Была такая идея - поехать в Ереван ....

28 марта, 2016 - 14:51

Идея поехать в Ереван родилась по очереди второй, сразу же после первой о том, что Женьку надо украсть из Москвы на его же собственный День Рождения. Этот невероятно занятой мужчина собирался отметить очередную дату жизненного цикла в стиле «еще не придумал как, ну сходим куда-нибудь». Честно говоря, затея была в том, чтобы продержать его в неведении о маршруте поездки до самого самолета, а потом та-дам и Ереван. Но моя природная болтливость и нетерпение рассказать о сюрпризе убили секретность на корню. Итак, у нас билеты на целые выходные в целый Ереван, где до этого никто из нас не был, и даже более того, мало кто там был из наших знакомых. Подсобирав кое-какую информацию в интернете, соорудив небольшие, как  нам казалось, планы на эти два дня, и вооружившись камерами, штативами и прекрасным настроением, мы отправились в путешествие.

Ереван встретил нас ночью как запоздавшего гостя, когда чтобы начать есть и пить все ждут только тебя. Быстрый выход из самолета и отсутствие очередей на паспортный контроль, пограничник, словно тамада застолья, тостовав «желаю хороших выходных», вручил паспорт с улыбкой, которая не оставляла тени сомнения в том, что эти выходные будут действительно хорошими. Утро субботы выдалось дождливым и, казалось, что за окном точно также холодно, как у нас в Москве, сделав несколько подходов к чемодану со скромным гардеробом, я оделась как местная, то есть легко, и мы пошли гулять в неизвестность. А как еще назвать город, в котором никогда не был? Дождь быстро сменился на солнце, суровые улицы стали расцветать своим знаменитым розовым цветом, на столиках у кафе стали появляться вазы с разноцветными крокусами, магазины открываться, встречные прохожие шире улыбаться, настроение улучшаться, а душа радоваться.

Когда смотришь информацию о Ереване, то первым делом все говорят, что надо посмотреть Каскад, суммировав информацию, становится понятно, что там много ступенек, поднявшись по которым, возможно, повезет увидеть Арарат, что рядом много странных скульптур и что туда надо обязательно пойти. И мы пошли. Ереванский Каскад для меня показался сродни Гаванскому Молекону. И вроде бы это совершенно два разных места, как минимум в географическом понятии, но у этих мест есть одно общее. Каскад в Ереване – это место, где молодежь собирается весело провести время: девчонки навести друг другу красоту и посплетничать о чем-то своем, о женском; парни – обсудить этих же красавиц, а парочки пообниматься, укрывшись за живыми изгородями, заботливо высаженными на всех ступенях Каскада. Берем вот это все, добавляем туда запах цветущего абрикоса, щедро смазываем солнцем и накрываем весной как крышкой, так получается романтическая атмосфера.Там хочется целоваться, обниматься, признаваться и совсем не хочется оттуда уходить.

Половину первого дня мы там и провели, пока не проголодались. Наши друзья и знакомые, когда узнавали, что мы едем в Ереван, сразу же не сговариваясь говорили одну и ту же фразу, мечтательно закатывая глаза «как там, наверное, вкусно!» Мы и сами предвкушали вот это «как там вкусно», закатывая глаза, и думали, что вкусно будет везде куда бы ни зашел. Ожидался сочный шашлык, невероятная толма и далее по списку из меню многих армянских ресторанов Москвы, только в разы вкуснее. Нам, вероятно, не очень повезло, но, наш обед был на столько соленым, что весь вкус блюд был испорчен. Еда, конечно, большая составляющая поездки, но когда у тебя всего два дня и целый город, то она уже уходит далеко от тройки лидеров интересов.

