«Вильсоновскую» Армению не преподнесут нам на блюдечке, но в любом случае, мы должны быть готовы

23 марта, 2016 - 19:21

Турция очень хитроумно использует проблему мигрантов в Европе, вымогая у Евросоюза огромные финансовые средства, и в то же время, пытаясь решить вопрос членства Турции в Евросоюзе. И Европа вынужденно идет на временные компромиссы, закрывая глаза также и на насильственные давления Эрдогана внутри Турции.

В телефонной беседе с Первым Информационным такое мнение выразил тюрколог, директор Института востоковедения РА Рубен Сафрастян, говоря о нашумевшем соглашении, подписанном между Турцией и Евросоюзом на прошлой неделе.

Говоря о более широких региональных процессах, востоковед сказал, что Ближний Восток вступил в новую и сложную стадию, которая может привести к изменению границ в ряде стран, в том числе и в Турции. И в этом случае сверхдержавы будут вынуждены вернуться к Севрскому договору, который является единственным международно признанным документом, в котором отмечено, например, о Курдистане, и определенное решение получил также и армянский вопрос.

«Конечно, я далек от той мысли, что нам на блюдечке преподнесут «Вильсоновскую Армению», но, в любом случае, почему бы нам не говорить о своих правах уже обоснованным образом».

Господин Сафрастян, Евросоюз и Турция 18-го марта подписали соглашение, которое относится к проблеме мигрантов, и которое уже подверглось серьезной критике в Европе. Показывает ли это возрастающую роль Турции для Евросоюза? Почему Евросоюз пошел на эту сделку?

– Да, по сути, это сделка, и как правильно было отмечено, она вызвала весьма негативную реакцию у широких политических слоев, но ЕС пошел на этот шаг. Почему пошел? Вот это самый главный вопрос. Здесь есть несколько обстоятельств. Первое – это то, что Евросоюз не знает, как поступить с этим большим потоком беженцев. По данным прошлого года, в различных странах ЕС получили пристанище более 1 миллиона беженцев. В этом году ожидается еще больше, конечно, большая часть едет в Германию. И ЕС не может найти какой-либо выход, чтобы приостановить этот поток, и Турция, по сути, предложила определенный выход из этой ситуации.

Суть предложения Турции следующая: они соглашаются с тем, что Евросоюз будет отправлять в Турцию часть беженцев, которую посчитает незаконно проживающей в Евросоюзе, а Турция примет их.  Это, по-моему, и есть тот временный компромисс, который приемлем и возможен для стран ЕС, в первую очередь, для Германии. Но здесь главное – это роль Турции. Турция, по моему глубокому убеждению, очень хитроумно использует эту тяжелую ситуацию в Евросоюзе, потому что, во-первых, она получает очень большие средства, более 6 млрд, и я уверен, что со временем потребует еще больше средств. С другой стороны, она пытается решить проблему членства в ЕС, вокруг которой переговоры были приостановлены, потому что было очевидно, что Турция не соответствует европейским стандартам.

То есть, Турция решает несколько проблем, и мы видим, что эти ее подходы были приняты со стороны европейцев, потому что у них не было другого выхода. Какое развитие получит все это, я думаю, что руководители европейских стран очень хорошо понимают, они опытные люди, учитывая вековые европейские дипломатические традиции, они очень хорошо понимают, что Турция играет с ними в игру, но у них нет другого выхода. Я считаю, что европейцы тоже, подписывая это соглашение с Турцией, в свою очередь не будут выполнять обещания, которые они дали, то есть, интеграционный процесс не будет продвигаться так быстро, как отмечается в этом окончательном документе. С другой стороны, попытаются предоставить меньше средств. Это – двусторонняя игра. Посмотрим, какими будут результаты. На нынешнем этапе Турция также смогла хитростью достичь чего-то положительного, но это продлится недолго.

Насколько это будет способствовать перспективам членства Турции или процессу интеграции?

– Думаю, на самом деле в стратегическом плане не будет способствовать, хотя они дали обещания, но не думаю, что основные политические силы ЕС пойдут на положительное решение этой проблемы, потому что все понимают, что, во-первых, Турция не соответствует европейским стандартам, а во-вторых, такая страна, как Турция, когда станет членом ЕС, будет представлять прямую угрозу для ЕС, своим населением, своими мусульманскими бунтами против европейской цивилизации и так далее.

Так что, я считаю, что проблемы евроинтеграции не возникнет, но Турция здесь решает более конкретную тактическую проблему, и, возможно это для нее главная проблема заключается в том, что нужно устранить проблему получения виз, это означает, что турки получат возможность увеличить свою численность в Европе, и я не сомневаюсь в том, что это одна из главных задач турецкой элиты – Эрдогана и его близких – увеличить численность турок в европейских странах, и, таким образом, оказывать давление на Европу. Например, не секрет, что Социально-демократическая партия Германии в значительной степени зависит от голосов турецких избирателей, и поэтому она выступает, как сторонник процесса евроинтеграции Турции.

Европа в любом случае, кажется, смягчила свое отношение к процессам, протекающим внутри Турции.

