ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ ДЕРЕВНИ “ТАЛЫШ”

27 апреля, 2016 - 13:39

По поводу одной публикации в бакинских СМИ

            Мы всегда говорили, что главным объектом борьбы нашего национально-освободительного движения является не тот или иной народ, а само это искусственное государственное образование под названием "Азербайджанская Республика" и нынешняя власть в стране. Придерживаясь этого принципа, мы никогда не оскорбляли ни один народ и  не собираемся это делать и дальше. Как говорится, мы все рабы Божьи, все мы - дети Адама.

            Наряду с этим, мы отмечали, что на страницах азербайджанской прессы многие граждане, считавшие себя турками, а также лица, носившие почетное и светлое имя ученого, а также политики, журналисты и прочие в своих  публикациях и буквально сумасшедших телевизионных репортажах то и дело выступают с оскорбительными заявлениями не только в адрес членов и лидеров Талышского национально-освободительного движения, Национального Телевидения Талышистана, но и в адрес всего талышского народа, представителями которого мы являемся. При этом обратите внимание на то, что мы считаем целесообразным использовать выражение "граждане, считавшие себя турками".

            Большинство читателей прекрасно знают, по каким причинам граждане, проживающие на территории Азербайджанской Республики, любят называть себя турками и даже гордятся этим. Более того, чтобы  скрыть свою этническую принадлежность, иногда они демонстрируют больше тюркизма, чем сами тюрки.  Конечно, вы можете сказать: "какое отношение это имеет к целому народу? Почему мы,  талыши, из-за этих нечестных на руку людишек должны обижаться на целый народ? "

            И мы так думаем. Но, с другой стороны, в некоторых случаях имеем право на это! Почему те оскорбления, которые адресуются нашему народу на протяжении многих лет, не осуждаются со стороны тюркоязычных или турков? Почему они не отвечают на эти оскорбления, а, наоборот, насколько нам известно, открыто или скрыто называют их молодцами? Ну почему хотя бы один тюрок в прессе или на телевидении не обращается к таким людям с вопросом, мол, ты, такой-сякой, с какой стати ты оскорбляешь талышский народ?

            Поэтому в некотором смысле мы имеем моральное право считать, что то, что пишут эти субъекты "без лица", отражает мнение всех тюркоязычных граждан АР.

          На днях в связи с очередным обострением на Карабахском фронте, которые стало результатом очередного весеннего помутнения президента АР Ильхама Алиева, когда шли кровопролитные бои, когда погибли сотни, а может и тысячи молодых ребят, пропагандисты азербайджанских властей, дабы отвлечь внимание населения от истинных масштабов этой трагедии, перешли в очередную атаку на талышский народ.  Всем хорошо известно, что основные кровопролитные бои на этот раз шли вокруг деревни Талыш Мардакертского района. Частое употребление названия деревни Талыш на страницах зарубежной прессы, похоже, очень разволновало власти АР и их слуг и привело к публикации соответствующей статьи в газете "Ени Мусават".

            Здесь сделаем небольшое примечание: Пусть публикация данной статьи в газете якобы оппозиционной партии, не обманывает вас! Дело в том, что в течение последних 23 лет эта партия не раз на деле доказывала, что она на самом деле является хвостом официальных властей, их так называемой "карманной оппозицией", которая верно служит этим властям и делает все, чтобы укрепить личную власть И. Алиева. Последние кровопролитные события на фронте стали еще одним ярким доказательством этому. То, что в ходе этого инцидента данная партия и ее печатные органы всячески поддерживали сумасшедшие власти, закрывая при этом глаза на многочисленные потери на фронте, не может быть оценено иначе, как служение интересам Алиевской власти. Мы же хорошо знаем подобные хитрости и лукавство Алиевых. Поэтому мы уверены в том, что автором этих оскорблений в адрес талышского народа в этой статье является сама власть АР!

            А теперь перейдем к сути этих оскорблений. Знакомые с содержанием данной статьи, наверное, уже знают, а еще не успевшие ознакомиться с ней пусть узнают, что в ней два историка и один языковед комментируют вопрос о том, связано ли название деревни Талыш, находящейся на территории Мардакертского района или нет, с талышским народом (желающие могут познакомиться со статьей по данной ссылке: Мusavat.com).

            Историк Дилавар Азимли утверждает, что, якобы "название деревни Талыш никак не связано с талышским народом. Это название встречается во многих местах, где проживали тюрки, начиная с далекого Китая. Знаете, что когда-то термины, обозначающие название местности, впоследствии превратились в названия народа. Например, горы называют Талышскими".

            Ученый-лингвист, депутат парламента Низами Джафаров немного колеблется. Но, в целом, он тоже согласен с мнением Азимли. По его мнению, "не все эти названия отражают названия той или иной нации. Говоря конкретно о названии "талыш", тут все сложно. Потому что, не все эти названия связаны с названием того народа, имеющего иранское происхождение. Здесь было много вариантов. Это есть и в нашей науке о топонимии. Было тюркское племя Торос. Одновременно в Азии есть местности под названием Талас. Все это считается фонетическими изменениями. На самом деле, торосы, таласы - названия тюркских племен… Но не все талышские слова и имеющие в себе талышские слова названия местности указывают на талышей".

