Эрдоган отобрал у армян храм

31 марта, 2016 - 11:42

Крупнейший на Ближнем Востоке армянский собор Святого Киракоса подвергнут незаконной экспроприации

Турецкие власти воспользовались военными действиями в курдонаселенной провинции Диарбекир для того, чтобы прибрать к рукам наследие коренных народов юго-восточной Анатолии.

В понедельник стало известно о том, что правительство Турции приняло решение о национализации целого ряда административных, гражданских и культовых объектов (в том числе и памятников истории), расположенных в ставшем центром курдского восстания Диарбекире. В этом списке две армянские церкви, в том числе знаменитый храм Святого Киракоса, являющийся жемчужиной средневековой армянской архитектуры. Зачем Эрдогану понадобилось отбирать у армян их святыни?..

Поражает поспешность и секретность, в условиях которой правители принимали решение. Расчет властей, видимо, был на то, что в условиях продолжающихся в Диарбекире столкновений и сохраняющегося режима комендантского часа на распоряжение о национализации никто не обратит внимания. О принятом решении диарбекирские армяне узнали из опубликованного 25 марта официального “Сборника постановлений Совета министров”. В нем 

говорится о том, что правительство вынесло решение о “срочном отчуждении” некоторых объектов недвижимости, расположенных в районе Сур Диарбекирской провинции. В списке сотни зданий и земельных участков. Кроме храма Святого Киракоса в список попали также армянская 

католическая церковь Святого Саркиса, ассирийская церковь Девы Марии, а также часовни, принадлежавшие общинам халде и протестантов.

Опубликованные сведения стали сенсацией. Ведь абсолютное большинство национализированных объектов имело хозяев, владеющих недвижимым имуществом на законных основаниях. То есть совершенно очевидно, что речь в действительности идет об экспроприации. Это вопиющее нарушение как турецких законов, так и обязательств, взятых Турцией перед мировым сообществом. Отобрав у армян храмы, Анкара пренебрегла условиями Лозаннского договора, оговаривающего механизмы защиты прав национальных и религиозных меньшинств. Внятного объяснения необходимости национализации церквей власти дать не смогли. Начальник Государственного управления фондов Турции попытался оправдать решение правительства стремлением обеспечить сохранность святыни. Но в действительности если храму что-то и угрожало, то лишь нападения турецких спецназовцев.

Нет никаких правовых оснований для национализации храма Святого Киракоса. Сомнительна с точки зрения закона и экспроприация других строений, оказавшихся в опубликованном списке. Глава Департамента по культурному наследию мэрии Диарбекира Невин Сойлукаян подтвердил готовность муниципальных властей отстаивать свои права. Диарбекирский градоначальник собирается подать на правительство в суд, оспаривая законность национализации имущества, являвшегося муниципальной собственностью. Мэр призвал последовать своему примеру всех пострадавших в результате произвола властей, будь то частные лица или общественные фонды. Его призыв в первую очередь был адресован Фонду армянской церкви Святого Киракоса, являющегося законным владельцем храмового комплекса. Судя по всему, диарбекирские армяне так и сделают. Один из учредителей Фонда Раффи Петросян, ныне проживающий в Канаде, в интервью массачусетскому изданию “Armenian Weekly” заявил: “Мы должны приложить большие усилие, чтобы отстоять наши права. Все юридические и политические каналы будут мобилизованы как в Турции, так и на международном уровне. Мы должны остановить это узаконенный государством грабеж”.

Так почему турецкие власти решили включить армянские святыни в список объектов, подлежащих отчуждению в пользу государства? В поисках ответа на этот вопрос следует иметь в виду несколько обстоятельств. Первое: Диарбекир – не просто один из крупнейших городов Восточной Анатолии. Это - бывшая столица Армении. Город был основан более двух тысяч лет назад царем царей Тиграном и провозглашен столицей армянского царства. Великий император назвал город своим именем – Тигранакерт. Принадлежащий армянам величественный собор – напоминание о том, что юго-восточная Анатолия – это родина армян. Уже больше века турки пытаются вытравить память об этом. Храм стал символом возвращения тигранакертских армян к своим истокам, что у многих в Анкаре вызывало нервозность. Для курдской же элиты, владеющей в Диарбекире властью на муниципальном уровне, армянский храм стал символом былого многообразия города, которое они пытаются восстановить.