– Да, это составляет часть той сделки, которую мы видим. Европа, провозглашая европейские ценности, права человека и так деле, закрывает глаза на эти нарушения, когда речь идет о ее интересах. Это, по сути, уже не нарушения, это политика со стороны Турции, широкомасштабная политика, у которой несколько целей: нанести удар по всем оппозиционным силам Турции, заставить замолчать всех оппозиционеров, не случайно, что тысячи журналистов и оппозиционеров находятся в тюрьмах или против них осуществляется судебное расследование. Не случайно, что в отношении примерно 2000 человек, которые критиковали лично Эрдогана, уже возбуждены уголовные дела.

В Турции запрещается критика единоличной власти Эрдогана, не говорю уже о том, что свобода слова ограничена, ограничен также и доступ в интернет и так далее. С другой стороны, турецкие власти под руководством Эрдогана, фактически, начали самое жестокое подавление курдского движения. Мы видим, что Турция стоит на пороге гражданской войны, и в этих условиях, когда нарушаются права народов и отдельных людей в Турции, но Европа идет, так сказать, на сделку с Турцией, по крайней мере, формально открывает путь для евроинтеграции Турции. Это еще раз показывает тот цинизм, который заложен в основу европейской политики.

Этот процесс в контексте сирийского конфликта? Активно участвуя в сирийском конфликте, Турция хотела показать, насколько важна она для Европы, как ворота, так ли это?

– Нет, я считаю, что, участвуя в сирийском конфликте, Турция решает несколько проблем. Первая и самая главная проблема – это геополитическая проблема нынешней Турции. Под руководством Эрдогана Турцию пытаются сделать ведущей региональной страной, лидером. Турция, как страна, не имеет для этого необходимых предпосылок, и сама по себе эта поставленная цель представляет собой авантюру, и для достижения этой цели очень важно избавиться от режима Асада, поскольку под руководством Асада Сирия считается (и на самом деле это так) важной геополитической единицей в регионе. А помогая противникам Асада, экстремистским исламистским организациям, подпитывая их, они хотели ослабить власть Асада, и избавиться от законных властей Сирии, и вести страну к расколу под влиянием правительства Турции. Это им не удалось.

Я считаю, что это – первая и важная цель. А вторая цель связана с курдским движением. Нанося удары по Сирии, турки хотели также ударить и по курдскому движению, в тех населенных курдами районах, которые находятся на севере Турции и на границе с Сирией. Но мы видим, что эту проблему они тоже не смогли решить, поскольку на населенных курдами северных территориях Сирии под названием Рожава, фактически уже стремятся к автономии, и заявляют об этом (конечно, пока рано говорить, какое развитие получат эти события, но в любом случае). Они решали эти две проблемы, но в обоих случаях Турция потерпела неудачу.

Возможные переделки карты Ближнего Востока какие-то образом угрожают Турции?

– Я считаю, что Ближний Восток вступил в такую стадию развития, когда, во-первых, несколько важных ближневосточных стран уже, по сути, не существуют в своих границах, речь идет об Ираке, Сирии, Ливии, Йемене. На Ближнем Востоке начался очень сложный период, который может привести к изменению границ. Те границы, которые сейчас мы видим в ближневосточных странах, являются результатом тайных англо-французских переговоров 1916 г., так называемого соглашения Сайкса-Пико и Севрского договора, которые установили границы между странами, не исходя из объективной реальности, а так, как они представляли.

Поэтому сейчас Ближний Восток вследствие этих кровавых и сложных событий приближается к такой стадии своего развития, своего существования, что, во-первых, могут быть пересмотрены границы, и во-вторых, вероятно возникновение курдской государственности на каком-либо отрезке, возможно, не в Сирии, а на территории Ирака.

Так что, эти процессы будут развиваться в ближайшие годы, и нельзя исключить того, что они отразятся также и на Турции. Этого нельзя исключить, потому что, по сути, во-первых, границы Турции тоже являются результатом событий, произошедших после Первой мировой войны, и, во-вторых, на территории Турции проживает такое количество народов, более 10 миллионов курдов, и если начнется возникновение курдской государственности на курдской территории, то ясно, что курды Турции тоже примут в этом участие.

Следует учесть, что такие события возможны в Турции, тем более, что мы видим, что нынешние власти не способны решить вопрос мирным путем, пытаются решить его с помощью силы, а это постепенно приводит страну к гражданской войне. Так что, я не исключаю того, что в Турции ситуация в ближайшие годы будет ухудшаться. В этих условиях для нас очень важно, с одной стороны, тщательно изучить все эти процессы, которые происходят на Ближнем Востоке, с другой стороны, быть готовыми поднять свой голос, в плане защиты своих прав. Как я уже сказал, Севрский договор имеет важное значение также и для Курдистана, потому что это – единственный международно принятый документ, в котором отмечается о Курдистане.

И если наступит тот момент, когда будет создаваться Курдское государство, нужно открыть этот договор, посмотреть, что там написано, только потом подписать договоры. И в этих условиях, мы должны быть готовы поднять свой голос, чтобы основательно защитить свои права. Конечно, я далек от той мысли, что нам на блюдечке преподнесут «Вильсоновскую» Армению, но, в любом случае, почему бы нам не говорить о своих правах уже вполне обоснованным образом. Посмотрим, что получится. В любом случае, мы должны быть готовыми.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image