Карабах: главное мир, остальное – дело наживное

13 апреля, 2016 - 19:22

После резкой эскалации конфликта в первые пять дней апреля, Нагорный Карабах медленно, но последовательно возвращается к повседневной жизни. Корреспондент Sputnik Армения побывал в пострадавших сёлах и описал то, как люди заново привыкают к миру.

Талыш — самый северный населённый пункт Нагорного Карабаха. Здесь проживает примерно одна тысяча человек. Село расположено в 3-х километрах от линии соприкосновения, поэтому после боёв здесь почти не осталось уцелевших домов. Талыш пока единственный населённый пункт в Нагорном Карабахе, где нет электричества.

Однако на улицах работа кипит днём и ночью. Монтажники тянут тросы, бойцы вместо боеприпасов сгружают стройматериалы. Восстановительными работами командует главный карабахский энергетик — Тигран Цатурян. Говорит, что теперь активные действия ведутся на строительном фронте. В селе разорвалось почти 200 снарядов. Повреждены подстанции, линии электропередачи. Райцентр Мартакерт, села Талыш и Мадагис по горячим следам посетил премьер-министр Карабаха Араик Арутюнян. При правительстве создана оперативная группа по оценке ущерба. Премьер заверяет, что власти предпринимают всё для восстановления разрушенного и повреждённого.

Дом под гарантии

Семья учительницы Армине Барунц нашла временный приют в одной из гостиниц Степанакерта. Вернуться они смогут не скоро. Их дом пока не пригоден для жизни. Она родом из Талыша и за свои 28 лет пережила вторую войну.

"Тогда мне было 4 годика, как сейчас моей младшей дочери. Я помню тяготы и лишения тех лет и старалась оберегать детей от всех трудностей, чтобы они ни в чём не нуждались. Но сегодня они сами проходят через всё то, что мы прошли двадцать с лишним лет назад…"

Муж Армине до сих пор находится на позициях, а она каждый день мысленно уносится на руины дома, под которыми остались документы и вся утварь. В первую ночь они сначала не поверили, что может повториться ужасное прошлое. Думали, что идёт обстрел позиций. Но под утро снаряды стали рваться в селе. Схватив детей, супруги выбежали из дома в ближайшее укрытие. Затем, воспользовавшись моментом, муж завёл машину и отвёз семью в безопасное село Дрмбон, после чего сам поехал обратно, где уже шли уличные бои.

"Жили мы хорошо. Ни в чём не нуждались, своими руками создавали всё необходимое для спокойной жизни. Но не получилось… не дали. Из дому выбежали, в чём были. Ничего не успели взять", — вспоминает Армине.

Дом отстроить заново несложно, больше всего её волнуют гарантии мира.

Каждому по телевизору

Другим пострадавшим селом стало соседнее Мадагис. Староста — Завен Андреасян, был ранен, когда проводил эвакуацию женщин и детей. Его машина попала под миномётный обстрел. Он дополз до дома своего друга, и тот под огнём артиллерии повёз его в больницу.

Завен Андреасян намерен поскорее встать на ноги и активно подключиться к восстановительным работам. А пока старосту заменяет директор школы Гегам Амирджанян. По его словам, разрушения в селе значительные и предстоит большая работа.

"В целом жители настроены на скорое возвращение. Энергичный ход аварийно-восстановительных работ содействует этому", — говорит министр строительства Нагорного Карабаха Карен Шахраманян.

Эти слова разделяет Светлана Арустамян, которая вместе с несколькими женщинами и детьми сейчас проживает в пункте размещения беженцев в селе Ехегнут, соседнего Шаумянского района.

"Хочу вернуться в наш дом. У нас другого дома нет, кроме родного Мадагис", — уверяет она.

В отличие от Талыша здесь уже восстановлено электроснабжение. Началось остекление окон школы, где скоро возобновятся занятия.

Представители власти, изучающие в Талыше и Мадагисе ущерб от обстрелов, обещают предоставить пострадавшим жителям холодильники, телевизоры и другую бытовую технику.

Райцентр Мартакерт: дело наживное

Есть разрушения и в райцентре Мартакерт, который в ходе войны 1991-94 годов неоднократно переходил из рук в руки. За 20 лет перемирия райцентр, по словам мэра города Миши Гюрджяна, был полностью восстановлен и благоустроен. Теперь здесь снова понюхали порох. По предварительным данным, повреждено порядка 20 домов. Некоторые непригодны для жилья. Пожилой житель Мартакерта Гурген Налбандян, к счастью, находился вне своего дома, когда 3 апреля в него угодил снаряд.

"Главное, никто не пострадал, а имущество — дело наживное", — говорит он.

Разбирать завалы ему помогают соседи. Они тоже пострадали от этого взрыва и потеряли почти всё добро.

"Слава Богу, не падаем духом. Мы всегда славились крепкими нервами. Все войдёт в прежнее русло", — уверяет Мани Григорян.

Лидия Петросян, директор Мартакертской школы №1 им. Владимира Балаяна, была свидетельницей подобных разрушений 20-летней давности. Она и тогда руководила школой, участвовала в восстановительных работах, и сейчас делает всё, чтобы дети как можно скорее вернулись за парты.

По словам министра градостроительства Нагорного Карабаха Карена Шахраманяна, нанесённый городу ущерб не очень велик. Мардакерт быстро вернётся к нормальной жизни. Он уверяет, что никаких проблем, как в плане стройматериалов, так и рабочей силы нет. В райцентре уже устранены очевидные последствия пятидневной войны. Работают магазины, детвора играет на улицах, скоро начнут функционировать детские сады.

Тем временем, отдельные граждане и организации продолжают присылать в Карабах свои пожертвования. Наибольший транш поступил от газовиков из Армении — почти 2,5 миллиона долларов.

Ашот Бегларян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image