КОГДА НАГОРНЫЙ КАРАБАХ ПЕРЕСТАНЕТ БЫТЬ «ЛИНИЕЙ СОПРИКОСНОВЕНИЯ»?

28 июня, 2016 - 20:09

Недавняя встреча Владимира Путина с Президентом Республики Армения Сержем Саргсяном и Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым в Санкт-Петербурге была посвящена нагорнокарабахскому урегулированию и прошла без участия журналистов. Несмотря на то, что по её итогам было принято совместное заявление, где говорится, в частности, об «увеличении числа международных наблюдателей» и «удовлетворении сторон режимом перемирия», вопрос о том, когда Нагорный Карабах перестанет быть «линией соприкосновения», остался. Эксперты клуба «Валдай» из Азербайджана и Армении рассказали об ожиданиях заинтересованных сторон и представили своё видение развития ситуации в зоне конфликта по итогам трёхсторонней встречи.

«О проведении встречи президентов Азербайджана и Армении было анонсировано ещё в Вене 16 мая сего года, после встречи президентов и министров иностранных дел стран – сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Наблюдается позитивная динамика, которая заключается в том, что после эскалации начала апреля стороны соблюдают режим перемирия и выполняют решения, принятые на встречах», – отметил директор Центра стратегических исследований при президенте Азербайджанской Республики Фархад Мамедов.

«Следующий раунд переговоров прошёл при посредничестве президента России. Это демонстрирует насколько серьёзно подходят к процессу урегулирования страны-сопредседатели и Россия в частности. Это отметил и президент Азербайджана, который поблагодарил президента России за внимание, которое оказывается армяно-азербайджанскому Нагорно-Карабахскому конфликту», – сказал эксперт.

«Азербайджан с самого начала возлагает надежды на интенсификацию субстантивных, предметных переговоров по урегулированию конфликта, изменению статус-кво посредством вывода армянских вооружённых сил с оккупированных территорий и начала поэтапного решения, тогда как армянская сторона выводит на первый план процесс мониторинга на линии соприкосновения», – считает Мамедов. При этом он добавляет, что «одно без другого невозможно». «Процесс должен продвигаться с одной стороны реализацией достигнутых договорённостей, что повышает уровень доверия, с другой стороны началом реализации поэтапного процесса урегулирования», – отметил он.

Кроме того, по мнению Мамедова, интерес посредников также создаёт благоприятные условия для реализации договорённостей. «В том числе снижает риск провокаций и отхода от переговорного процесса», – добавил он.

Доктор политических наук, заместитель директора, руководитель отдела политических исследований Института Кавказа Сергей Минасян, напротив, считает, что хотя итоги трёхсторонней встречи и соответствовали ожиданиям её непосредственных участников, кардинально после неё ничего не изменилось. «С учётом сложности самого карабахского конфликта и длящихся десятилетиями безуспешных попыток урегулирования или даже сближения позиций сторон, вполне естественно озвученные в декларации дипломатически обтекаемые формулировки абсолютно не соответствовали надеждам или наоборот – опасениям, имеющимся в армянском и азербайджанском обществах, и тем более – в самом Нагорном Карабахе», – заявил эксперт.

По его словам, российская сторона, выступающая главным инициатором встречи, пыталась продемонстрировать преемственность переговорного процесса, показать, что предпринимаются меры, призванные предотвратить повторение апрельских событий в Нагорном Карабахе, и, наряду с этим, подчеркнуть свою ведущую роль в регионе.

«Нынешняя встреча в Санкт-Петербурге максимум могла стать повторением или комбинацией Майндорфской декларации по укреплению мер доверия с попытками выйти на политические договорённости, предусматриваемые "Казанским документом". Для этого Москве нужно было показать армянской стороне, что создаются гарантии и механизмы по исключению в дальнейшем повтора апрельских событий, которые должны стать необходимым предусловием для формирования предпосылок для переговоров "по существу". С другой стороны – продемонстрировать Баку, что нынешняя ситуация ещё не означает новой заморозки переговорного процесса по карабахскому урегулированию и укрепления нового статус-кво вокруг Нагорного Карабаха, но при этом азербайджанской стороне нужно согласиться на создание необходимых предпосылок для начала реальных переговоров, в виде гарантий тех же самых мер доверия», – отметил эксперт.