Женька большой поклонник джаза. Когда поездка в Ереван была еще для него сюрпризом, я уже знала куда мы пойдем на его праздничный ужин, да и именно этот город, был выбран не случайно. Ереван – город джаза и джаз клубов. Поизучав отзывы, я поняла, что лучший клуб это Малхаз Джазз клуб. Знаете в чем для нас, российских туристов, огромный плюс в Ереване? Почти все говорят на русском языке. Столик в клубе надо было бронировать заранее, я это сделала почти за 3 недели вперед, бронь делалась по телефону и когда мне на том конце провода ответили «Барив зес», я ответила «Здравствуйте» и попросила забронировать стол. И хотя я прекрасно знаю английский, все равно приятно поговорить на своем родном. Я очень хотела, чтобы этот вечер стал особенным для Жени, и это получилось, но, не у меня, у клуба. Ощущения восторга и счастья одновременно вызывали набеги мурашек по всему телу ежесекундно. Музыка лилась из инструментов бурной рекой, вино наливалось в бокалы, свет правильно приглушенный, публика понимающая, официанты не навязчивые, и даже то, что в зале можно курить, казалось, полностью совпадало с атмосферой того вечера. За полночь к роялю вышел Маэстро. Никто из непосвященных никогда бы не узнал в этом мужчине в коричневой кожаной крутке с шарфом на шее, самого Левона Малхасяна, который, как в том знаменитом анекдоте, спокойно и медленно спустился по лестнице, и без каких-либо прелюдий взорвал зал нотами, причудливо вплетаемыми в восточные узоры армянских мелодий. Это была не музыка, это было волшебство. Оторваться от ее магии было крайне сложно, но на следующий день у нас была запланирована экскурсия с выездом из отеля в 9 утра, поэтому мы уговорили себя, что еще обязательно вернемся сюда, а сейчас 2 ночи и пора спать.

Второй день поездки был запланирован под экскурсию. Ее я планировала также заранее как и всю нашу поездку. Гида нашла через один из специальных сайтов, который одномоментно мне предложил с десяток вариантов. Агарон был выбран по нескольким параметрам, включающим отзывы туристов и рассказ о себе, но главное, что определило желание провести с ним весь день -это фраза в его резюме «я патриот своей страны». Для меня важно, чтобы о стране рассказывал человек ее любящий. Самое сложное было определиться с маршрутом. Мне было важно побольше узнать о культуре и истории, для – Жени картинка, ведь он фотограф. Утро началось с СМС Агарона о том, что нам нельзя опаздывать, потому что погода прекрасная и Арарат «открыт». Сложно понять, что означает это определение, когда ты только открыл глаза после всего 5 часов сна, но когда мы уже сели в машину и поехали, все стало ясно. Перед нами предстал во всем великолепии Его Величество Арарат. Небо голубое, солнце яркое, снег на вершинах горы ослепительный, гид улыбчивый, все составляющие отличного дня в сборе. По пути мы определились с маршрутом, и решили все-таки ехать протоптанными тропами туристов. Начали с Хор Вирапа. Агарон ненавязчиво вел рассказы о Ереване, людях и о жизни в Армении.

За окном проносились сначала городские дома, а затем сельские пейзажи с садами цветущего абрикоса, такая картинка тянулась до места, откуда мы увидели маленький монастырь на фоне величественной горы. Хор Вирап. Мы приехали. Историю монастыря нам рассказал Агарон, но признаюсь честно, что не столько хотелось оказаться внутри, сколько смотреть на него снаружи. Его расположение у самого подножья Арарата приводит в восторг. И сколько бы фотографий тебе до этого не показывали, все надо увидеть самому. С Агароном мы спустились внутрь темницы, в которой, по преданию, армянский царь Трдат III содержал в заточении в течение около 15 лет св. Григория Просветителя. Хорошо, что еще не туристический сезон и таких как мы было относительно немного.

Помещение темницы маленькое, спуститься туда по отвесной вертикальной лестнице не просто, а уж подняться совсем сложно. Сам спуск сделан так, что параллельного движения нет, и надо ждать пока кто-то спустится или поднимется, причем подниматься за пышными иностранными туристками преклонного возраста тоже не совсем безопасно, лестница-то отвесная! Мы попали к монастырю как раз перед началом службы. Звук колокола, который разносился до самой турецкой территории, заставлял дышать медленнее, а сердце биться быстрее. Я присела на один из камней, передо мной был монастырь, справа Арарат, ветер раздувал волосы, и я четко ощущала, как слова «и пусть весь мир подождет» именно сейчас и именно в этом месте обретают свой смысл. Здесь исчезает время и часами можно думать, молиться и мечтать. Но наше время, к сожалению, было ограничено, тем более, что по пути Женя увидел аистов в одной из деревень, и идею запечатлеть этих птиц на фоне Арарата хотелось воплотить в жизнь.

