Грузия становится заложницей Турции. Часть Вторая

13 июня, 2016 - 01:09

Экономический фактор

Последние шесть лет Турция так же пытается втянуть Грузию в различного вида экономические союзы. Приближается к завершению строительство второй фазы стратегического нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, а так же следующая параллельно с нефтепроводом и связывающая между собой Турцию и Азербайджан железная дорога Баку-Карс.

Следует отметить, что турецкое влияние на Грузию в свою очередь мешает стране полноценно использовать свой транзитный потенциал. Альтернативные направления транзита, такие как, например Грузия-Армения-Иран, не развиваются, либо блокируются.

Используя военно-политические рычаги Турция убеждает Грузию относиться равнодушно к любым инициативам идущим не от турецкого блока. Более того, со стороны Турции звучат убеждения - в случае начала военных действий в Нагорном Карабахе приостановить и экономическую связь с Арменией. В Тбилиси есть некоторые круги, считающие, что экономическая блокада Армении приведет к обострению ситуации в стране, в том числе и к внутриполитическому кризису. Общественность Армении потребует вывода российской военной базы с территории страны, что, в свою очередь приведет к созданию угрозы с южного направления (от Грузии –ред.).

Турецко-азербайджанское объемное экономическое присутствие направлено не только на то, что бы удерживать Грузию в своей экономической оси. На данный момент Турция является лидирующим экономическим партнером Грузии. Причем, объем ввозимой из Турцию в Грузию продукции в четыре раза превышает объемы грузинского экспорта в Турцию. С 2000 года турецкие инвестиции в Грузии составили более чем 1 400 000 000 долларов, что превышает 20% от общего объема иностранных инвестиций страны.

Необходимо отметить, что большинство турецко-азербайджанских инвестиций осуществляется именно в тех регионах Грузии, которые эти страны считают важными с точки зрения своих национальных интересов. Речь идет об Аджарии и регионе Квемо Картли. В Аджарии Турция практически взяла в свои руки все производство, весь туристический сектор и другие важные отрасли. Турецкие предприниматели купили большую часть прибрежных участков. В Аджарской Автономной Республики объем турецких инвестиций превышает 75% от общего объема. Увеличена доля Турции и на стратегически важном объекте – порте города Батуми. Ни для кого не секрет, что на предприятиях принадлежащих гражданам Турции, работники –турки, получают в разы более высокие зарплаты, чем граждане Грузии.

Религиозно-культурный фактор

С 2011 года более 30 000 граждан Турции воспользовались законом Грузии о двойном гражданстве и стали гражданами страны. Увеличилось так же и количество населения исповедующего ислам. Причем не только на территории Аджарии, но и в других регионах страны. Увеличилось за счет роста числа суннитов.

Интересен и тот факт, что на территории Грузии происходит процесс сунитизации азербайджанского, шиитского населения. Все это происходит при поддержке со стороны турецкого государства. Сегодня в Аджарии стоит вопрос о строительстве сразу четырех мечетей. Турция совершила инвестицию объемом в 125 000 000 долларов. Инвестиция касается строительства поселения в Грузии, населенного лишь мусульманами.

По всей территории страны действуют турецкие, порой бесплатные, образовательные учреждения-центры. В Аджарии проживает 150 000 грузинских мусульман, среди которых, в последнее время начало наблюдается проявлении религиозного экстремизма. Подпитывается данный экстремизм со стороны лиц, получивших образование на территории Турции, либо – напрямую турецкими эмиссарами. Под видом правозащитных организаций и религиозных объединений, в Грузию, из Турции проникают силы, нацеленные на трансформацию грузинского ислама. Часто данные силы имеют тесные связи с такими организациями как, например «Исламское государство».

В последние годы увеличилось число грузинских мусульман направляющихся в Сирию для участия в протекающих там военных действиях. Не исключено, что лиц, вернувшихся на Родину будут пытаться использовать, натравлять против национальных и религиозных меньшинств, именно против армян.

При данном раскладе остается неясной позиция Грузинской Православной Церкви. С одной стороны грузинский патриарх множество раз обращался к правительству страны с протестом против строительства в Грузии новых мечетей. Но с другой стороны, по существу, грузинские священнослужители действуют более антиармянски, нежели в защиту интересов своей же веры. У данного подхода есть свое объяснение. Два года назад турецкие власти не исключили возможности передачи грузинской церкви определенной собственности в Трабзоне и прилегающих регионах.

Одним словом, Турция действует, применяя различные методы, которые не просто воздействуют на военно-политическое развитие Грузии, но и берут всю страны в заложники. Турция уже преуспела, смогла втянуть Грузию хоть и не в до конца оформленный, но все же в военный союз. Если существующие тенденции сохранятся и примут логически ожидаемый вид, то Грузия, к сожалению, станет головной болью для армянского государства.

Баграт Мовсесян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image