Транспортный коридор через Армению: быть или не быть?

11 июля, 2016 - 20:07

Иран, Армения, Грузия, Болгария и Греция подумывают о создании транспортного коридора от Персидского залива до Черного моря. Уже 12–13 июля представители этих государств должны собраться в Софии и обсудить все детали. Как сообщают иранские СМИ, президент Ирана Хасан Роухани не только видит в Армении единомышленника, но и считает маршрут через эту страну наиболее оптимальным для своего государства.

Для России значим коридор Север – Юг

В этом смысле необходимо помнить о склонности иранцев к популизму, который, по мнению экспертов, зачастую является лишь необходимостью сделать некий пиар-ход. К тому же Иран все равно в некоторой мере зависим от Азербайджана, хотя традиционно и испытывал к нему глобальное недоверие. Все-таки через эту страну проходит крайне значимый для Ирана международный транспортный коридор Север – Юг, соединяющий порты Балтийского моря и Индийского океана. Россия не единожды выказывала заинтересованность в развитии этого направления. При использовании азербайджанского пути конечными потребителями выступают Россия и страны Северной Европы. Если же Иран решит-таки реализовать вышеупомянутый пятисторонний проект, то конечные потребители поменяются.

«Создание транспортного коридора от Персидского залива до Черного моря через Армению выглядит больше проектом политическим, – делится доцент Европейского университета в Санкт-Петербурге, эксперт по экономике Ирана и стран Ближнего Востока Николай Кожанов. – Во-первых, исходя из инфраструктуры и развития армянской транспортной сети выход на нее потребует значительных инвестиций – намного больше, чем азербайджанский проект. Вопрос: откуда деньги для реализации таких проектов? У Ирана денег нет, у Армении – тем более. Во-вторых, неизвестно, насколько этот проект будет совпадать с интересами других партнеров Ирана, в том числе и РФ. В последнее время больше обсуждаются проекты с выходом именно через российское направление, а здесь получается уже своего рода обход».

Преимущество Азербайджана перед Арменией – в железной дороге

Вопрос и в том, насколько европейцы готовы будут использовать этот транспортный коридор в условиях того, что американские санкции с Ирана до конца еще не сняты. При этом сами иранцы, по словам Н. Кожанова, очень активно развивают свою транспортную сеть. Транзит товаров – одно из направлений диверсификации иранской экономики, и страна хотела бы получать прибыль от проходящих через нее грузов. Объем транзита на данный момент достаточно высок. Направления для Ирана стандартные – связь со странами Персидского залива, Индией. Прорабатываются возможности выхода на китайские проекты. Иными словами, в теории потенциал есть, но на практике возможность создания транспортного коридора через Армению будет определяться политическими реалиями и возможностями.

«Преимущество Азербайджана в том, что он имеет железную дорогу, которая связывает его с Россией, – считает старший научный сотрудник центра проблем Кавказа МГИМО, директор некоммерческого партнерства «Кавказское сотрудничество» Николай Силаев. – У Армении такой железной дороги нет, а большой автомобильный транзит ей привлечь трудно в связи с ограниченной пропускной способностью действующего пограничного перехода между Россией и Грузией. Возобновление железнодорожного сообщения через Абхазию или автомобильного транзита по Транскаму сейчас затруднительно по политическим соображениям».

Анализируя возможность создания транспортного коридора от Персидского залива до Черного моря, частично следует учитывать и сложный рельеф Армении. По заверениям специалистов, у иранцев накоплен богатый опыт работы в сложных географических условиях (вспоминаются хотя бы железные дороги, которые там успешно строят еще с первой половины минувшего века, или впечатляющие высотки в Иранском Азербайджане – историко-географической области на северо-западе Ирана, к востоку от озера Урмия, примерно соответствующей территории трех современных иранских провинций – Ардебиль, Восточный Азербайджан и Западный Азербайджан), а это явный плюс для возможной реализации проекта. Но все упирается опять-таки в финансы.

В Баку, скорее всего, тоже вряд ли будут спокойно наблюдать за тем, как Армения пытается перетянуть на свою сторону хотя бы часть грузопотоков, проходящих сейчас транзитом через Азербайджан. На фоне неспокойной политической обстановки между этими странами специалисты не исключают продолжения попыток целенаправленного ослабления армянской экономики.

«Азербайджан предпринимает многообразные меры для того, чтобы блокировать экономическое развитие Армении, – говорит Н. Силаев. – Эта политика совершенно контрпродуктивна. Она не ведет к поставленным целям и затрудняет решение карабахской проблемы».

Все упирается в иранский прагматизм

Подставить плечо Армении может Иран, на который у Азербайджана по большому счету нет рычагов давления. С политической точи зрения иранцы и армяне не конкуренты, что вряд ли скажешь об их отношении к Турции и Азербайджану. Армения является для иранцев не только популярным туристическим направлением, но и этаким младшим собратом, политическим партнером по Закавказью, помогающим в реализации нескольких инвестиционных проектов, в числе которых – строительство гидростанций на реке Аракс. Но стоит ли свеч игра, связанная с попытками выведения Армении из транспортной блокады, осуществляемой Азербайджаном и Турцией?

«Все упирается в иранский прагматизм, в то, что будет выгодно стране, – уверен Н. Кожанов. – Их затраты на транспортный проект через Иранский Азербайджан и на приведение в порядок транспортного соединения на границе все равно не такие большие, как на развитие связи с Арменией. И пока идет доразвитие своей транспортной инфраструктуры, иранцы готовы на каких-то участках перевозить грузы на машинах».

Выходит, что создание транспортного коридора от Персидского залива до Черного моря через Армению в принципе возможно, но, по мнению экспертов, крайне маловероятно. Причем понятна пока лишь заинтересованность Армении, в которую поставки осуществляются сейчас либо наземным путем через Грузию, либо авиатранспортом, что очень дорого и негативно отражается на стоимости конечного продукта. Но с учетом того, что уже есть транспортный коридор на Европу через Иран и Турцию, необходимость во втором вызывает у независимых специалистов большие сомнения.

Степан Ратников

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image