Гнезда аистов были расположены на как будто специально построенных для них столбах в одной из деревень, наше появление в которой, вызвало немало интереса. Жители выходили за заборы своих домов и с любопытством за нами наблюдали. Мне же казалось таким необычным невозмутимое соседство людей и птиц, как будто они друг друга и не замечали. Люди внизу стелили пленку под посевы, а наверху в гнездах стояли огромные аисты. Я до этого момента никогда их так близко не видела. Задрав голову, я с открытым от восхищения ртом смотрела на аиста, а он спокойно ремонтировал свое гнездо без всякого внимания на меня. Агарон сказал, что если аисты прилетели, то заморозков уже не будет. Сколько же хороших примет несут с собой эти создания! Следующей остановкой по программе был Монастырь Гегард. Писать историю этого монастыря нет смысла, все данные есть в сети. Людей было гораздо больше, туристов меньше, основную часть посетителей составляли местные, которые приехали туда семьями. Воскресенье для верующих людей особенный день. Внутри монастыря из окон прожектором сочился луч солнца, направленный на священную книгу. Люди в тишине ставили свечки и молились, небольшая очередь выстроилась к святому источнику чтобы умыться и попить воды. А я, оглядываясь по сторонам, не могла поверить, что все это вырублено в скале. В такие места как Гегард надо приходить с особым настроением. И даже слово «настроение» не совсем уместно. Герард – это паломничество, и ни за какие деньги нельзя его делать туристическим объектом. Да, это памятник, да, у него история, но, приезжать просто так и тревожить его энергетику только ради интереса не надо. Он заряжен на веру в чудо!

Почувствовав это состояние и какое-то свое невольное участие в преступлении против святых мест, мы, скорее вернувшись в машину, отказались от поездки в Гарни и решили сразу ехать на Севан. Тем более, что чувство голода уже всячески напоминало о себе песнями желудка. Наша усталость дала о себе знать, весь путь от Герарда до Севана мы проспали. Сначала показался поселок, потом Агарон начал свой рассказ об обмелении озера и показал вышку, которая как памятник величию Севана стоит прямо посреди него. А ведь когда-то его папа с нее прыгал в озерные холодные воды. Ветер и голод нас загнали первым делом в кафе. Хотелось съесть все и даже нашего невозмутимого официанта, но мы ограничились стерлядью, которая по московским меркам стоит просто копейки, плюс я заказала себе знаменитый люля из раковых шеек. Второй промах с едой был засчитан. Но для туристов еда это что? Правильно! Топливо! Так и мы, заправившись, тем, что подали, смело шагнули на ветряные склоны Севана.

Озеро прекрасно в окружении белых шапок гор, чайки, сносимые ветром, придавали ему особенного драматизма. Всю пейзажность картины портят самострои вокруг этого чуда природы. Ларьки, домики, дома побольше, нелепые ресторанчики, заборы и заборчики, отсутствие общей архитектуры, все это делает Севан заложником людей с деньгами. Мы с Женей обошли гору в поисках красивых ракурсов, сделали снимки, и отправились домой. Тем более, что уже был почти вечер, и усталость валила нас с ног. Потом был сон, сбор чемоданов, и словно перемотка в обратную сторону, такси в ночи под расспросы об отдыхе того же самого таксиста, который вез нас в отель, аэропорт, приветливый персонал, быстрый паспортный контроль, вылет и ощущение незавершенности. В Армению надо обязательно вернуться! Такое решение к нам пришло почти сразу же, как только мы сели в самолет. Два дня выходных в Ереване, может быть, и хватит чтобы насладиться атмосферой и сменить картинку мегаполиса, но для того, чтобы посмотреть и почувствовать страну, этого, конечно же, мало. И мы вернемся к тебе, страна абрикосовых садов, романтичного Каскада, прекрасных людей с открытыми улыбками, вкусного вина и великолепнейшего джаза. За тобой еще должок по еде!:)