Сдаем земли или нет: о чем Саргсян может беседовать с Сефиляном?

25 июля, 2016 - 13:12

Армянские СМИ широко освещают заявление карабахского депутата, Героя непризнанной Нагорно-Карабахской республики Виталия Баласаняна, который в течение последних двух дней выполнял функции посредника в переговорах между властями Армении и группой боевиков отряда «Сасна црер», которые 17 июня захватили в Ереване полк ППС, в ходе чего был убит полковник полиции и несколько человек ранены.

Баласанян, в частности, сообщил о последнем этапе переговоров, которые он провел совместно с директором Службы национальной безопасности страны Георгием Кутояном. Именно благодаря этим переговорам удалось освободить последних двух заложников, все еще находившихся в руках членов вооруженной группы.

Кроме того, в своем заявлении Баласанян призвал боевиков «опомниться, пока еще не поздно» и сложить оружие, а также передать медикам раненого боевика, который нуждается во врачебной помощи.

Главное, однако, Баласанян сообщил в конце своего достаточно пространного заявления. По его словам, он сам, неназванные «высокопоставленные представители власти» и один из близких сподвижников находящегося в заключении лидера боевиков Жирайра Сефиляна встретились с последним в тюрьме «Вардашен» и «обсуждали разные вопросы». «Жирайр Сефилян поднял волнующие вопросы национального значения, которые мы обещали передать президенту. Свое обещание мы выполнили незамедлительно, передали все вопросы (президенту Сержу Саргсяну — ред.)». «Сейчас у нас есть и позиция президента Армении: после того как ребята сложат оружие и сдадутся, он готов пригласить Жирайра Сефиляна и объяснить реальную ситуацию и перспективы».

И вот тут-то неизбежно возникают вопросы уже у каждого, кто знаком с этим текстом, причем за скобками остается фантасмагоричность ситуации, когда глава государства согласен встретиться с человеком, обвиняемым (для начала) в незаконном приобретении, владении и перемещении оружия. О чем именно собираются беседовать участники этой встречи? Надо думать, президент Серж Саргсян пригласит Сефиляна не для того, чтобы объявить ему о своей отставке, тем более, что ни сам узник тюрьмы «Вардашен», ни его вооруженные соратники на этом уже не настаивают. Также несомненно, что категорично настроенный Сефилян вряд ли может «раскрыть глаза» президенту на царящую в социально-экономической жизни страны незавидную ситуацию: глава государства, несомненно, осведомлен об этом намного лучше и глубже. Надо думать, что и рецепты для исправления ситуации ему известны, по крайней мере, не хуже, нежели политику-радикалу.

Остается предположить, что речь пойдет о ситуации вокруг карабахского урегулирования, поскольку Сефилян и его сторонники являются категорическими противниками т.н. «сдачи территорий». Напомним, что в последнее время, в связи с явственно активизировавшимися миротворческими усилиями посредников Минской группы ОБСЕ (Россия. США, Франция) и особенно — Москвы, среди немалой части армянского общества стали распространяться различные слухи, согласно которым, якобы, действующие власти под давлением международного сообщества готовы пойти на неприемлемые уступки азербайджанской стороне в Карабахе, согласиться с отводом армянских формирований из ряда районов, составляющих хорошо укрепленную «зону безопасности» вокруг собственно НКР.

Несмотря на то, что представителями власти такие слухи и домыслы категорически опровергались, они получили весьма широкое распространение. Не будет преувеличением сказать, что это и стало «спусковым механизмом» для неожиданной силовой авантюры членов отряда «Сасна црер». Именно поэтому легко предположить, что Серж Саргсян готов раскрыть Сефиляну «реальную ситуацию и перспективы», связанные именно с нынешним этапом карабахского урегулирования. И в таком контексте, как подсказывает логика, далеко не все обстоит столь безнадежно, как склонны утверждать в Ереване и в Степанакерте некоторые политики и эксперты. Потому что в противном случае, — то есть если Сефилян выйдет со встречи с президентом, не будучи удовлетворенным его разъяснениями, — исчерпать нынешний внутриполитический кризис будет очень и очень трудно.

Дело в том, что подавляющая часть армянского общества — при всем уважении к прошлым боевым заслугам членов группы «Сасна црер» — отрицательно относится к их радикальным, силовым действиям. Однако одновременно практически все граждане и Армении, и НКР столь же отрицательно относятся в данное время к идее возвращения Азербайджану районов вокруг непризнанной республики, справедливо полагая, что это способно крайне негативно сказаться на безопасности карабахцев. И в этом смысле у Сефиляна и его соратников очень много латентных сторонников.

И если беспрецедентная встреча все же состоится и главе государства удастся убедить лидера радикалов в том, что власть не вынашивает никакого «предательства», а наоборот — намерена и впредь отстаивать официальную позицию армянской стороны (территории вокруг НКР могут быть возвращены лишь в обмен на международное признание нового статуса республики), то это, во-первых, снизит в обществе накал непримиримых настроений, а во-вторых — позволит Еревану, обретшему крепкий политический тыл, с большей уверенностью вести переговоры в рамках Минской группы ОБСЕ.

Ануш Левонян, политический обозреватель, Ереван

Комментарии

Мне не понравилась тональность статьи и, самое главное не к лицу политическому обозревателю выстраивать невнятные "логические" выводы и тут же,"наращивая аргументы" стараясь изо всех сил доказывать их состоятельность.Мне вовсе не политологу не показаось, что я тоже "так думаю"

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image