ВОПРОС ОГРАНИЧЕНИЯ ТУРЕЦКОГО ИМПОРТА – «ПАЛКА О ДВУХ КОНЦАХ»

16 мая, 2016 - 11:49

Апрельская война вокруг Нагорного Карабаха внесла коррективы не только в политическую, военно-техническую сферы жизни, но и самым серьезным образом повлияла на морально-психологический климат, трансформировав его с пассивно-созерцательного на активно-патриотический. Между тем, над некоторыми проявлениями этого настроя и их последствиями стоит серьезно задуматься.

Речь идет об участившихся в последнее время призывах отказаться от турецких товаров. Почти сразу после апрельской войны некоторые общественные активисты призвали правительство отказаться от их импорта. При этом активисты ссылались на проблемы безопасности и на необходимость развития местного производства, которому препятствует активный импорт турецких товаров, прежде всего хозяйственного назначения, а также продовольственных товаров и продукции легкой промышленности. 21 апреля перед зданием правительства Армении прошла акция протеста против потребления и импорта турецких товаров, организованная общественным движением «Во имя закона». Активисты движения передали в правительство письмо, в котором обосновали свои опасения по поводу ввоза турецких товаров в Армению с точки зрения национальной безопасности и потребовали разработать механизмы по импортозамещению турецкой продукции и развитию местного производства.

По словам вице-президента Национальной академии защиты интересов потребителей Армении Милеты Аристакесян, турецкие товары могут представлять серьезную угрозу для жителей Армении. «50 % турецкого импорта это продовольственные товары и косметика. Они не проверяются и не сертифицируются. Мы многократно обращали на это внимание соответствующих структур. Между тем, вполне вероятно, что в партии товаров, предназначенных для Армении, могут быть добавлены яды или химические вещества, которые могут приводить к тяжелым заболеваниям, в частности бесплодию у мужчин и женщин», – считает Аристакесян.

Информационная кампания против импорта турецких товаров, начатая гражданскими активистами, сразу же нашла отклик со стороны некоторых политиков. Во время правительственного часа в парламенте 27 апреля депутат от фракции «Оринац еркир» («Страна законности») Левон Дохолян призвал правительство ввести запрет на импорт турецких товаров и на поездки армянских туристов в Турцию, отменить прямое авиасообщение между Арменией и Турцией. Всё это – учитывая отсутствие дипломатических отношений между странами, закрытие этой страной в апреле 1993 года армяно-турецкой сухопутной границы, а также поддержку Анкарой агрессивной и воинственной позиции Азербайджана в вопросе нагорно-карабахского конфликта.

Комментируя призыв депутата, министр экономики Арцвик Минасян сообщил, что в связи с данным вопросом премьер-министр поручил министерству провести исследование тех товаров, которые представляют угрозу для экономики Армении с точки зрения конкуренции и качества. По словам Минасяна, министерство должно будет представить общий пакет об экономических связях с Турцией. «Армения является членом ВТО, членом этой организации является также Турция. Но при вступлении Армении в ВТО, у Турции были оговорки, согласно которым эта страна не будет участвовать и иметь отношения с Арменией, как с членом ВТО. Это дает нам право применять все те инструменты, которые позволят защитить нашу экономику», – заявил министр. По его словам, важными шагами в деле защиты местных предпринимателей должно стать повышение эффективности производства и качества отечественных товаров, а также внедрение механизмов реализации местной продукции. При этом, министр подчеркнул, что правительство не обсуждает вопрос о запрете на ввоз турецких товаров, речь идет о механизмах ограничения в рамках действующего законодательства.

Итак, может ли Армения отказаться от турецкой продукции, заполонившей армянский рынок, или, как отмечает министр экономики, ограничить ее ввоз? Прежде чем ответить на этот вопрос, вернемся к официальной статистике, а затем и к истории армяно-турецких торговых контактов.

По данным Национальной статистической службы (НСС), импорт из Турции в Армению за 2015 год составил $ 136,9 млн против $ 232,3 млн в предыдущем году. Таким образом, спад товарооборота достиг 41 %. По мнению ряда экспертов, такой спад объясняется тем, что в 2015 году в Армении отмечалось 100-летие со дня Геноцида армян в Османской империи. Согласно официальным данным, турецкие товары составляют 4,2 % от всего импортируемого в Армению объема товаров. Турция входит в пятерку стран с наибольшим объемом товарооборота с Арменией, ее доля составляет 3.9 %. Опережают Турцию Иран (4.9 %), Германия (7.5 %), Китай (9.9 %), и Россия (23.7 %). В общей сложности, по данным НСС Армении, за двадцать с небольшим лет после распада СССР и начала ведения самостоятельной экспортно-импортной политики Армения ввезла из Турции товаров на общую сумму в 2,2 миллиарда долларов, а экспортировала в тот же период товаров всего на 40 миллионов долларов. Согласно данным информационного агентства «Арминфо», столь большая разница в торговом балансе двух стран в основном обусловлена решением турецкой стороны о запрете на импорт армянской продукции в Турцию. Товары армянского производства, которые всё-таки попадают в Турцию, провозятся в личном багаже, который не требует регламентации и разрешения. В условиях осуществляемой Турцией и Азербайджаном транспортной и экономической блокады Армении, турецкая продукция доставляется в Армению через Грузию.

Некоторые армянские эксперты полагают, что официальная статистика умалчивает реальные объемы турецкого импорта, которые гораздо выше официальных.