Говоря о возможном сценарии развития событий в зоне Нагорно-Карабахского конфликта, Минасян отметил, что «весьма сомнительно, что азербайджанская сторона, в нынешних условиях пойдёт на полноценное соблюдение режима перемирия, ибо в таком случае Баку лишится главного своего рычага давления как на переговорный процесс, так и на дальнейшее развитие карабахского конфликта – угрозу возобновления боевых действий».

По его мнению, после Санкт-Петербургской встречи Ильхам Алиев оказался перед необходимостью политического выбора. «Либо адаптироваться под новый, более сложный статус-кво, пытаясь представить собственной общественности апрельские события как серьёзный успех и тем самым оправдать очередной раунд бесплодных переговоров (при посредничестве РФ и МГ ОБСЕ), даже если они и будут затрагивать "сущностные проблемы", так как пойти на взаимный компромисс с армянскими сторонами по формуле "некоторые территории в обмен на чётко зафиксированный статус" Нагорного Карабаха Баку в нынешних условиях пойти не сможет. Либо азербайджанское руководство может вновь прибегнуть к военной эскалации в зоне карабахского конфликта, которая, впрочем, на этот раз с большей вероятностью не будет уже ограниченной и локальной, а может перерасти в полномасштабную войну, с непредсказуемыми военными, военно-политическими и иными последствиями и потерями, в первую очередь – для её инициатора», – уточнил эксперт.

«Остаётся лишь надеяться, что выбор всё же будет сделан в соответствии с теми заключительными положениями июньского заявления, где президенты Саргсян и Алиев договорились продолжить своих регулярные контакты "в дополнение к работе сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые были приглашены на завершающую часть встречи в Санкт-Петербурге"», – сказал Сергей Минасян.

Программный директор Фонда клуба «Валдай» Андрей Сушенцов в свою очередь заявил, что Россия решительно настроена на урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта. «В Москве озабочены тем обстоятельством, что соблазн военного решения конфликта становится со временем всё больше. Азербайджан сильно опережает Армению по размеру населения, экономики, и военного бюджета, а также по темпам их роста. Напротив – изолированная от ключевых региональных рынков Армения постепенно теряет население и экономическую динамику. Даже членство Армении в ЕАЭС не станет решением её экономических и демографических проблем. В перспективе двух десятилетий нынешний статус-кво будет невозможно поддерживать, а это грозит большой войной, в которую могут быть втянуты также Россия и Турция», – сказал Сушенцов.

По словам программного директора, прошедшая в Санкт-Петербурге встреча отражает российское намерение вернуть веру Баку и Еревана в то, что урегулирование на основе Мадридских принципов не только необходимо, но и никого не оставит проигравшим. «К сожалению, глубокое взаимное недоверие сторон и внутриполитическое давление мешают лидерам двух стран договориться. Сказывается также зацикленность на сиюминутных обстоятельствах конфликта и нехватка дальновидного подхода. Лидеры Армении и Азербайджана пока не смогли предложить своим народам путь к трудному разрешению конфликта, предпочитая обвинять во всём оппонента», – отметил Сушенцов.

На этом фоне, подчеркнул он, пресса двух стран делает конфликт судьбоносным, решающим в истории каждого из народов. «Формируется представление, что конфликт может быть решен только в пользу одной из сторон, а компромисс невозможен. В обеих странах создаётся психологическая среда, оправдывающая применение силы. Армянские и азербайджанские эксперты вместо содержательных вопросов урегулирования фокусируются на анализе последней фазы обострения. В результате стороны всё ближе подходят к порогу полномасштабной войны, несмотря на приверженность на словах мирному пути урегулирования», – пояснил программный директор Фонда клуба «Валдай».

«России и другим членам Минской группы пока удаётся сдерживать эскалацию конфликта, однако этого недостаточно для урегулирования. В его отсутствие ситуация будет усугубляться с каждым годом, а военные столкновения на линии соприкосновения грозят стать новой нормой», – сказал в заключение Андрей Сушенцов.

Фархад Мамедов

Сергей Минасян

Андрей Сушенцов

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image