ГОЛУБКА ОТ АЛИЕВА

28 июня, 2016 - 11:26

Сколь долго продлится нынешнее затишье на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Армении? На этот счет звучат разные оценки, но самой вероятной представляется та, что в создавшейся ситуации Баку не пойдет на резкую эскалацию. 

ВОЗМОЖНО, ИЛЬХАМУ АЛИЕВУ И ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОВТОРИТЬ АПРЕЛЬСКИЙ СЦЕНАРИЙ, но он не дурак и не авантюрист: президент Азербайджана понимает, что с апреля расклады изменились, а ставить все на кон не в его стиле. Тем более сейчас, когда худо-бедно, но переговорный процесс возобновился и посредники стараются перехватить друг у друга инициативу по организации новой встречи президентов Армении и Азербайджана. 

По всей вероятности, в ближайшей перспективе в карабахском вопросе Алиев больше будет действовать на дипломатическом фронте, где он стоит перед серьезными вызовами. Это не только ставшие уже традиционными обвинения в нарушениях прав человека в стране, сколько проблема взаимоотношений в треугольнике Анкара - Баку - Москва.

Для Алиева новый виток углубления отношений с Москвой имеет сегодня очень важное значение. В том числе и в плане нагорно-карабахского урегулирования. Для президента Азербайджана очень важно нейтрализовать влияние на конфликт армяно-российского стратегического союзничества, что ему частично удалось во время апрельских событий.

Но сейчас ситуация в российско-азербайджанских отношениях не настолько благостная, как того хотелось бы Алиеву. Россия переживает нелегкие времена. У Москвы куча своих проблем, на решение которых требуется немало времени. И Москве сейчас действительно никак не на руку новый конфликт на Кавказе, тем более с перспективой ее активного в него вовлечения. В чем, в чем, а в этом вопросе обвинять Москву в двойной политике неразумно.

Апрельская авантюра Алиева с точки зрения Кремля была именно… авантюрой. Причем авантюрой, угрожающей стратегическим интересам Москвы в регионе. Именно поэтому, а не исходя из каких-то заговорщических теорий Москва сыграла активную роль в возобновлении действия режима прекращения огня, отметилась конкретными и адресными заявлениями о необходимости соблюдать договоры 1994 и 1995 годов, фактически жестко предупредив Баку о своем неприятии возобновления военных действий в регионе. Эта тональность сохраняется и по сей день. 

Лидер Азербайджана сначала попытался всех уверить, что апрельскую войну развязал не он. Дескать, не виноватый я - они, армяне, сами напросились… Однако не прокатило, и как политик разумный, Алиев все контексты уловил, предупреждение учел, запустил на линии соприкосновения белую голубку и сегодня всячески стремится к новому этапу укрепления отношений с Москвой. Последнее не такая легкая задача, как может показаться на первый взгляд.

ПРОБЛЕМА ДЛЯ АЛИЕВА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО В АПРЕЛЬСКИХ СОБЫТИЯХ, которые не скоро будут забыты, но и в сложных российско-турецких отношениях. Президент Азербайджана и рад бы сблизить позиции Москвы и Анкары, способствовать налаживанию двусторонних связей и разработке совместных программ, но противоречия между двумя странами очень велики: в частности, интересы Москвы и Анкары на Ближнем Востоке практически противоположны.

Правительство Эрдогана только делает вид, что хочет нормализации с Москвой. Хотело бы - давно нормализовало. На самом деле Турция геополитический антагонист Москвы. Другое дело, что некоторое время это удавалось скрывать, но обострение на Ближнем Востоке быстро все вернуло на круги своя. Нынешняя ситуация в российско-турецких отношениях объективна, отражает геополитические реалии: не было бы турецкой атаки на российский самолет, этот антагонизм неизбежно выразил бы себя в чем-то другом.

Рассориться же с Москвой по-крупному и вновь затеять войну - слишком высокий для Алиева риск. Не будет он таскать эти каштаны в угоду Эрдогану, лучше сжать зубы и потерпеть, довольствуясь пресловутыми 800 гектарами… Тем более что есть договоренности с Ереваном продолжать переговорный процесс. Правда, в одном из своих последних интервью Алиев говорил, что не намерен переговариваться еще 20 лет, но… ни про десять лет, ни про пять ничего не сказал. Сложный конфликт – сложные переговоры. Сложные переговоры – трудные решения. Тут уж ничего не поделаешь.

Так что у Еревана и Степанакерта есть время для решения главных задач: укрепления обороноспособности Арцаха, устранения ошибок апрельской войны. Последний визит Сержа Саргсяна в Арцах показал, что именно этим в Ереване и Степанакерте сейчас интенсивно и занимаются.

Впрочем, и о внутренних проблемах забывать не надо. Ни Еревану, ни Степанакерту. К примеру, помнить, что травля популярных в народе людей авторитет власти не поднимает. Скорее наоборот. Не надо уподобляться в вопросах расправы над своими оппонентами товарищу Эрдогану. Тем более что только авторитетная власть может успешно решать задачи обороноспособности.

Рубен МАРГАРЯН

Комментарии

Если Алиев не дурак и не авантюрист, кто-нибудь может меня просветить,а что из себя представляет Рубен Маргарян?Только без шуток и оскорблений, пока, пожалуйста!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image