Что касается истории экономических контактов, то она восходит к началу 90-х годов. Это было время проведения реформ в Армении, направленных на переориентирование плановой экономики на рыночную. В период первичной адаптации предприятий, к новым условиям для удовлетворения нужд потребителей на место исчезнувших на время товаров, импортеры стали привозить в большом количестве зарубежные товары, и в первую очередь – иранского и турецкого производства. Так, на армянском рынке появились турецкие молочные продукты, пиво, шоколад, иранское топленое масло, печенья и другие товары, которые по своего качеству значительно уступали местным продуктам питания, появившимся через некоторое время уже в рамках новых экономических отношений. Остальная часть потребительского спроса в продовольственных товарах со временем стала покрываться за счет продуктов питания из России, Украины, а также европейских стран, которые вкупе с местными товарами, вытеснили с армянского рынка турецкие и иранские продукты питания, за исключением некоторых видов сельхозпродукции. Эта же картина сократятся и по сей день. В случае с товарами легкой промышленности, ситуация сложилась совершенно по-иному. Сначала 90-х и по сей день власти лишь заявляют о необходимости защиты местных производителей, о создании благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса (МСБ), на деле же существующая налоговая политика и засилье монополий активно препятствуют развитию МСБ. В свою очередь, отсутствие соответствующих условий для развития МСБ, в том числе предприятий по выпуску одежды, обуви, посуды, моющих средств, открыло большие возможности для импорта дешёвых, в первую очередь, турецких товаров, которые быстро вытеснили с рынка плохо защищенных армянских производителей. Между тем, в конце 1980-х годов в период так называемого кооперативного движения, армянские производители продемонстрировали свой высокий потенциал.

Из-за непродуманной налоговой политики правительства, недостаточных мер по защите местных производителей, а с начала 2000-х годов и покровительства властей крупным монополистам-импортерам, многие предприниматели осознали всю сложность и бесперспективность организации производств товаров быта или лёгкой промышленности.

Сегодня, возможно под влиянием апрельской войны, некоторые армянские общественные деятели и политики, а также чиновники в лице Арцвика Минасяна заговорили о мерах по защите местных предпринимателей, об организации эффективных производств, об изучении вопросов импорта (в данном случае турецкого) в общеэкономическом контексте страны. Очень верный подход. Только вот почему армянское правительство до сих пор не интересовали вопросы, связанные с качеством турецких товаров, сертификацией, создания реальных льгот для малых и средних предпринимателей и прочее?..

Призывы запретить турецкую продукцию в Армении или ограничить ее ввоз восприняты экспертами и экономистами крайне неоднозначно. Многие из них считают, что эта тема искусственно раздувается, и более того – многие виды турецких товаров, особенно сырье для текстильной промышленности, увы, незаменимы. По мнению этой части специалистов, ввод ограничений на фоне созданной за 25 лет торговой инфраструктуры, где занято порядка 20 тысяч человек, приведет к резкому увеличению армии безработных.

«Разговоры о возможном запрете импорта турецких товаров в Армению входят в сферу «ура-патриотизма». Если подобное решение будет принято, то это станет полнейшим идиотизмом, ибо пострадает в первую очередь Армения, а для Турции подобные санкции пройдут незаметно, поскольку объемы направляемых в Армению товаров незначительны. Но сказанное относится отнюдь не ко всем товарам: есть определенная турецкая продукция, которая может быть заменена. В целом, необходимо будет проявить селективный подход»,  – считает экс-премьер-министр Грант Багратян.

По словам главы экономической комиссии оппозиционной партии «Армянский национальный конгресс» Ваагна Хачатряна, идея запрета или ограничения на импорт турецких товаров является плохо продуманной. Ведь с турецким рынком в основном связаны представители МСБ, следовательно, запрет турецких товаров усугубит существующие проблемы – безработицу и отсутствие конкуренции: «Для меня вообще неприемлема практика введения эмбарго против какой-либо страны, если в основе лежат не здравые экономические расчеты, а какие-то идеологические соображения и штампы».

Директор аналитического центра «Альтернатива», экономист Татул Манасарян поддерживает идею запрета турецких товаров по двум причинам. Во-первых – с точки зрения продовольственной безопасности населения, а во-вторых – с точки зрения обогащения турецкого государства: «Покупая турецкие товары, граждане Армении финансируют военно-промышленный комплекс Турции. Параллельно запрету нужно принять действенные меры по стимулированию местного производства».

Сегодня вопрос об ограничении импорта турецких товаров – это, что называется, «палка о двух концах». С одной стороны, непродуманные, а то и продиктованные эмоциональным моментом шаги могут привести к дальнейшему осложнению внутриэкономической ситуации, а также к актуализации внешних рисков, связанных с Турцией, президент которой время от времени намекает на то, что в его стране якобы живёт 100 тысяч армян. С другой стороны, Турция была и остается опасной, непредсказуемой, а главное – враждебной страной, которой то ли из-за просчетов армянского правительства, то ли из-за покровительства властей импортерам-монополистам, удалось занять весомую нишу на армянском рынке. Не сбрасывая со счетов правил свободной торговли, тем не менее, заметим, что любые контакты с Турцией не могут не быть политизированы. Скорее всего, дальнейшая позиция армянской стороны должна по данному вопросу иметь сбалансированный характер, исходящий из приоритета государственных интересов и развития национальной экономики в частности.

Ануш СИРУНЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image