Дорога к Богу Александра Манташева

19 апреля, 2016 - 02:09

19 апреля 1911 года в Санкт-Петербурге скончался Александр Манташев. Гроб с телом великого гражданина и благотворителя был перевезен в Тифлис и захоронен в гробнице Ванкского собора рядом с его любимой женой Дарьей. Сегодня могилы Манташева не существует, она, как и вся гробница, была уничтожена по личному приказу Берии. Но зримые свидетельства добрых дел Александра Манташева, снискавшие ему благодарную память потомков, существуют по сей день. Это красивейший Драматический театр им. Руставели (бывший Питоевский), великолепная ризница Католикоса в Эчмиадзине, Малый зал филармонии в Ереване, церковь Св. Ованнеса Мкртыча в Париже – красивейшая в диаспоре. На средства благотворителя была создана Нерсесяновская духовная академия, одним из первых выпускников которой был Хачатур Абовян. Манташев построил и содержал приюты для слепых детей и одиноких стариков.

Список добрых дел Манташева поистине неисчерпаем, но главная его заслуга заключалась в том, что множеству людей он помог найти свой путь в жизни, а некоторым – обрести бессмертие. Это он купил первый рояль Согомону Согомоняну, ставшему великим Комитасом, и отправил его в Берлин, оплачивая его музыкальное образование. На его средства 200 самых талантливых армянских юношей обучались в лучших учебных заведениях России и Европы.

Известный капиталист, он принял невольное участие в становлении политической карьеры Сталина, Троцкого, Шаумяна. На принадлежавших ему предприятиях они оттачивали свою революционную риторику и организовывали стачки. Как это ни парадоксально, но один из богатейших людей своего времени не проявлял никакой классовой ненависти к революционерам, особенно выделяя Шаумяна, за которого даже хотел выдать свою любимую дочь Надежду с приданым в 200 тысяч рублей.

Живя за пределами своей исторической родины, Александр Манташев горячо любил Армению. В своем обращении к армянским купцам он писал: «Многострадальная Армения – вот пристанище вашей славы, вашего бессмертия, вот тот дом Божий, где добрая память о вас во всем своем блеске будет сохранена перед Богом и человеком». В своем завещании Манташев оговорил, что его огромный капитал после его детей достанется лишь тем внукам, которые будут рождены от невесток армяно-григорианского происхождения. Революция, разметавшая по городам и весям потомство великого мецената, обрекла многих из его детей и внуков на скромное, а некоторых даже на нищенское существование, а полная взлетов и падений жизнь самого удачливого сына- Левона нашла отражение в знаменитом романе Алексея Толстого «Эмигранты». Живописный облик Овсепа, самого патриотичного сына Манташева, привлек внимание Мартироса Сарьяна, и он увековечил его в портрете.

Манташев встречался с множеством известных людей своего времени. 2 января 1910 года в числе 20 самых богатых людей России он был приглашен на прием к императору Николаю Второму и его супруге. Номер приглашения соответствовал размеру капитала, и в этом рейтинге Александр Иванович занимал 13-ое место. В купе поезда Вена-Париж он познакомился с бароном Ротшильдом и был приглашен к нему на прием. Он был одним из главных акционеров компании братьев Нобель.

Современники Манташева утверждали, что размер его богатств не поддается исчислению, однако официально было известно, что ему принадлежит 51% российской нефти. Но в отличие от своих детей он никогда не почивал на лаврах, оставаясь тружеником до последних дней своей жизни. Одним из самых частых эпитетов в его биографии было слово «первый». Он первым задумал и осуществил выгодный импорт дешевых мануфактурных товаров из Манчестера в Тебриз. В 1907 году он проложил первый в мире 835-километровый нефтепровод Баку-Батум. Первую телефонную линию в Тифлисе провел тоже он. А когда на далеком острове Мартиника произошло сокрушительное землетрясение, его пароход прибыл первым и забрал пострадавших.

