НАША МАША ПЛОХО СЛЫШИТ, или Страсти по Карлу Густаву Эмилю Маннергейму

17 июня, 2016 - 19:55

Чудны дела твои, Господи! Только это и приходит на ум, когда становишься свидетелем странной цепи происшествий последних дней. Много статей и реплик появилось сразу после "наезда" официального представителя МИД РФ Марии Захаровой на недавно установленный в Ереване памятник национальному герою Армении Великому Гарегину Нжде. "Наезд" Захаровой, как уже говорилось, был произведен с подачи МИД Азербайджана и нескольких активных лоббистов азербайджанских интересов в Москве, включая депутата ГД РФ от ЛДПР Шингаркина.

НО ВОТ ВДРУГ ЧИТАЕМ СООБЩЕНИЕ АГЕНТСТВА "ИНТЕРФАКС": "Москва. 16 июня. INTERFAX.RU - Глава администрации Кремля Сергей Иванов принял участие в церемонии установки в Санкт-Петербурге мемориальной доски финскому фельдмаршалу Карлу Маннергейму.

Памятная доска в честь Маннергейма установлена на фасаде здания Военной академии материально-технического обеспечения на Захарьевской улице в Петербурге.

"Как говорится, из песни слов не выкинешь. Никто не собирается обелять действия Маннергейма после 1919 года, но до 1918 года он служил России, и если уж быть совсем откровенным, то он прожил и прослужил в России дольше, чем он служил и жил в Финляндии", - сказал Иванов на церемонии открытия".

Напомним вкратце читателю, что же было после 1918 года. Вкратце, потому что сегодня достаточно открыть, скажем, Википедию, чтобы получить массу интересующей нас  информации по тому же Маннергейму. Поэтому будем краткими.

Итак, весной 1917-го уехавший из России швед (вся финская элита до российского завоевания Финляндии в стране традиционно была шведского происхождения) Маннергейм стал фактически диктатором отделившейся от России Финляндии, потопив в крови сопротивление местных красных, пачками расстреливая в том числе и гражданское население.

В мае-апреле 1919 г. во время переговоров с англичанами о возможной интервенции против Советской России и наступлении на Петроград в качестве условий начала финского наступления против большевиков Маннергейм просил официального одобрения интервенции со стороны Великобритании, предоставления займа в 15 млн фунтов, признания независимости Финляндии будущим небольшевистским правительством России, проведения плебисцита о присоединении к Финляндии в Восточной Карелии, автономии Архангельской и Олонецкой губерний и демилитаризации Балтийского моря.

БУДУЧИ ВЕРХОВНЫМ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИМ АРМИИ ФИНЛЯНДИИ, Маннергейм противостоял Красной Армии во время Советско-Финской войны 1939-40 гг. Созданная по его плану линия укреплений, получившая название "линия Маннергейма", стала нарицательным понятием и навеки ввела в историю имя финского маршала (хотя сам Маннергейм отмечал впоследствии, что значение линии было преувеличено советской пропагандой, а все дело было в стойкости финских солдат).

В ходе войны Финляндия потеряла часть своих территорий, граница передвинулась много дальше к северу от Ленинграда, но Хельсинки смогли сохранить независимость, ибо Сталин изначально предполагал оккупацию всей страны. Для этого он  создал коммунистическое "правительство Финляндии" в изгнании и провозгласил 16-ю союзную республику СССР – Карело-Финскую (точно так же, как за 20 лет до того Советы сохранили новосозданный турками в 1918 году "Азербайджан", создав АзССР, чтобы потом оккупировать, собственно, настоящий Азербайджан – историческую северную часть Ирана).

В годы Второй мировой Финляндия, как известно, воевала на стороне фашистской Германии, а наш Маннергейм был главнокомандующим Финской армией. В своем приказе о наступлении на СССР  Маннергейм обозначил цель не только вернуть себе все территории, захваченные ранее СССР, но и расширить свои границы до Белого моря, присоединить Кольский полуостров. Финские войска с севера блокировали Ленинград, в ходе блокады города погибли, умерли от голода сотни тысяч людей. На оккупированных территориях в финские концлагеря было помещено около 24 тыс. человек местного населения из числа этнических русских, из которых, по финским данным, около 4 тыс. погибло от голода.

Мало где пишут, что некоторые финские части дошли с немцами и до Москвы. Автору этих строк еще в 1990 гг. приходилось общаться с пожилыми жителями райцентров Волоколамск и Лотошино Московской области. По их свидетельству, финны там зверствовали; на их фоне солдаты вермахта выглядели куда как скромнее…

Ну а потом, как мы знаем, Финляндия потерпела поражение и вышла из союза с Гитлером и войны с СССР. Старый царедворец и опытный ловелас и интриган Маннергейм, ставший президентом,  вновь оказался опытным политиком и предотвратил оккупацию страны Советами. К тому же, в  отличие от многих политических деятелей Финляндии, признанных военными преступниками, Маннергейм избежал уголовного преследования. Впрочем, существует мнение, что во всем этом  больше заслуги Сталина, нежели финского маршала.

…ВОТ ТАКОЙ ВОТ "МОНУМЕНТ"-ДОСКУ ПОЛУЧИЛИ В ПОДАРОК ЖИТЕЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, где и сегодня чтят память о войне и погибших во время блокады.

Возвращаясь к началу статьи, заметим. В отличие от Гарегина Нжде, никак не участвовавшего в войне против СССР во время Второй мировой, но осужденного затем за борьбу с большевиками в 1920-21 гг., Маннергейм был главнокомандующим армией страны, которая воевала с Советами как в ходе гражданской войны, так и в ходе Второй мировой войны на стороне нацистов.

Что можно добавить к сказанному? Разве что удивиться двурушничеству некоторых российских чиновников. Почему молчит Мария Захарова, плохо слышит и читает?

Или это не относится к ее внешнеполитической компетенции? В которую, видимо, входит предвзятое бросание камней в огород стратегического союзника с кляузной подачи "стратегического партнера"?

Александр АНДРЕАСЯН, Москва

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image