Баку: «филигранная дипломатия» Алиева и антироссийская истерика пропаганды

10 июня, 2016 - 19:44

Бакинская официозная пропаганда теряет самоконтроль

Правительственный сайт Азербайджана Vesti.az решил «шпильнуть» генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжу, посоветовав ему «засесть за книжки, изучить географию, ведь он каждый раз говорит бред». Возникает вопрос о причинах такого грубого бакинского «наезда» на известного и авторитетного российского государственного деятеля. Оказывается, генсек ОДКБ в Ереване на совместной пресс-конференции с секретарем Совета национальной безопасности Армении Арменом Геворкяном заявил, что, во-первых, «любая дестабилизация обстановки, тем более вооруженный конфликт в непосредственной близости от пространства ОДКБ, является угрозой для всех государств организации», и, во-вторых, касаясь недавней четырехдневной войны в Нагорном Карабахе, он «указал на активную роль России в нормализации обстановки и поиске решения», квалифицировал такие действия как «поведение союзника в рамках ОДКБ». При этом призвал «смотреть через эту призму», так как «наш главный козырь, самая эффективная составляющая — это политическое влияние», и «потенциал был задействован в полном объеме».

Баку ответил на это следующим образом: «Да будет ему известно, что антитеррористическая операция в Нагорном Карабахе, которую он (Бордюжа — С.Т.) называет военным конфликтом, это внутреннее дело Азербайджана, и ни к одной стране ОДКБ, в том числе и Армении, отношения не имеет». Но как же так, если буквально на днях пресс-секретарь МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев заявил, что «Азербайджан будет вести переговоры по урегулированию карабахского конфликта только с Арменией, оккупировавшей азербайджанские земли, а не с непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой»? Гаджиев уточнил, что «договоренность о прекращении огня 5 апреля была достигнута между ВС Азербайджана и Армении»; «до сих пор стороной в переговорах с Азербайджаном по урегулированию карабахского конфликта выступала Армения, которая оккупировала азербайджанские земли, так будет и впредь». Добавим к этому и то, что в основе венских договоренностей президентов Азербайджана и Армении, достигнутых при прямых посреднических усилиях глав внешнеполитических ведомств США, России и Франции, лежат все же документы, подписанные еще в 1990-х годах, в том числе и по соблюдению режима перемирия на линии соприкосновения конфликтующих сторон.

Кстати, под ними (наряду с Баку и Ереваном) стоит подпись и Степанакерта. В заявлении по итогам венской встречи говорится и о необходимости следовать перемирию, важности создания механизмов расследования нарушений перемирия, расширении аппарата личного представителя действующего председателя ОБСЕ, а также возможности возобновления переговоров по урегулированию конфликта в ближайшее время.

Где логика и кому действительно необходимо при описании сути карабахского конфликта иметь хотя бы поверхностное представление о его политико-дипломатической матчасти? Что же касается мысли Гаджиева о том, что «официальный Баку всегда был сторонником налаживания контактов между общинами Нагорного Карабаха», то практическая реализация такого проекта — если, конечно, не вести речь о политическом блефе — неизбежна при контактах между Баку и Степанакертом, чего первый всячески избегает.

Вообще, по нашим наблюдениям, после четырехдневной карабахской войны в информационное поле Азербайджана начинает вбрасываться своеобразная «табель о рангах», определяющая уровень и принципы взаимоотношений Баку с другими государствами через призму их отношений к перспективам урегулирования карабахского конфликта. Так, портал Haggin.az в своей передовице «Если Рухани посетит Ереван, Ильхам Алиев направится в Израиль», восхваляя «филигранную дипломатию» президента Азербайджана (которому удалось «превратить прежде враждебную Россию, в силу характера и направленности ее военно-политического союза с враждебной Арменией, в прочного и надежного партнера, покончить с «каспийским раздраем» и выравнять отношения с Туркменистаном, укрепить военно-политический союз с Турцией, разбить военно-политические узы, соединявшие Армению с Белоруссией и Казахстаном, выработать новую платформу экономического взаимодействия с этими странами»), обрушился с резкой критикой в адрес президента Ирана Хасана Рухани, который устроил во время недавнего визита в Тегеран «помпезный прием в своем дворце министру иностранных дел Армении Эдварду Налбандяну».