Некоторые из его друзей называли Александра Ивановича Мидасом, утверждая, что всё, к чему он прикасается, превращается в золото. Он и сам хорошо знал о благосклонности Фортуны и потому нередко полагался на нее. Несмотря на то, что в поиске новых нефтяных скважин постоянно участвовали нанятые им высококлассные специалисты, он мог внезапно, подчиняясь какому-то наитию, ткнуть своей знаменитой тростью в приглянувшееся ему чем-то место со словами: «Бурите здесь». И неизменно оказывался прав. Так он скупил дешевые, заведомо обреченные «бесплодные» скважины, и вскоре оттуда забили мощные фонтаны «черного золота».

Но одна только фантастическая успешность не сделала бы его одним из богатейших людей своего времени, если бы он не был великим тружеником. Манташев руководствовался двумя незыблемыми правилами: «Бог даровал человеку жизнь для работы» и «Добро не должно быть громогласным». Он придерживался этой своей позиции, и когда реставрировал церкви и возводил храмы, оказывал помощь солдатам, раненным в русско-японской войне, и когда украдкой совал в карман малоимущим школьникам золотой со словами «Передай привет папе».

Наверное, из-за этой нелюбви к помпезности и шумихе многие из добрых дел Манташева нам не известны. Но и известного достаточно, чтобы память об этом удивительно цельном и добром человеке, чья щедрость была вполне соразмерна его огромному богатству, оставила по себе благодарную память на все последующие времена. Пусть с опозданием, но это случилось. 2011 год был в Армении объявлен годом Манташева. А 18 апреля 2012 года в центре Еревана, наконец, состоялось торжественного открытие памятника великому благотворителю, на которое были приглашены внук и правнук Манташева.

Его великий тезка Александр Ширванзаде сказал о нем: «Не количество огромных сумм, а сердце – вот что играет единственную и величественную роль в благотворительности Манташева». Благотворительности, которую сам Александр Иванович называл «прямой дорогой к Богу».

Александр Манташев, со дня смерти которого на днях исполняется 105 лет, стал своеобразным символом армянской благотворительности и меценатства, которое насчитывает уже 5 веков. Это огромный пласт нашей культуры и десятки имен, которые мы не вправе забывать никогда. В их числе сын первого премьер-министра Египта Погос Нубар-паша. Именно ему принадлежала идея создания Армянского всеобщего благотворительного фонда, целью которого было «объединение народа армянского, содействие его развитию и процветанию». Текст и музыку гимна фонда написал Комитас. Нубар-паша подарил Еревану и великолепную глазную клинику, назвав ее именем своей жены Мари. Недавно отреставрированная клиника существует по сей день.

Сама же Мари, несмотря на несметные богатства, ни разу не надела на себя роскошного туалета и ни одной драгоценности, считая, что когда вокруг столько бедных людей, стыдно щеголять богатыми туалетами.

В списке знаменитых армянских благотворителей Микаэл Арамянц, подаривший Тифлису великолепную больницу, Галуст Гюльбенкян, Алек Манукян и его дочь Луиз-Симон, Керк Кркорян, Джеймс Туфенкян, Шарль Азнавур, Джеральд Гафесчян и многие другие, кого Манташев называл «моральными стряпчими нации». Живя вдали от своей исторической родины, они не жалели и не жалеют ни сил, ни капиталов для ее процветания. К сожалению, в этом списке очень мало имен тех, кто сегодня живет в самой Армении, хотя и среди них немало владельцев солидного капитала и процветающего бизнеса…

Лиана Петросян

Комментарии

Мне остается с горечью добавить: а одного из сподвижников великого Манташева та же Россия хочет сгноить в тюрьме. Перефразируя добавлю , неисповедимы пути н еблагонравных

А почему бы грузинам не снести величественное здание великого зодчего и на его месте поставить нечто свое, национальное в духе Зураба Церетели?

Я давно заметил,что в эти часы у вас бывает длительный перерыв. А может быть и спите сном праведников?

Желаю Вам от всего сердца действительно доброго утра, хорошие Вы, мои.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image