Всепобеждающая молодость. У советских командующих оказались неоспоримые преимущества перед немецкими

8 июня, 2016 - 14:29

Великая Отечественная война показала, сколь значима роль командующих фронтами и армиями.

“ Командующие пятью созданными в первый день войны фронтами не справились со своими задачами”

Расскажем о пятнадцати ведущих военачальниках с обеих сторон. Сведения о советском командовании взяты в новом 12-томном издании «Великая Отечественная война 1941–1945 годов». Информация же о немецких генералах содержится в биографическом энциклопедическом словаре К. А. Залесского «Кто был кто в Третьем рейхе».

Среди 15 ведущих немецких военачальников 13 были генерал-фельдмаршалами: Ф. фон Бок, В. фон Браухич, В. Кейтель, Э. фон Клейст, Г. фон Клюге, Г. фон Кюхлер, В. фон Лееб, В. Лист, Э. фон Манштейн, В. Модель, Ф. Паулюс, В. фон Рейхенау, Г. фон Рундштедт; один – генерал-полковник Г. Гудериан; один – генерал-адмирал Г. фон Фридебург. За исключением Фридебурга каждому из них было за 50 лет, семеро начали войну против СССР в возрасте 60 и старше. Рундштедту, командующему группой армий «Юг», исполнилось 66; Леебу, командующему группой армий «Север», – 65 лет; Боку, командующему группой армий «Центр», – 61 год; столько же Листу, командующему группой армий «А», действовавшей на Кавказе.

Каждому из полутора десятков представителей советского высшего комсостава не исполнилось и 50 лет. Девять из них в годы войны были маршалами Советского Союза: А. М. Василевский, Л. А. Говоров, Г. К. Жуков, И. С. Конев, Р. Я. Малиновский, К. А. Мерецков, К. К. Рокоссовский, С. К. Тимошенко, Ф. И. Толбухин. Пятеро имели звание генерала армии: А. И. Антонов, И. Х. Баграмян, Ф. И. Голиков, А. И. Еременко, И. Д. Черняховский и один – Н. Г. Кузнецов – адмирала флота. Самый старший – 49-летний Еременко был заместителем, а затем командующим рядом фронтов. 47-летний Толбухин – то же самое. 46-летний Василевский – первым заместителем, через некоторое время начальником Генерального штаба, затем командующим фронтом. Маршалы Говоров, Конев и Мерецков начали войну в 44, Жуков и Рокоссовский – в 45. Черняховскому было 35, Кузнецову – 37 лет.

Советские командующие сполна использовали преимущества молодости: способность быстрее овладевать профессиональными знаниями, работоспособность, умение моментально реагировать на изменение ситуации и находить нестандартные решения, аккумулировать опыт противника и противопоставлять ему новаторские варианты действий.

Возраст сказался и на образовании военачальников. Немецкие командующие, почти все вышедшие из среды потомственных военных, окончили академии еще до Первой мировой войны, в 1907–1914 годах. Советские военачальники окончили различные военные академии после Первой мировой и Гражданской войн, в 1927–1937-м. Академического образования не имели двое из них – Жуков и Рокоссовский. Но благодаря самостоятельной постоянной работе и исключительным способностям они досконально овладели военной теорией.

Кровавый опыт

Советские военачальники до фашистской агрессии не обладали боевым опытом ведения современных войн. Не анализировался опыт операций вермахта в Европе в 1939–1941 годах. Весьма поверхностно изучался характер Зимней войны с Финляндией, в которой проявились многие просчеты в действиях Красной армии. Серьезных выводов тогда не было сделано. Значительная часть отечественного комсостава, особенно высших кругов, оставалась в плену опыта Первой мировой и Гражданской войн.

Всепобеждающая молодость

Слева направо: Маршалы Советского Союза И. С. Конев, Ф. И. Толбухин, А. М. Василевский, Р. Я. Малиновский, Г. К. Жуков, Л. А. Говоров, К. К. Рокоссовский, генерал армии А. И. ЕрЕменко, Маршал Советского Союза К. А. Мерецков, генерал армии И. Х. Баграмян. Москва. Июнь 1945 года

На первых порах наши полководцы уступали немецким в профессиональном отношении. Командующие пятью созданными в первый день войны фронтами (Северным, Северо-Западным, Западным, Юго-Западным и Южным) – М. М. Попов, Ф. И. Кузнецов, Д. Г. Павлов, М. П. Кирпонос и И. В. Тюленев – не справились со своими задачами. Они оказались неспособны разумно организовать оборону, утратили управление войсками, проявили растерянность.

Командующий Западным фронтом генерал армии Павлов в Испании командовал танковой бригадой, затем последовало быстрое продвижение по службе: начальник Автобронетанкового управления РККА, с 1940-го – командующий Западным особым военным округом. А через год с небольшим грянула война. И в его подчинении оказались сразу 44 дивизии. Командующий Юго-Западным фронтом генерал-полковник Кирпонос тоже совершил быстрое восхождение по служебной лестнице: в войне с Финляндией командовал стрелковой дивизией, менее трех месяцев стрелковым корпусом, затем последовательно стал командующим Ленинградским и Киевским особыми военными округами. Ему как командующему фронтом пришлось управлять более чем 58 соединениями. Такой груз оказался для обоих не по силам. К тому же они не овладели методами управления стратегическими, фронтовыми и армейскими операциями, отработанными противником на европейских полях.

Павлов был снят с должности командующего через неделю после начала войны, Кирпонос погиб в окружении 20 сентября 1941-го. Остальные трое командующих фронтами были отстранены как несправившиеся.