По мнению Haggin.az, таким образом Иран «перечеркнул все усилия Азербайджана по нормализации и ускорению отношений с Ираном». «Не успели шиитские муллы в Баку дочитать молитвы в память о героически погибших во время апрельской войны азербайджанских шиитских мучениках, — пишет портал, — как шиитские лидеры Ирана заявили о всецелой поддержке братской Армении. А Рухани вдобавок попросил Налбандяна донести свои искренние и теплые пожелания Саргсяну! Более того, мусульманский Иран и Армения договорились о новом уровне стратегического союза. И знаете, что самое парадоксальное и обидное в заявлении Налбандяна на встрече с Рухани? Армянский министр открыто поблагодарил Иран за его позицию по карабахскому вопросу. А президент Ирана заявил, что с радостью в скором времени посетит Армению и готов с Арменией к «региональному взаимодействию и борьбе с терроризмом».

В чем же причины такого недовольства Баку? В Тегеране прошла трехсторонняя встреча министров обороны Ирана, России и Сирии, и, как сообщает тегеранское бюро АПА, «на встрече главной темой обсуждений были пути борьбы с терроризмом». По итогам встречи министр обороны Ирана Хосейн Дехган заявил, что «Иран видит путь разрешения кризисов в Сирии, Ираке и Йемене в серьезной беспощадной борьбе с террористами, прекращении оказания политической и материальной поддержки террористам, что обеспечит искоренение терроризма», в чем, кстати, замечена Турция, стратегический партнер Азербайджана. Теперь, когда Тегеран открыто позиционирует себя и в качестве стратегического партнера Армении, Азербайджан заявляет, что якобы «руководство Армении, говоря о борьбе с терроризмом, подразумевает борьбу с Азербайджаном». Когда недавно появились сообщения о подготовке встречи в Баку президентов России, Азербайджана и Ирана, на которой будет обсуждаться проект открытия транспортных коммуникаций Север — Юг, бакинские политологи заговорили о создании в регионе нового «центра силы» с участием России, Азербайджана и Ирана, что, по их мнению, «приведет к новым решениям по карабахскому вопросу».

Ранее, в период расцвета российско-турецкого альянса, Азербайджан рассчитывал, что в существовавшем геополитическом треугольнике Москва — Баку — Анкара Баку имеет преимущества и шансы на урегулирование карабахского конфликта по своему сценарию, активно манипулируя проблемами в армяно-турецких отношениях. Сейчас в возможном треугольнике Москва — Баку — Тегеран, когда последний, несмотря на давление Баку, снабжал и продолжает снабжать Ереван, по выражению Haggin.az, «газом, нефтью, кредитами… строил трубопроводы, дороги, реализовывал крупнейшие экономические мегапроекты», соотношение сил в регионе, конечно, изменилось.

Но Азербайджан возмущается не только этим. Бакинский политолог Заур Расулзаде считает, что «Азербайджану однозначно нужен геополитический прорыв, чем и объясняется его стремление как можно больше интегрироваться с НАТО», и что, «в отличие от других аспектов внутренней и внешней политики Баку, у этого аспекта внутри страны практически нет противников». Действительно вся энергетическая стратегия Азербайджана строилась на принципе привлечения на свою сторону стран Запада, позиционирования себя в качестве альтернативного России источника энергоресурсов для Европы с целью возможной политической конвертации в урегулирование карабахского конфликта. Что в итоге?

По словам Расулзаде, «альянс почему-то принялся умасливать Армению». Речь идет о следующем заявлении генсека НАТО Столтенберга во время совместной пресс-конференции с канцлером ФРГ Ангелой Меркель: «Я хотел бы напомнить, что Турция — это союзник по НАТО, а Армения — ценный партнер НАТО. Голосование, которое прошло в германском парламенте (речь идет о резолюции по Геноциду армян — С.Т.),это не тот вопрос, в который вовлечено НАТО. Надеюсь, что мы по возможности скоро сможем наблюдать нормализацию отношений между Турцией и Арменией. Важно, чтобы мы все участвовали в усилиях по снижению напряженности и предотвращению конфликтов и проблем между странами». Необъяснимый для Баку парадокс как раз состоит в том, что Армения, член ОДКБ и союзница России, страна, в которой находится крупная военная база РФ, сотрудничает с НАТО, хотя она должна быть — в теории — противником альянса. Если все это является результатом «филигранной дипломатии» Ильхама Алиева и его нового «реформаторского» курса во внешней политике, то снимаем шляпу!

Станислав Тарасов

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image