Сабина в перевернутом мире

27 мая, 2016 - 12:06

Музыкальный мир узнал Сабину в 1991 году, когда она стала первой победительницей Всесоюзного телевизионного конкурса «Утренняя звезда» на ОРТ с Юрием Николаевым. Через два года у четырнадцатилетней певицы и композитора на фирме «Мелодия» вышел диск-гигант «Странный сон». По иронии судьбы этот ставший раритетом «винил» оказался последней пластинкой, выпущенной на Апрелевском заводе. Еще через два года музыкальный мир сделал вид, что не заметил ее первого места на X Международном конкурсе «Макфест-95» в Македонии.

В аэропорту «Шереметьево» победительницу и ее бессменного продюсера Сейрана Мурадяна (отец певицы, с 2010 года возглавляет Российскую ассоциацию музыкальных продюсеров) встречали и поздравляли только… летчики и таможенники. Хотя до этого были и другие победы. 1992-й стал годом двойного успеха: признание в Литве (диплом ФИДОФ и приз зрительских симпатий на II Международном фестивале популярной музыки, Вильнюс) и 2-е место на Международном фестивале «Славянский базар» в Белоруссии, в Витебске. В 1993-м Сабина — специальный гость от России еще на одном престижном музыкальном форуме «Азия Даусы» (Алма-Ата, Казахстан).

Но дело даже не в дипломах и наградах. Дело в том, что Сабина всегда оставалась честной перед собой и перед слушателями. Напрасно музыкант волею Божьей Анатолий Мунтян хохмил в одной из композиций его группы «Скандал»: «Водитель КАМАЗа лезет в кабину, чтобы послушать певицу Сабину». Водитель КАМАЗа, — человек мужественный, но жесткий, а певица Сабина — человек с тонкой душевной организацией, откликающийся на личную и чужую боль, сопряженный с болью внешнего мира. Еще в юности она видела такое, что не всегда под силу пережить даже взрослому человеку. И на страшную трагедию — землетрясение в Спитаке — откликнулась как на свою личную, тут же написав цикл песен и отправившись выступать для людей, потерявших свой кров и своих близких. А ее ли семье не знать, что значит начинать все сначала, когда во время преследования армян пришлось, бросив все, бежать от оголтелых отморозков из любимого города Баку, спасая свои жизни. Ей есть, что сказать, в отличие от других ее сверстников, мелькающих в роскошных клипах и не видевших ничего, кроме брызг дорогого шампанского в ночных клубах. А когда ее спрашивают, почему у тебя такая грустная музыка, она отвечает: «Потому что жизнь такая». И берет себе в попутчики лучших поэтов... Настоящую поэзию, как и настоящую музыку, способен оценить далеко не каждый.

Наверное, поэтому ее песни в перестройку не звучали из всех утюгов, тонированных «пятерок» и ларьков. Отсюда — то ли заклинание, то ли вердикт: «Да была и вроде как есть такая певица — не очень успешная, старомодная, с которой ее папа носится как с писаной торбой».

17 лучших и не стареющих

Но рука сама тянется к пластинке Сабины, особенно сейчас. Кого еще послушать? Кто может сопереживать всему происходящему? Тем более что песни, записанные на пластинке «Сабина — певица и композитор» «The best — 17» (1991 — 2015) не просто лучшие в ее творчестве, они созвучны нынешнему времени, понемногу начинающему напоминать чудовищные девяностые, когда от сознания того, что завтрашний день может попросту не настать, действительно опускались руки. И открывающая цикл известная очень многим песня «Рукикрылья» — как надежда на лучшее будущее, которая всегда жила в нашем человеке и в более тяжелые времена. Ведь нам свойственно на деяться и верить, а не крушить от отчаяния все вокруг. Надежда умирает последней, и живет вера, что все-таки все вернется на круги своя: белое станет белым, черное останется черным. Любовью проникнута песня «Милый сердцу город» — о Москве, написанная на стихи Нины Хмелевой-Мурадян — мамы Сабины. А «Песчаный замок» на стихи Елены Рулевой тоже из девяностых. Не сами ли мы все разрушили, что создавалось с таким трудом? Именно так воспринималась эта песня.

Диск Сабины стоит в моем рэке рядом с диском Толика Крупнова «Еще один день». «День прошел, а ты все жив!» И «в воздухе витает неосознанный страх, истинные ценности горят на кострах, стискивай зубы, готовься к войне…» Это тоже из него. Какие они с Сабиной разные по стилю, но одинаковые по духу — тонкие лирики, сопряженные с внешним пространством. Есть на диске и другие, «скрытые», истории. Песня «Кактус» написана на стихи Вадима Сверканова, врача-хирурга, который пришел после тяжелой операции домой, решил принять ванну и умер, потому что его собственное сердце остановилось от перенапряжения. На одном из концертов к Сабине подошла его мама, рассказала, что Вадим писал стихи… «Звездопад» — своеобразная память об убитом талантливом поэте Игоре Сорине. Две последние песни — «От разлук не умирают» и «Коктейль из слез» написаны на слова Елены Никоновой, девочки из Чебоксар, страдающей церебральным параличом. Они очень грустные. «Когда теряешь то, чем раньше жил, когда не знаешь, что делать с наступившим днем…» Но когда ее стихи зазвучали в песнях Сабины, у Елены появился смысл жизни. И родившаяся буквально на днях песня «Метели», которая войдет уже в новый диск (а он тоже не за горами) демонстрирует нам новую Елену и новую Сабину, рассматривающих «непонятные картины перевернутого мира».

О том, какие истории скрываются за содержанием, на мой взгляд, лучших песен «Лили ливни» и «Черная роза», знает только Сабина. Я не стремлюсь их узнать, ибо не любопытен до того сокровенного, что человек оставляет только для себя и может транслировать для других посредством музыки и аллегорий. Просто здесь голос Сабины вгоняет меня в транс, и мне не важно, кто именно посылал ей в бокале «эмблему печали»…

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image