Николай Бордюжа: Создание единого террористического списка в ОДКБ станет прорывом

16 июня, 2016 - 07:52

Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа в интервью телеканалу «МИР 24» рассказал о том, каких результатов удалось достичь в рамках деятельности ОДКБ под председательством Армении и какие задачи еще предстоит выполнить.

- В Армении стартовали тактико-специальные учения подразделений спецназначения органов внутренних дел стран-членов ОДКБ «Кобальт-2016». В республике они проводятся впервые во взаимодействии с воинскими контингентами КСОР. Чем еще отличаются данные маневры и какие у них основные цели и задачи? Можно ли считать эти учения одним из первых шагов реализации заявления глав-государств ОДКБ от прошлого года о противодействии международному терроризму?

Н.Б: Мы не в первый раз проводим такие учения. Хотя в Армении подобные маневры идут впервые. Главная их миссия - отработать учебно-боевые задачи по противодействию террористическим организациям. С учетом того, что сегодня борьба с террором - приоритет ОДКБ, для нас очень важно, чтобы спецподразделения могли отработать совместные действия в случае необходимости проведения операции в отношении террористических групп. Я считаю, что эти учения очень хорошо подготовлены. Полиция Армении и ее руководящий состав весьма серьезно отнеслись к необходимости проведения и подготовки этих учений. Проделана колоссальная работа и результат налицо. Здесь все спецподразделения государств, мы отработаем несколько учебных вопросов совместных действий спецназовцев по ликвидации террористических групп. Думаю, это будет серьезной подготовкой для боевой работы в случае необходимости применения наших коллективных сил.

- Учения проходят на фоне разросшегося терроризма, изменилась география атак террористов, их методы и средства. Учитывая все это, изменились ли способы и механизмы борьбы с террором со стороны соответствующих структур и подразделений ОДКБ и какие направления в зоне ответственности Организации сегодня можно рассматривать как наиболее рискованные, подверженные террористически-экстремистским угрозам?

Н.Б: Действительно, деятельность террористических групп становится все более изощренной. Сегодня такие крупные террористические организации как ИГИЛ, «Джебхат ан-нусра» (обе группировки запрещены в России) фактически стали субъектом международных отношений. Они создали квазигосударство, получили доступ к колоссальным финансовым средствам и сегодня используют самые современные достижения науки и техники для вербовки новых членов в свои ряды, для воздействия на население, пропаганды своих идей и самое главное - для осуществления терактов и в целом террористической борьбы. Конечно, все это накладывает отпечаток на деятельность специальных служб. Больше применяется техники. Сегодня просто спецназ ничего не сделает, нужна определенная техническая подпитка, поддержка, должна быть организована работа в информационных сетях, должны применяться самые современные технические средства для обнаружения и уничтожения бандитов. Поэтому все, что есть на вооружении в наших государствах, апробируется, в том числе на этих учениях.

- 21 век, прежде всего - век высоких технологий. Высокие, информационные технологии активно применяются со стороны террористов, международного бандсообщества. Можно ли предположить, что в ОДКБ будет создана отдельная профильная структура по борьбе с киберугрозами, опасностями в информационном поле?

Н.Б: Мы занимаемся информационной безопасностью и противодействием работе террористических организаций в информационных сетях уже давно. Для этого проводим операцию «Прокси». Ее результаты поражают. Последняя операция, которую мы проводили несколько месяцев назад, дала основание говорить о том, что центр тяжести террористической деятельности переносится в информационные сети. Именно там осуществляется влияние на молодежь, 70% всех вербовок производится через информационные сети. Для этого, во-первых, у нас есть соответствующий механизм координации нашей деятельности, во-вторых, мы проводим регулярные операции по выявлению информационных ресурсов, используемых террористами, в-третьих, мы создали и уже несколько лет успешно используем Центр по киберинцидентам.

- Армения в этом году председательствует в ОДКБ. Какие векторы и приоритеты, намеченные руководством республики, вы бы отметили и какая часть из них уже реализована?