Следует также иметь в виду, что храм Святого Киракоса - уникальный прецедент восстановления в Анатолии армянской церкви. Ведь в отличие от ахтамарского собора, диарбекирский храм стал действующим. Сурб Киракос – едва ли не единственная на территории Западной Армении церковь, принадлежность которой Константинопольской патриархии в Анкаре до недавних пор под сомнение ставить не решались. Церковь Святого Киракоса – одна из немногих, которая действовала и после резни 1915 года. Геноцид хоть и не обошел Диарбекир стороной, храм тогда удалось спасти от полного разрушения. Прицельным огнем из пушек была снесена только колокольня. В самом же соборе в годы мировой войны вначале разместился военный штаб. Затем святыня использовалась в качестве хранилища хлопка. В конце 20-х годов немногочисленным диарбекирским армянам позволили восстановить церковь и использовать ее по назначению. Но упадок собора оказался неизбежным. Причина весьма прозаическая – в Диарбекире осталось слишком мало армян для того, чтобы иметь собственного пастыря. А для константинопольской патриархии было накладным специально для проведения литургии направлять священника из Стамбула. Без действующей церкви оставшиеся в Диарбекире армяне оказались обреченными на ассимиляцию. Те из них, кто не был готов раствориться среди курдов, решили переселиться в Стамбул или в Европу.

Дабы пресечь окончательное исчезновение армянского духа древнего города уроженцы Диарбекира, проживающие ныне в городах Европы и Америки, в 2006-м создали фонд, призванный обеспечить финансирование реставрации храма. Им удалось собрать два с половиной миллиона долларов, которых оказалось достаточно для того, чтобы осенью 2009-го начать работы по реставрации. Заметим, что турецкое правительство не выделило фонду ни единой лиры. Примечательно и то, что треть необходимой для реставрации суммы предоставил муниципалитет Диарбекира, возглавляемый тогда проармянским курдским деятелем Османом Байдемиром. Кроме того, мэрия взяла на себя затраты на уборку, энергоснабжение и обеспечение безопасности церковного комплекса. Муниципальные органы выразили готовность финансировать создание музея истории армян диарбекирского региона, который должен был расположиться в одной из частей восстановленного церковного комплекса.

Торжественное открытие отреставрированного храма состоялось в октябре 2012 года. Первую литургию провел замещающий обязанности Константинопольского патриарха Арам Атешян, который сам родом из Диарбекира. Родственники архиепископа, по сей день живущие в пригороде бывшего Тигранакерта, прошли обряд крещения. Пятеро курдоязычных представителей рода Атешянов, предки которых в свое время вынуждены были принять ислам, благодаря новому храму вернулись в лоно Апостольской Церкви и вновь стали армянами. Их примеру последовали и многие другие диарбекирские криптоармяне, скрывавшие свою идентичность. А их немало. Доподлинно известно, что в Диарбекире и области живут тысячи исламизированных армян, говорящих на курдском и турецком. Храм Святого Киракоса дал им возможность вновь почувствовать себя армянами. Именно это так беспокоило турецких националистов. Именно потому в Анкаре уже давно искали предлог для того, чтобы прибрать к рукам древний армянский собор.

Этим предлогом стали развернувшиеся в Диарбекирской провинции военные действия, призванные подавить курдское национально-освободительное движение. Дело было представлено так, что якобы храм нуждается в защите. Но нападениям собор подвергается не со стороны курдов, а, как мы уже отметили, именно со стороны турецких солдат и жандармерии. В результате обстрелов со стороны правительственных сил в соборе разбиты все окна. На стенах следы от пуль. Сожжены строения, прилегающие к храму. Еще больше пострадала от обстрелов армянская католическая церковь Святого Саркиса. Турецкие спецназовцы не ограничились стрельбой по стенам святыни. Они опустились до обычного грабежа. Полицейские выкрали из церкви историко-культурных ценностей на более чем сто тысяч долларов. Армянская католическая община Диарбекира до недавних пор собиралась в связи с этим судиться с турецкой полицией. Но сейчас уже актуальным становится тема другого суда. Предметом оценки Фемиды в первую очередь должно стать незаконное решение Анкары об экспроприации армянских храмов. Если турецкое правосудие в очередной раз продемонстрирует свою продажность и зависимость от властей, дело дойдет до Европейского суда. В Страсбурге уж точно все расставят на свои места.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image