокий эксперимент. Она лишила их всего и оставила им только книгу. Храмы разрушались, государственность... Книга спасла народ. Культура спасает народ. Я потом уже в третьей своей книге прямо говорю, что на самом деле культура — это не то, что вот, значит, есть Министерство культуры. Функция культуры совсем другая — она постоянно спасает народ. Спасает не тем, что меч останавливает. Спасает народ, потому что спасает одного человека. Она работает с человеком единственным, с его душой работает, дает ему религию, представление о христианстве, если это только христианская страна, она дает ему представление о милосердии, лечит его своей красотой, учит своими примерами историческими... Культура — это спаситель человечества. Что до проблем, то я не хочу их знать. Я их и не знаю и считаю, что со всеми проблемами Армении пускай армяне сами и разберутся. А я должен выполнять свой долг, как я его вижу. И в этом долге плохие армяне у меня не видны. Вы знаете, я даже в добрые советские времена никогда не получал денег с Армении. Потому что нельзя от любимой женщины требовать, чтобы она тебе еще и платила. Понимаете, это не по-мужски. И такое же точно у меня было отношение, когда мы делали “Матенадаран” (там были смешные деньги). Я никогда не рассчитывал и не рассчитываю до сих пор, что кто-то что-то мне должен дать в Армении. Когда меня наградили медалью Мовсеса Хоренаци, но там по ошибке написали, что мне дают эту медаль за мою деятельность переводчика. Дело в том, что в это время был праздник переводчиков. А я никогда в жизни не перевел даже одной строчки ни с русского на армянский, ни с армянского на русский. ...Никакое правительство не обязано мне ничем вообще. Я не жду ничего. А если говорить откровенно, в тяжелые советские времена, когда мы все испытывали огромное давление этой идеологической машины, когда от нас требовали известно чего, и это каждый день мы должны были делать как журналисты, Армения меня спасла. Потому что, когда я писал об Армении, я не писал о советской власти, я не писал о мудрой политике и слово КПСС ни разу не употребил и даже ни разу не употребил словосочетания “Советская Армения”. Я ухитрился этого не делать. И я считаю, что Армения меня спасла как личность. Она спасла мою совесть. Когда я писал об Армении, моя совесть была чиста. Что может быть еще выше?” Беседовала Наира МАНУЧАРОВА

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image