К сожалению, профессионально несостоятельными оказались и другие маршалы и генералы. За 46 месяцев войны должности командующих фронтами занимали 43 человека, притом что в разные периоды действовало от пяти до десяти фронтов. Большинство командующих – 36 побывали на этих должностях в первые 14 месяцев. Только на Западном фронте всего за четыре месяца сменились семь командующих.

Еще в 1944 году Жуков отмечал: «Мы не имели заранее подобранных и хорошо обученных командующих фронтами, армиями, корпусами, дивизиями. Во главе фронтов стояли люди, которые проваливали одно дело за другим (Павлов, Кузнецов, Попов, Буденный, Черевиченко, Тюленев, Рябышев и др.)».

На высокие командные должности вынужденно назначались неподготовленные люди. А других просто не было, резерв кадров оперативно-стратегического и оперативного уровней отсутствовал. Корпус командующих фронтами сформировался лишь к осени 1942 года.

Плеяда победителей

В последующие 32 месяца войны на такие высокие должности были назначены только семь новых военачальников из 43. Все более активно проявляли себя И. Х. Баграмян, Н. Ф. Ватутин, Л. А. Говоров, Г. К. Жуков, И. С. Конев, Р. Я. Малиновский, К. А. Мерецков, К. К. Рокоссовский, И. Д. Черняховский. Столь важные их качества, как молодость, исключительно глубокое знание истории и теории военного искусства, облагороженные талантом и силой воли, обеспечили быстрое овладение методами современной войны и позволили профессионально превзойти немецких командующих.

В начале сентября 1941 года советские войска под командованием Г. К. Жукова провели первую в ходе войны наступательную операцию по разгрому ударной группировки немецко-фашистских войск в районе Ельни. А 5 декабря 1941-го возглавляемые им войска Западного фронта начали контрнаступление под Москвой. Победа была достигнута благодаря умелым действиям командующего.

Жуков обладал даром предвидения намерений противника, способностью проникать в суть создавшейся обстановки и находить эффективные решения и способы действий в соответствии со сложившимися условиями. Он вместе с Василевским предложил отказаться от безуспешных контрударов и провести наступательную операцию по окружению и уничтожению немецко-фашистских войск под Сталинградом. Летом 1943-го Жуков осуществлял руководство действиями фронтов в Курской битве, начавшейся с отражения ударов противника с последующим переходом советских войск в контрнаступление. На завершающем этапе войны, в Берлинской операции он ввел в бой две танковые армии для разгрома сильной группировки противника на подступах к городу, чтобы затем избежать затяжных боев в столице рейха. Все операции Жуков тщательно разрабатывал, всесторонне их обеспечивал, умело применял один из важнейших принципов военного искусства – сосредоточение сил и средств на направлениях главного удара с целью разгрома основных группировок противника.

Операции одного из самых одаренных полководцев Великой Отечественной маршала К. К. Рокоссовского отличались оригинальностью, умением использовать слабые стороны противника, обеспечить максимальную огневую поддержку войск в обороне и наступлении, творческим решением стоящих задач. В боях в районе Сталинграда подчиненные ему войска Донского фронта участвовали в окружении группировки немецко-фашистских войск и ее уничтожении методом последовательного отсечения. В боях под Курском летом 1943-го по решению Рокоссовского впервые была проведена сыгравшая определенную роль артиллерийская контрподготовка. В Белорусской наступательной операции 1944 года ставка приняла необычное предложение Рокоссовского о нанесении войсками руководимого им 1-го Белорусского фронта двух ударов с целью окружения и уничтожения Бобруйской группировки противника.

Ярко проявилось и полководческое искусство маршала И. С. Конева, особенно в наступательных Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Берлинской, Пражской операциях. И ни одна из них по замыслу и исполнению не повторяла другую. Каждая отличалась оригинальностью, творческим подходом к решению оперативных задач, несла на себе печать индивидуальности, полководческого вдохновения.

Маршал К. А. Мерецков великолепно действовал на посту командующего Волховским и Карельским фронтами, где операции проводились в сложной лесисто-болотистой местности с многочисленными озерами и реками. Несмотря на невероятно тяжелые условия, его войска совместно с Ленинградским фронтом в начале 1943 года прорвали блокаду. В 1944-м войска Карельского фронта освободили Карелию, советское Заполярье и северную честь Норвегии. В результате Финляндия вышла из войны.

Успех в этих операциях был достигнут благодаря полководческому искусству Мерецкова. Его отличали умелый выбор направлений главного удара, продуманное сосредоточение на этих направлениях войск и материально-технических запасов при ограниченном количестве дорог, смелые обходные маневры с целью выхода во фланги и тыл противника, а также согласованные действия с Северным флотом и Онежской флотилией. Эти операции вошли в отечественную военную историографию в числе лучших достижений советского военного искусства.

Творческим своеобразием, оригинальностью, основательной продуманностью и умением воплощения в жизнь стратегических операций отличались Василевский и Малиновский, Говоров и Толбухин, Еременко и Черняховский.

Министр пропаганды нацистской Германии Й. Геббельс 18 марта 1945 года сделал следующую запись в дневнике: «Генеральный штаб прислал мне книгу с биографиями и фотографиями советских генералов и маршалов. Из этой книги можно вычитать много такого, что мы упустили сделать в прошедшие годы. Маршалы и генералы в среднем чрезвычайно молоды, почти ни одного старше 50 лет… Командная верхушка Советского Союза сформирована из класса получше, чем наша собственная. Я рассказал фюреру о просмотренной мной книге Генерального штаба о советских маршалах и генералах и добавил: у меня такое впечатление, что с таким подбором кадров мы вообще конкурировать не можем. Фюрер полностью со мной согласился: наш генералитет слишком стар и слишком израсходовался».

Виктор Сапрыков,

заслуженный работник культуры

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image