Певицу из Армении интересует шаманизм

30 мая, 2016 - 13:39

Единственный концерт известной армянской певицы, члена Союза Писателей России Марлены Мош прошел 20 мая в Тувинской Государственной филармонии. В республику артистка и ее муж, пианист Александр Маркус, приехали по приглашению коллектива Госфилармонии, при поддержке Армянской диаспоры и Министерства культуры РТ.

Концерт напомнил некие литературные встречи, где почти в домашней обстановке идет общение артиста со зрителями. Среди тех, кто пришел, немало представителей армянского народа, которые долгое время проживают в республике и несомненно соскучились по родным напевам. После концерта – небольшое интервью для нашей газеты.

- Мы рады вас приветствовать на тувинской земле, Марлена. Как я понимаю, Вы впервые в Туве?

Марлена Мош: Да, я впервые в Туве. Но я многое слышала о вашей республике, я знаю людей, которые родом из Тувы и живут теперь в Москве, это мои приятельницы, одна из них Надежда Красная. Кроме того, меня очень интересует шаманизм и горловое пение, я много читала об этом, изучала, слушала. Но Тува известна и своей удивительной природой: здесь берет начало река Енисей, в вашей республике уникальная природа и, конечно, же горы, которые я так сильно люблю. Горные хребты вообще мне очень близки, ведь я выросла в горной Армении, о горах у меня множество стихотворений и песен.

- Вы посвящаете горным пейзажам стихи и песни, а сами вы любите бывать в горах?

Марлена Мош: Я с детства люблю бродить по горам, по долам. Горы притягивают меня своим магнетизмом, своим величием. Когда я на вершине, у меня нет чувства страха, наоборот, находясь ближе к небу, я всем своим нутром, всем сердцем чувствую свободу. Смотрю на птицу и задумываюсь над тем, что она видит с высоты, какой предстает перед ней земля, какими видит она нас. Я люблю путешествовать. С концертами побывала в разных странах мира, объездила с гастролями Россию. К примеру, одно мое стихотворение родилось тогда, когда я была на гастролях в Норвегии. Я смотрела на горные пейзажи, восхищалась ими и поневоле вспомнила Армению, вспомнила вершины наших гор. И эта ностальгия по родным просторам вылилась в строки, в рифмы, так появилось это стихотворение. Я знаю, что тувинские поэты, музыканты немало произведений посвятили горным пейзажам Саян. И, наверняка, мой зритель сегодня, слушая древние армянские песнопения о матери-природе, представил свои тувинские просторы.

- Как встретила вас Тува?

Марлена Мош: Вы знаете, меня и моего супруга пианиста Александра Маркуса встречали у трапа самолета девушки в национальных костюмах, с хлебом и чаем с молоком. Так неожиданно. Здесь же, в аэропорту, были представители армянской диаспоры. С ними мы прогулялись по вашей замечательной Набережной, где расположены совершенно уникальные скульптуры. Стремительные древние воины, как будто ворвались на берег Енисея из другой эпохи и, преодолев пару сотен метров, вновь нырнули в пространство. Обелиск Центр Азии – пора­зил своей монументальностью. Я благодарна организаторам за то, что с их помощью смогла реализовать свою мечту, побывала в Туве и познакомила зрителя со своим творчеством.

На концерте Марлены Мош в Кызыле народу было немного. На встречу с известной армянской певицей родители-армяне привели детей. «Нам важно, чтобы наши дети, а некоторые из них ни разу не были на своей родине, в Армении, смогли услышать древние армянские песни, которые так божественно и красиво исполняет Марлена Мош», - поделилась кызыльчанка Анна. Некоторые а капельные партии малыши пели вместе с ней. Подпевали ей прямо из зала. Детские голоса нисколько не смущали певицу, ее уста озарила улыбка. Композиции, прозвучавшие на концерте, были разного характера и настроения. Голос Марлены лился ручейком, возвышался и пронзительно вырывался, пытаясь выйти из этих стен и наполнить древней армянской культурой улицы города и сердца людей. Красиво. Искренне. С любовью.

Марлена Мош: Композиции, которые я исполняла на концерте, собирал и записывал много-много лет назад Комитас, это псевдоним. (Согомон Геворќович Согомонян - основоположник армянского музыкознания. Прим. ред.) Требовательный, смелый человек, обладатель острого ума. Он первый, кто серьезно стал изучать армянскую народную и духовную музыку, правдиво трактовал и раскрыл ее, доказав всему миру, что у армянина есть своя самобытная музыка. Одну и ту же песню слышал в разном исполнении, а после создавал прообраз, предполагая, как она могла звучать раньше, как пели ее наши предки. Его опыт бесценен для меня. Я считаю Комитаса своим учителем, слушала его записи и впитывала каждый звук, каждую строчку, представляю пейзажи родной Армении, создаю образы той жизни, тех людей.

- Что Вы знали о местной, тувинской культуре?

Марлена Мош: Я подумала, приехав в Туву, что тувинцы – кочевой народ, с одной стороны – привязаны к земле, с другой, по моему мнению, у вашего народа сильная связь с космосом, духами природы, с первозданным. Я это вижу в скульптурах, вижу, когда слушаю горловое пение. Шаманы Тувы говорят с небом. Это для меня очень таинственно. Хотелось бы узнать об этой древней религии как можно больше. Армянский народ через многое прошел вчера, и проходит сегодня. Музыка закалилась временем, настоялась, как хорошее вино. Но при этом важно, чтобы песни исполнял носитель культуры. К примеру, когда я пою русские песни, мне говорят, что исполняю я их так, как будто нахожусь в горной Армении. Не плохо, а как-то иначе, по-своему.

В конце интервью Марлена Мош пожелала читателям еженедельника «Плюс Информ» долгих лет жизни, семейного благополучия и главное – крепкой интернациональной дружбы.

Н. Щеглова, фото автора

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image