            А теперь посмотрите, что пишет другой депутат - Фазиль Мустафа. Он утверждает, что, ко всему этому нужно относится "как к национальной культуре, наследству". Этот бедолага, который представляется не только как депутат парламента, но и в качестве ученого, до сих пор не знает, что топоним - не наследство. Наследство остается от мертвеца. Разве топоним Талыш является предметом обихода папаши этого Фазиля, чтобы после его смерти достался этому Мустафе в качестве наследства? Или, может, этим Фазиль Мустафа в завуалированной форме хочет сказать, что талышский народ давно уже вымер, а этот топоним остался как наследство? Как говорят в таких случаях, держи карман шире, господин Мустафа, чтобы не треснуть от злости! Ведь от выходца из Нахичевани, где единственным богатством является обычная поваренна0я соль, другого ожидать и не приходится!

            Я хочу сказать, что этот несчастный этим не только оскорбляет талышей, но и доказывает, что в реальности не имеет ничего общего с наукой и ученостью! Потому что, если речь идет об истории и о культуре, то, названия местностей можно назвать "историческим наследием"  или же "культурным наследием". Как говорят в Одессе, между "наследством" и "наследием" - две большие разницы!

            Но нашей главной целью не является донести вам только это. Далее Ф. Мустафа утверждает, что, якобы "в деревне Талыш никогда не проживали талыши".

            Конечно же, это вовсе не так! Наоборот, название деревни Талыш связано именно с талышским народом. Имеется достаточно источников и доказательств тому. Беда в том, что, перечисленные нами лица, скорее всего, знакомы с этими фактами, если, конечно, они имеют какого-нибудь отношение к науке.

            В источниках указывается, что Шах Исмаил Сефеви дарил земли в разных уголках Южного Кавказа своим воинам-талышам, которые продемонстрировали особую доблесть и отвагу в ходе многочисленных боев. Они же разбили на этих землях свои деревни, назвав их именем своего народа, т.е. "Талыш".

            Тут следует обратить внимания на две вещи: Первое. Этот факт еще раз доказывает, что Шах Исмаил по национальности был талышом и очень любил свой народ, а талыши, в свою очередь, отвечали на его любовь такой же безграничной любовью, будучи готовыми пожертвовать собой ради него. Второе. Именно талыши составляли основную часть его армии, главнокомандующим которой долгое время был Дада Бек Талыш.

            Таким образом, нет сомнений в том, что в этих деревнях действительно жили талыши. В силу самых разных причин в дальнейшем они подверглись ассимиляции, забыв свой родной язык и стали общаться на чужом тюркском языке. Согласно некоторым данным, когда-то на указанных нами территориях существовало 127 деревень под названием "Талыш". За годы независимости этого искусственного государства под названием "Азербайджанская Республика", власть Алиевых повсеместно стала переименовывать эти деревни на тюркский лад, тем самым демонстрируя, что она намерена покончить со всеми напоминаниями о талышском народе на этих территориях и готова стереть с этих земель следы исторического пребывания талышского народа. Но эти несчастные Алиевы не знают, что названия населенных пунктов изменить можно, но изменить историю никогда никому еще не удавалось; память не изменишь!

            Даст Бог, после того как мы создадим наш свободный, независимый Талышистан, мир узнает о нашей истории на основе точных, неоспоримых объективных источников. И нынешняя власть Азербайджана, и ее оплачиваемые слуги тогда получат свой справедливый  ответ на все эти оскорбления.

            Вывод: Деревня Талыш, находящаяся на территории Мардакертского района (также и другие деревни с аналогичным названием), связана именно с талышским народом. Все деревни с таким названием основали именно талыши, и жили в этих местах именно талыши! Кроме того, деревня Талыш на территории Мардакертского района некогда была столицей одного из Карабахских меликств, которое называлось "Талышским меликством". В дальнейшем, по неизвестным пока нам причинам, столица данного меликства была переведена в соседнюю деревню Гюлистан.

            В конце этого комментария хотим предоставить вашему вниманию отрывок из книги другого азербайджанского ученого Г. А. Гейбуллаева "Топонимия Азербайджана (историко-этнографическое исследование)" (Баку. Элм. 1986. Стр. 96-97) ( Geybullayev o talishax ).

            Давайте вместе посмотрим, что пишет Гейбуллаев о топониме Талыш:

            "Талыши, составляя одну из этнических групп Азербайджанской  ССР, живут в юго-восточных районах республики (Ленкоранском, Масаллинском, Лерикском,  Ярдымлинском и Астаринском), и по языку относятся к западной ветви иранских языков.

            Этноним талыш отражен в ойконимах Талыш в разных районах (Ахсуинский, Кубинский, Исмаиллинский, Мардакертский, Сабирабадский и Шамхорский). Это связано с  политическими событиями XV-XVI вв., когда среди тюркоязычных кызылбашских племен  XV-XVI вв. находились и талыши. Получив от сефевидских шахов земли в разных зонах Азербайджана, эта племенная общность постепенно осела, образовав одноименные селения. Позже, часть кызылбашских талышей вошла в состав шахсеванов, среди которых общность Талыш-Микаилли состояла из 600 семейств. Еще в середине XIX в. племенная общность  Талыш из 63 семейств жила в Джавадском уезде. Ойконимы, образовавшиеся на почве  талышского языка, в основном распространены в зоне древнего расселения талышей. Встречается много селений с азербайджаноязычным населением, наименования которых  объясняются на почве талышского языка. Эта характерная особенность имеет два источника происхождения: 1) тюркоязычное  население поселилось здесь позже; 2) население этих селений потеряло свой язык и перешло на азербайджанский".

            Уважаемые наши тюркоязычные соседи, возьмите и прочтите эту книгу. Тогда вы поймете, что такие псевдоученые и просто нелюди, как Дилавер Азимли, Низами Джафаров и Фазиль Мустафа будучи, неграмотными неучами, являются еще и врагами талышского народа! А к врагу у нас отношение одно: враг есть враг, нет никакой разницы, какой он национальности!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image