Н.Б: Руководство Армении подошло прагматично к оценке своих приоритетов и выдвижению их в качестве основных направлений нашей деятельности. Это и совершенствование военной составляющей КСОР (учения «Кобальт-2016» - один из элементов работы в данном направлении), и противодействие террору, и совершенствование военно-экономического сотрудничества государств, и совершенствование механизмов технического сотрудничества. Это достаточно широкий спектр направлений, которые Армения определила как приоритетные в совей председательской деятельности. Я считаю, что они все исходят из жизненных реалий, из тех проблем, с которыми мы сегодня сталкиваемся. Конечно же, в рамках ОДКБ главное внимание уделяется проведению мероприятий и реализации этих приоритетов.

- Среди намеченных президентом Армении Сержем Саргсяном приоритетов также развитие сотрудничества ОДКБ с международными структурами - ООН, ШОС, ОБСЕ и многими другими. Каких результатов в этом направлении удалось достичь?

Н.Б: Мы уже ушли от понятия «развитие», мы говорим «взаимодействие» с ООН. Мы вышли на планомерное сотрудничество. Причем оно осуществляется на постоянной основе. Недавно я об этом говорил с генеральным секретарем ООН. Сегодня мы можем абсолютно обоснованно говорить о том, что у нас постоянное взаимодействие со структурами ООН.

- В прошлом году Совет коллективной безопасности принял решение о коллективных авиационных силах ОДКБ. Что проделано в этом направлении?

Н.Б: Созданы коллективные авиационные силы, выделен соответствующий авиационный ресурс, авиационные средства от всех государств. Мы проверили и задействовали эти коллективные силы при проведении в том году учений миротворческих сил. Я считаю, что этот элемент находится у нас в повседневной эксплуатации для обеспечения безопасности наших стран.

- Еще один из приоритетных вопросов деятельности ОДКБ - углубление военно-технического сотрудничества, создание совместных предприятий в ВПК. Все эти вопросы в приоритете не только ведь на этот год…

Н.Б: Это одна из самых востребованных линий. Все государства заинтересованы в то, чтобы были сохранены существующие на их территории предприятия военно-промышленного комплекса или создании новых предприятий. Они заинтересованы в том, чтобы эти предприятия включались в цепочку создания тех или иных видов вооружений, получении государственных заказов, получении денег для того, чтобы эти предприятия функционировали. Для нас это задача номер один на все годы.

Буквально несколько дней назад мы провели заседание военно-экономической комиссии ОДКБ под управлением вице-премьера России Рогозина в городе Душанбе. Там обсуждались абсолютно конкретные практические вопросы сотрудничества в военно-экономической деятельности, в том числе создание предприятий, совместных сервисных центров по обслуживанию техники и вооружений. Мы говорили о необходимости создания центра координации и поддержи тех предприятий, которые участвуют в создании и разработке военных систем. Хочу сказать, что наиболее продвинутые в этом плане - армянские предприятия.

Несколько предприятий за последнее время, в том числе с участием секретариата ОДКБ, получили или сохранили госзаказы на производство тех или иных систем. Мы на территории Армении создали несколько сервисных центров, которые действуют, прежде всего, в интересах вооруженных сил Республики Армения. Эта работа ведется в рамках ОДКБ достаточно успешно. А то, что комиссию по военно-экономическому сотрудничеству по решению президента возглавил вице-премьер России, отвечающий за военно-промышленный комплекс РФ, серьезно продвинуло наше практическое взаимодействие между государствами.

- Этой осенью запланирована сессия Совета коллективной безопасности в Ереване. Какие вопросы будут обсуждаться и можно ли ожидать, что будет окончательно принята и утверждена стратегия развития ОДКБ до 2025 года?

Н.Б: Думаю, что согласование и работу над стратегией мы завершим. Осталось буквально несколько несогласованных позиций. Это дело ближайших нескольких недель. Первоочередной вопрос - это вопрос о стратегии, второй вопрос, который однозначно будет выноситься на рассмотрение президентов - это дополнительные меры по совершенствованию системы коллективной безопасности в сфере антитеррора. И плюс ряд вопросов, которые сегодня представляются на уровень уставных органов, совета министров иностранных дел - он пройдет 4 июля в Ереване, совета министров обороны - он тоже пройдет в июле в Ереване. 8 июня в Ереване состоится заседание комитета секретарей Советов безопасности. Один из приоритетных вопросов, интересных для нас - создание единого списка государств-членов ОДКБ по террористическим и экстремистским организациям. Если мы сумеем завершить согласование, то, я считаю, это будет серьезным прорывом в сфере борьбы с террором в наших государствах.

- Благодарим за интервью!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image