Овсеп Хуршудян: Группа «Сасна црер» - не террористы, это ответ на политический беспредел власти

20 июля, 2016 - 19:50

17 июля вооруженная группа захватила в ереванском районе Эребуни территорию полка ППС полиции. В первых сообщениях СНБ говорилось о «группе вооруженных людей», в третьем — о «террористах».

Идут четвертые сутки с момента, когда вооруженные сторонники оппозиционного движения «Учредительный парламент» захватили здание полиции в ереванском районе Эребуни, где удерживаются несколько заложников из числа полицейских. На момент написания материала полиция сосредотачивала живую силу на улицах, прилегающих к зданию.

О ситуации в Ереване и восприятии ее армянским обществом Службе информации «ЕвроБеларуси» рассказывает член Руководящего комитета Форума гражданского общества Восточного партнерства Овсеп Хуршудян.

- Подчеркну, что участники группы — в основном представители общественно-политического движения «Учредительный парламент», то есть среди «Сасна црер» («Сасунские храбрецы» - название национального эпоса, также известного как «Давид Сасунский» - «ЕвроБеларусь».), что очень важно, нет никаких криминальных элементов, а есть именно политические деятели, которые долгое время занимались политической борьбой в рамках Конституции. Но их борьба, как и всех остальных альтернативных власти политических партий, не принесла никаких результатов, потому что в Армении уже долгое время конституционным путем каких-либо изменений достичь невозможно: власть узурпирована криминально-олигархическими элементами и структурами. Ни для кого не секрет, что фактически все выборы в Армении фальсифицируются, что власть удерживается одними и теми же людьми, скажем, с небольшими косметическими изменениями в составе. Да, захват полицейского здания — это крайний шаг, но, замечу, что это уже второй подобный случай в 2016 году. В первом случае до столкновения не дошло, Служба национальной безопасности арестовала группу людей, готовящуюся, как говорилось в сообщении, к военным действиям по политическим мотивам. Согласитесь, для маленькой страны второй такой случай за год — это уже чересчур. То есть все мирные методы исчерпаны, политики и активисты начинают принимать решения об отказе от мирной борьбы. Конечно, это все очень опасно и чревато непредсказуемыми последствиями, это — крайние меры, но все-таки устав ООН и общепринятым параметрам прав человека предполагают право народа на восстание, если все остальные пути исчерпаны и невозможно другим образом защитить свои собственные права в стране. Вот эти люди — «Сасна црер» — и воспользовались таким правом.

- Какие настроения характерны для армянского общества в эти дни?

- Если судить по общественному мнению посредством социальных сетей, то в большинстве своем мы видим массовую поддержку этого выступления, если же судить по телеканалам, которые полностью находятся под контролем властей, то там их называют террористами, осуждают. Власть использует все свои возможности, чтобы представить этих людей в неприглядном свете, обычными террористами, но политические требования «Сасна црер» уже невозможно скрыть.

- Что это за требования?

- Они довольно четкие: освобождение всех политических заключенных и отставка президента Сержа Саргсяна. Замечу, что массовая гражданская поддержка группы «Сасна црер» очень обеспокоила власти, поэтому они начали буквально массовый террор в отношении общественных активистов, по большому счету, всей общественности. Они сейчас на улицах, на площадях буквально ловят мирных граждан, которых подозревают в симпатиях к этой группе, избивают прямо в полицейских машинах, еще на пути к участкам, надев на них наручники. Когда же человек попадает в участок, то его держат пять-шесть часов без доступа адвокатов, то есть с нарушением всех процедур — по нашим законам нельзя держать человека под стражей без специального ордера больше двух часов. Но власть сейчас демонстрирует полный беспредел.

- И насколько успешны для власти такие действия?

- Собрания людей не прекращаются — и на площади Свободы, и близ захваченного здания. Люди собираются постоянно, при этом среди них — самые известные и авторитетные деятели культуры, науки и т. д. Очень чувствуется обеспокоенность власти тем, что такия собрания могут привести к массовым общественным выступлениям. Уже сегодня в районе Сари Таг, прилегающей к захваченному восставшими полицейскому участку, произошла крупная стычка местной молодежи с полицией, последнюю закидали камнями. Звучат призывы к выходу людей на улицы, к мирному устранению власти — то есть массовый выход людей, по мнению многих, предотвратит возможные кровопролитную стычку между восставшими и полицией. Сейчас власти, на мой взгляд, не идут на силовое решение конфликта - и не только потому, что в здании есть высокопоставленные заложники — там также много оружия, это будет серьезный бой, это будет иметь непредсказуемые последствия, так как, повторюсь, общественность, фактически, поддерживает восставших.

- Остаются переговоры? Власть готова к диалогу?

- Насколько я понимаю, с восставшими какой-то опосредованный диалог власти сейчас ведут, думаю, поэтому 18 июля был освобожден еще один заложник в качестве жеста доброй воли. Но я не уверен, что власть пойдет на реальные уступки. Освободить пятнадцать политзаключённых? Это для власти — начало конца, все политзаключённые сейчас героизированы в обществе, их возвращение сейчас крайне опасно для власти. Уйти в отставку Серж Саргсян тоже вряд ли согласится. Не надо забывать, что он пришел к власти на крови 10-и мирных демонстрантов, убитых полицией и возможно охраной некоторых олигархов 1 марта 2008 года. Так что ситуация остается непредсказуемой и крайне взрывоопасной.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image