Владимир Евсеев: «Самая большая проблема – поиск компромисса»

26 июля, 2016 - 11:06

В Ереване продолжается противостояние правоохранительных органов и захвативших здание полка патрульно-патрульной службы.

Власть в Ереване могла бы использовать силу и ликвидировать это противостояние. Однако президент Серж Саргсянна это не идет, в том числе и потому, что лично знает некоторых представителей этой радикальной группы. Президент по-прежнему пытается договориться и не хочет обострять и без того достаточно сложную ситуацию.

Насколько известно, в Армении не так много радикальных групп, готовых к такого рода действиям, но некоторые из нихдостаточно решительные. И возникает проблема – идти на их открытое подавление власть не хочет, вместе с тем, не совсем ясно, как и о чем договариваться.

Очевидно, что в Армении налицо существенное недовольство социально-экономическим положением - высокий уровень коррупции, невозможность найти работу, значительная часть населения вынуждена отправляться на ее поискиза пределы республики, в том числе в Российскую Федерацию. Это происходит на фоне конституционной реформы, к проведению которой в Армении относятся по-разному. Кроме этого не следует забывать, что далеко не все в Армении довольны изменениями формы правления в республике, по-разному относятся к референдуму, который состоялся по этому вопросу. Некий раскол в обществе имеет место.

В этих условиях, если люди увидят, что за выступлениями радикальной группы не стоит необходимость немедленного свержения власти, а удерживающим здание полка патрульно-постовой службы удастся перевести конфликт в социально-экономическое русло, то поддержка населения может быть существенной.

В настоящее время социальная база протеста, который мы наблюдаем, небольшая. Это, конечно, не «цветная революция», как обычно трактуют подобные события, потому что в данном случае явного внешнего воздействия не наблюдается. Оно и крайне нежелательно, особенно учитывая тот факт, что Армения фактически находится в состоянии войны на территории Нагорного Карабаха.

Многие члены радикальной группы имеют опыт борьбы в Нагорном Карабахе, сражались за Армению, имеют определенные военные заслуги. И с этой точки зрения квалифицировать данный захват как теракт сложно, но в любом случае их действия нужно характеризовать как радикальные.Убит полицейский, у которого осталось трое детей, и за это нужно отвечать. За противоправные действия необходимо нести ответственность. Если ответственности никто не понесет, подобные события, возможно, большего масштаба, могут повторяться.

Возникает дилемма - протестующиевыступают против действующей власти, но радикальными методами, а борьба радикальными методами ведет к нарушению уголовного законодательства. Пострадавшие есть с обеих сторон.

Заложники освобождены. Действующая власть создает радикалам условия, при которых, как она полагает, они сдадутся. Но такой сценарий, полагаю, маловероятен. Было бы неправильным, брать их «измором»,помощь захватившим здание может прийти извне. Не исключено, что их сторонники попытаются вывести людей из здания. И это может привести к новому витку противостояния между правоохранительными органами и теми, кто удерживает здание.

С другой стороны, предпринимать резкие шагисо стороны власти достаточно рискованно. Поэтому действующая власть находится в состоянии неопределенности. Она не хочет идти на штурм, но понимает, что оставить проблему нерешеннойтакже не может.

Россия крайне озабочена возможностью ухудшения ситуации в области безопасности на территории самой Армении. Она хотела бы, чтобы эти события были завершены в максимально сжатые сроки ине предполагали бы силовогосценария, который может привести к озлоблению людей и попыткам повторения такого рода развития событий, учитывая тот факт, что у этих людей есть сторонники. Нужно исключить подобное и попытаться договориться. Самая большая проблема – поиск компромисса.

Полагаю, что Россия не должна вмешиваться в конфликт, который носит внутриармянский характер. Но Москва бы не хотела, чтобы этот протест вышел за мирные рамки, хотя, он все же вышел – вооруженный захват, убийство полицейского. Для России важно, чтобы сохранилась возможность диалога действующей власти с оппозицией. Ей не нужна нестабильность в Армении, это главное. Любой выход за рамки правового поля создает некую неуправляемость, которая может сказаться на безопасности Армении в условиях сохранения вооруженного противостояния с Азербайджаном.

Владимир Евсеев

заместитель директора Института стран СНГ, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС, к.т.н.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image